Тула ушедшего века

Подписка на новости

Храмы

Свято-Покровский храм (храм во имя Феодосия Черниговского)

Храм Феодосия Черниговского в 1920-е годы. На снимке - недостроенный каменный храм и изначальный деревянныйХрам во имя Феодосия Черниговского, как и храмы во имя Двенадцати Апостолов, Свято-Знаменский и Сионский, стал одним из "окраинных", воздвигнутых по инициативе епископа Тульского Питирима.
Священнику Донской церкви, что в Чулковской слободе, Василию Сахарову было поручено изыскать возможность устройства нового храма в Чулково. В начале 1898 года он доложил, что выбор пал на приусадебный участок на углу улиц Протопоповской (ныне Плеханова) и Полевой (ныне Калинина) , принадлежавший мещанину Ивану Никифоровичу Татаринову, который согласен безвозмездно передать землю под строительство храма. И.Н. Татаринов пожертвовал участок площадью более 1600 кв. саженей при условии, чтобы храм был устроен во имя святителя Феодосия Углицкого, архиепископа и чудотворца Черниговского, и чтобы в этом храме совершался вечный помин рабы Божией Александры в день ее кончины 7 августа.
Храмоздателем временной деревянной церкви стал житель Чулковской слободы, купец Иван Владимирович Зуев, торговавший лесом. подробнее

Иверская церковь и школа для детей железнодорожников (Путейская, 9)

Вид на Железнодорожную церковь-школу. Начало XX века. Из ГАТОИверская церковь, которая была возведена на тогдашней площади Курского вокзала, в документах начала XX века именовалась "церковь-школа". Как говорилось в письме начальника Московско-Курской железной дороги от 3 июня 1902 года, церковь-школа необходима "для удовлетворения религиозно-нравственных потребностей служащих, рабочих и семей их, живущих при станции". Церковь-школу возвели на участке земли, отведенном военному ведомству под продовольственный пункт. Военным взамен предоставили другой участок, и они не возражали против строительства храма.
Церковь была освещена во имя Иверской иконы Божией Матери 14 ноября 1903 года.
Однопрестольный храм находился в одном здании с двухклассной школой Министерства народного просвещения.
Церковь закрыли в 1923 году, ее здание передали подробнее

Спасо-Преображенский храм в селе Рогожня

Спасо-Преображенский храм в селе Рогожня. Фото начала XX века из коллекции А. И. Наумова.Спасо-Преображенский храм находился на пересечении современных улицы Циолковского и переулка Котовского. Село Рогожня находилось в полуверсте от Тулы. По П.И. Малицкому, каменный храм на этом месте был построен, вероятно, в 1759 году. В 1827 году трапезную храма разобрали из-за ветхости. Она была выстроена вновь в 1841 году на средства благотворителей. В приход храма, кроме села Рогожни, входили деревни Масловка, Гостеевка, Басово, Ново-Басово, Зимаровка и Шиши.
Осенью 1941 года, во время героической обороны Тулы и боев за Рогожинский поселок, храм получил серьезные повреждения. В июле 1945 года здание обследовал представитель "Госархстройконтроля". Он отмечал в отчете: "... своды и верхнее строение крыши с кровлей отсутствуют, кирпичные стены имеют вертикальные трещины, двухэтажная кирпичная колокольня значительно повреждена в верхнем ярусе, шпиль сильно накренился, перемычка одного из световых проемов особенно разрушена и грозит обвалом". В результате полуразрушенное здание храма было разобрано. Благодарим за информацию Наталию Николаевну Кириленко

Храм во имя святителя Иоанна Златоуста.

