Тула ушедшего века

Подписка на новости

Личности, связанные с Тулой

ГОВОРЯТ, МЫ БЯКИ-БУКИ или Погоня за беглой гласной.

Охотничье кремневое ружьё с испанским стволом. Мастер Бабякин С.И. Первая четверть XIX в.Белых пятен в краеведческих вопросах тьма-тьмущая, где не копни, куда не Охотничье кремневое ружьё с испанским стволом. Мастер Бабякин С.И. Первая четверть XIX в.сунься. Взять хотя бы избитую тульскую дискуссию о кинотеатре Бобякина... нет, Бабякина. Или лучше так - кинотеатре, названном в честь юного борца с проклятым царизмом Алексея Бабякина.. Или Бобякина? Нет, не лучше. Начнём-ка, пожалуй, с начала, так путаницы меньше.

Задолго до событий революции 1905 года, сыгравших в нашем исследовании ключевую роль, а точнее говоря за сто лет до них упоминается в тульских хрониках славное имя Бабякина Спиридона Ивановича. Да и как ему было не упоминаться, учитывая рабочий путь этого мастера ложевого цеха Тульского Винтовальная пищаль. Мастер Бабякин А.С. 1866 г.оружейного завода. С 1807 года он становится старостой ложевого цеха, возглавляет собственную мануфактуру охотничьего оружия, с 1813 года насчитывавшую 7 рабочих. В 1812 – 1816 гг. поставил частным подрядом для армии свыше 11 тысяч огнестрельного и 800 штук холодного оружия. В 1816 году награждён серебряной медалью на аннинской ленте. С 1839 года ушёл в Алексей Бабякин - юный, а уже борец. Визит-портрет начала XX векаотставку. О дальнейшей жизни известно не так много, включая продажу дома коллеге-фабриканту Лялину и упоминание как здравствующего лица в ревизской сказке за 1850 год.

Зато точно известно, что к тому времени он много лет отдыхал от трудов своих, и, вероятно, гордился тем, что его деятельность напрямую продолжает сын Алексей Спиридонович, появившийся на свет в 1805 году, и сразу же занявший папину должность мастера ложевого цеха ТОЗ. Нет, конечно, не сразу же с колыбели, но вы поняли. Преемственность всё-таки) А пуркуа бы и не па, когда имеется несомненный талант, огранённый выучкой умелого отца. И вот, благодаря им, на выставке в Туле 9-10 июня 1837 года, устроенной в честь приезда великого князя Александра Николаевича, Бабякин-младший демонстрирует охотничьи ружья и пистолеты, а на выставку 1839 года в столичном Санкт-Петербурге привозит пару пистолетов в футляре общей стоимостью 500 тогдашних рублей.

На стволах пистолетов красуется гордая надпись «А.Бабякинъ», так что, любезные, даже не сумлевайтесь. А кроме них отдельного внимания достойна созданная продолжателем востребованного ремесла кремневая винтовка 1866 г., стилизованная под пищаль XVII века, которой владел царь Алексей Михайлович. Украшенное тонкой гравировкой, изящно инкрустированное костью животных, перламутром и чёрным деревом, это оружие по праву Ключевые точки, связанные с печальными событиями 21 октября 1905 г. Вот только А. Бабякин был похоронен на Чулковском кладбищесоседствует с пистолетами в фонде Эрмитажа. Случается ему бывать и на родине, что последний раз происходило зимой 2022 года, когда в Тульском государственном музее оружия проходила выставка «Шедевры тульских мастеров».

А вот дальше с продолжением всё становится не так ясно, и на канве нашей истории появляются первые путаные фрагменты, неровными стежками ведущие к главному действующему лицу. 19 февраля 1886 года в семье, как пишут источники, потомственного оружейника Александра Алексеевича Бабякина появляется сын Алексей. Дело предков решил не продолжать, как и его многочисленные братья и сёстры, заразившиеся вирусом реформаторства. Они и вовлекли младшенького, занимавшегося поэзией и живописью недоучку Тульского реального училища в революционную деятельность. Ну не бяки ли?

Распространение листовок и аресты только закалили характер парня, вступившего в боевую дружину Тульской социал-демократической рабочей партии. На рискованном поприще его жизненный путь оборвался 21 октября 1905 года в результате кровавой схватки на перекрёстке Киевской (ныне Странная картина. И это не о демонстрируемом фильме, а о названии кинотеатра. 1935 г.проспект Ленина) и Посольской (теперь Советская) улиц с идейно враждебными черносотенцами.

Сложись судьба страны по-другому, тут и сказочке конец, а кто слушал.. А вот и слушать бы эту сказочку было бы некому. Кому интересен неизвестный бука, сам лезший на рожон против действующей власти, и отдавший за эту дерзость самую дорогую цену, имеющуюся у человека. Но история, как мы знаем, не имеет сослагательного наклонения, и потому в царстве победившего большевизма имя Алексея Бабякина возникло из небытия в ярком ореоле "красного мученика". Оставим за скобками выяснения, почему для этой роли После сеанса фильма «Щорс» в здании кино-театра имени БОбякина. Автор Струнников Сергей Николаевич. 1941 гбыл выбран именно он, учитывая, что в печально известном побоище лишились живота своего несколько дружинников-ровесников Алексея (всего убито более 40 человек). По факту же город обзавёлся улицей в честь нового героя. Обратим внимание, что улица Бабякина не вызывала к себе никаких вопросов - в отличие от кинотеатра, нежданно ставшего притчей во языцех на много лет вперёд, и даже в новейшее время, когда пресловутый очаг культуры давно почил в бозе.

