История автомобильного транспорта в Туле
Автомобили появились на улицах Тулы не позже апреля 1908 года, когда Тульская городская Дума разрешила тулякам Д. Котельникову и А. Разину открыть собственное таксомоторное депо и перевозить пассажиров на двух черных «Фиатах». В 1910 году в городе насчитывалось десять "самодвижущихся экипажей". Наступила эпоха автопробегов. В 1914 году через Тулу прошел один из первых автопробегов Москва - Орел - Москва. В годы I мировой войны количество машин ощутимо возросло. Первые попытки объединить усилия тульских транспортников относятся к 1917 году, когда был сформирован губернский транспортно-материальный отдел. В 1924 году в Туле впервые были организованы автомобильные перевозки пассажиров. На первых порах для этих целей использовались переоборудованные грузовики вместимостью 24 пассажира. Самый первый автобусный маршрут «Улица Каминского - Курский (ныне Московский) вокзал» проходил по центральным городским улицам Коммунаров, Советской, Красноармейской. Почитать об истории автобусных пассажирских перевозок в Туле можно здесь.
В начале 1930-х годов в связи с общим политическим курсом на индустриализацию страны автомобилю как транспортному средству стала отводиться первостепенная роль. В 1931-32 годах на улице Крестинтерна (ныне Коминтерна) началось строительство гаража на 100 машин. В 1933 году первая часть здания была введена в эксплуатацию.
В эти же годы в Туле появилась первая бензозаправочная станция. Она находилась на пересечении ул. Свердлова (ныне Староникитская) и Советской на месте нынешнего памятника Глебу Успенскому.
В 1937 году образуется Тульская область. Постановлением Оргкомитета Президиума Верховного совета РСФСР от 31 августа 1939 года было организовано Тульское областное управление автомобильного транспорта. Именно с этой даты и ведет свою историю управление автотранспортом области. Ныне это ОАО «Тулавтотранс».
В первые дни Великой Отечественной войны большинство тульских автомобилей вместе с водителями были мобилизованы и направлены на фронт. Бензина остро не хватало и характерной приметой военного времени стал грузовик газогенератором. Туляки переоборудовали машины на месте, собственными силами.
В послевоенное время автомобильное хозяйство Тулы развивалось: в 1947 году парк автомобильного треста насчитывал 35 автобусов, 199 грузовых автомобилей и 15 грузовых такси.
В 1950-е годы на базе автомобилей М-20 «Победа» и ЗИМ было организовано пассажирское такси. Первый таксопарк находился на ул. Трудовой (ныне Сойфера) до 1977 года, после чего переместился на ул. Рязанскую. Вместе со строительством автовокзала на юге города появилась вторая бензозаправочная станция (ул. Коммунаров, 160).
Популярно было и грузовое такси на базе ГАЗ-51 (см. фото). Этот фургон имел специальный кузов со скамьями и дверцей для входа людей в заднем борте и лестницу.
в 1960-е годы в автопарк тульского такси в основном входили "Волги" ГАЗ-21 в белом и черным кузовах. В 1970-80-х это уже автомобили "Волга" ГАЗ-24. Стоимость проезда в это время была довольно гуманной: 20 копеек за посадку, 20 – за километр пути и рубль за час ожидания. Однако и ожидать подачу автомобиля приходилось долго, порой более часа, да и дозвониться диспетчеру было задачей не из легких.
Во времена всеобщего дефицита профессия таксиста по «престижности» стояла в одном ряду с профессиями продавца пива и официанта. Опытный таксист всегда зарабатывал гораздо больше высококлассных специалистов (некоторые – больше тысячи рублей в месяц) и имел нужные знакомства.
Именно эти самые знакомства помогали некоторым водителям таксомоторов, когда вся страна жила по талонам, наладить торговлю водкой и бутылочным пивом.
Первые маршрутные такси в Туле появились в 1997 году с приходом в областной центр московской транспортной фирмы «Автолайн». Автопарк фирмы состоял из старых микроавтобусов РАФ, ранее эксплуатирующихся в Москве. Также параллельно начали действовать частные независимые перевозчики, как правило владельцы единичных транспортных средств. Их состав был пёстрым — бывшие в употреблении автобусы ЛАЗ, ПАЗ, КАВЗ, РАФ, и даже УАЗ-буханка. Первые маршруты дублировали популярные маршруты общественного транспорта из удалённых частей Пролетарского района в центр (№ 16, 18). Первым маршрутом в Заречье в 1998 году стал укороченный аналог автобусного маршрута № 1 от ул. Мосина до Горелок.