Причина в том, что сменивши ради такого полезного для сохранения духа революции дела вывеску на кинотеатре "Художественный" в 1925 году, советские власти задали задачку обычным гражданам и сломали голову особо въедливым персонам. Ведь на ней красовалась следующая надпись - "Кино-театр им. Бобякина". Кто видоизменил фамилию погибшего юноши и по какой причине остаётся неизвестным, но именно эта оказия привела к необычному "раздвоению" его покойной личности.

Ещё больше масла в огонь подбавила случившаяся примерно 40 лет спустя метаморфоза, когда пережившее многие тяготы старшее поколение туляков и их более удачливая молодая смена заметили, что привычное название обратилось незнакомым "Кинотеатр имени Бабякина". Обычные граждане снова чесали макушку, а малый остаток особо въедливых персон опять остался без «Б» и «А» - им встретиться судьба. Фото Валерия Сумарокова.голов. Никаких публичных объяснений и заявлений от представителей власти сделано не было, и происходившие изменения таки остались загадкой вплоть до середины 80-х, когда здание было снесено.

Буквенная коллизия не лучшим образом отразилась на общепринятых краеведческих характеристиках, и прежде всего биографии самого Бабякина, с тех пор упоминаемого в некоторых публикациях с двойной гласной буквой первого слога, и непременной ссылкой на злополучную "оригинальную" вывеску кинотеатра, с весьма сомнительным расчётом, что корень разночтения Артист Московского театра оперетты Борис Бабякин (1916-?)имеет некие документальные причины. Однако, никаких официальных сведений о том, что в фамилии участника событий 1905 года изначально имелись какие-то разночтения, нам встретить не удалось. Согласно исследованию историка Елены Платоновой, изначально пресловутая гласная менялась в писцовых книгах, где возможно ещё более древние предки Алексея, тоже оружейники, фигурируют как Бебякины и Бобякины, но изменить его личные данные это уже никак не могло.

Несколько прояснило дело произведение сына Ильи Алексеевича Бабякина артиста Московского театра оперетты Бориса Ильича Бабякина, написавшего в память о дяде книгу "Перед грозой" аккурат на столетие со дня рождения погибшего. Никаких разночтений не находим и здесь. Но, подарив Тульскому областному краеведческому музею несколько ценных документов, что мог высказать автор о никогда не виданном родственнике, кроме идейно-выдержанного панегирика? Хм, например, занятный исторический анекдот о том как их предков, урождённых Бякиных, волей случая нарекла Бабякиными Екатерина II. Мол, вскрикнула при встрече: Ба! Бякин! «И всё заверте…»

Вот и смешались в кучу Бякины, Бебякины, Бабякины, Бобякины, дав повод для лишения человека, оставившего след в истории города, своей настоящей фамилии. Популярные печатные издания и сетевые сообщества в профильных Семья Алексея Бабякина. Справа налево: мать Бабякина А.А., брат Иван, племянник Константин, жена Ивана Н.Д.Бабякина. 1910 г.статьях описывают "версии" её произношения, при этом делая акцент на сложившуюся неопределённость, которое следует принять как должное. Не имея такого желания, сложим вместе доступные сведения, края которых, истрёпанные, раскрошенные течением времени, выглядят подходящими друг другу, что позволяет взглянуть на проблему с иной, гораздо более полноценной стороны.

Что же в сухом остатке? В нём мы наблюдаем династию Бабякиных, чьё имя приобретает вес в начале XIX века как мастеров оружейного дела, достигших уровня частных поставок для армии и получавших госнаграды, а их произведения пополнили собой коллекции крупных музеев. Спустя век родовая ДНК цепочка от Спиридона Ивановича, через Алексея Спиридоновича и Александра Алексеевича продлилась до Алексея Александровича Бабякина.

Волею судеб поднятый на гребень волны политпропаганды, этот навсегда оставшийся молодым человек становится одним из локальных символов кровавого становления Советской власти. Но вот незадача - то ли по причине безалаберности, то ли плохой читаемости имевшихся документов, в его фамилию, украсившую кинотеатр на улице Коммунаров, 17 (ныне проспект Ленина) вкралась досадная ошибка. Возможно, поначалу незамеченная, она продержалась до 30-х годов, когда что-либо менять значило накликать на себя смертельную беду. Ещё бы, во время интенсивного поиска врагов и вредителей признать, что на центральной улице размещена словно в насмешку исковерканная фамилия героя революции. Да за такое!.. А потом война и вошедшее в привычку отношение, которое неожиданно меняется внесением долгожданной поправки. Что-то явно произошло, но что именно - сокрыто молчанием, поскольку открыто признать грубую ошибку даже спустя много лет стало бы таким же неприкрытым позором и поводом для насмешек. Как минимум. Что до причины, то ей могло быть обращение кого-то из потомков. Например, того же Бориса Ильича.

Нисколько не претендуя на истину в последней инстанции, мы воспользовались правилами исторического анализа, при этом ожидая подтверждения его выводов архивными метриками и официальной публикацией на их основе. Думается, в этом случае мы наконец-то сможем увидеть пресловутую фамилию в необходимом историческом контексте в связи с целой галереей значимых для Тулы образов. И она, эта связь, сделает историю Алексея Бабякина много значимей и важней, чем существующий ныне обрывок прошлого, привязанный к громкому, но полу-забытому эпизоду начала позапрошлого века. Напротив, в единой связке с историей рода фамилия Бабякиных получит заслуженную коннотацию в виде символа нескольких поколений, представленных людьми, внёсшими различный вклад в историю родного города.

Спасибо за внимание!

При подготовке публикации использованы материалы: Пособие для экскурсий «По Тульскому краю» 1925 года; Краеведческая группа «Тула Ушедшего Века»; справочные порталы и открытые архивы музейных фондов.

Владислав Тарасов. 19.02.2024 г.

Читать еще

Форма входа