Храм Иоанна Златоуста в 1925 году.Единоверие - вид воссоединения старообрядцев с православной церковью. Правда старообрядцы относились к единоверию настороженно, считая его способом заманивания их в Православную церковь. Храм был заложен 27 мая 1903 года. Закладку освятил архиепископ Тульский и Белевский Питирим. Через несколько дней "Тульские Епархиальные ведомости" писали: "В настоящее время кирпичная кладка доведена до окон и ведется очень успешно, несмотря почти на оскудение доселе собранных средств, в надежде, что благотворители и ревнители богоугодного дела не дадут этим средствам дойти до полного истощения". К моменту закладки храма на его строительство от жертвователей поступило 12 тысяч рублей, а требовалось еще 24 тысячи.
Но надежды на скорый сбор необходимой суммы денег не сбылись. Храм Иоанна Златоуста освятили только в 1913 году. Он был возведен в популярном в то время русском стиле. подробнее

Католический костел

Около 1903 года. Костел на открытке издателя Н.В. ЮдинаВ 1885 г. в Туле по разрешению губернатора  и руководства Тульской епархии начала действовать римско-католическая часовня. Находилась она в частном доме и не могла вместить всех желающих участвовать в мессе по воскресным дням и праздникам.

Тульские католики (в конце XIX в. в нашем годе насчитывалось более 700 человек, исповедовавших католичество) обратились к властям с просьбой об отводе земли близ Киевской заставы под устройство римско-католического храма. Городская Дума дала разрешение в ноябре 1892 г. Закладку костела на пересечении улиц Киевской (ныне проспект Ленина) и Мотякинской (ныне ул. Л. Толстого) произвели 15 мая 1894 г. далее

Церковь Флора и Лавра

Около 1903 года. Церковь Флора и ЛавраДеревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра была известна еще в начале XVII века. Тогда она была деревянной, с приделом святых бессребреников Косьмы и Дамиана. К 1710 г. здание церкви с главным престолом было уже каменным; в середине XVIII в. в ней устроили каменные приделы во Косьмы и Дамиана и во имя иконы Божией Матери «Знамение».

В 1771 г. во время эпидемии чумы, по преданию, ознаменовалась чудотворениями Боголюбская икона Божией Матери, находившаяся в этом храме. Церковь к этому времени обветшала, и было решено возвести новую, с главным престолом во имя Боголюбской иконы Божией матери и приделами во имя Флора и Лавра и во имя Косьмы и Дамиана. Вначале построили и в 1779 г. освятили приделы. Главный престол с иконостасом обустроили к 1796 г. Предположительно, автором проекта основного объема храма был К.С. Сокольников. Очень интересно и необычно конструктивное решение церкви: ее внутреннее пространство не имеет несущих колонн, и вся нагрузка от высокой надстройки передана непосредственно на открылки свода далее

 

Благовещенская церковь

Около 1910 года. Благовещенская церковь (справа). С открытки изд. Общины св. ЕвгенииДо 1692 г. Благовещенская церковь была деревянной. Каменное здание храма возвели в 1692 г. С некоторыми переделками оно дожило до наших дней, являясь самой старой из сохранившихся тульских церквей и единственным в нашем городе архитектурным памятником XVII  века.

Построение каменного здания храма связано с именем священника старой деревянной Благовещенской церкви Феофилакта Федорова. Уже будучи настоятелем Троицкого монастыря в Астрахани, он пожертвовал деньги на строительство новой церкви в родной Туле. Благовещенская церковь – типичный пример небольших пятиглавых храмов «московского» типа.

Почти кубический объем Благовещенской церкви, украшенный по углам пучками из трех тонких колонок, опоясан широкой лентой карниза со сложным кирпичным «узорчьем», виртуозно сложенным из кирпичей, то поставленных на ребро, то положенных плашмя под углом к плоскости фасада. В верхней части стен - полукруглые кокошники. Барабаны глав не имеют оконных проемов – всё пятиглавие является чисто декоративным элементом.

Церковь имела приделы в честь Леонтия Ростовского и в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона эта стала особо чтимой с 1844 года. Тогда недалеко от церкви случился пожар, грозивший при сильном ветре большим опустошением. Как только образ был вынесен на место пожара, ветер сразу утих, и огонь удалось потушить. подробнее

Сретенская церковь

1912 год. Вид на церковь и колокольню Сретения Господня с правого берега УпыХрам находился на пересечении улиц Металлистов (бывшей Пятницкой) и Советской (бывшей Посольской), на месте нынешнего сквера с памятником С.И. Мосину. Колокольня стояла отдельно, на другой стороне улицы (приблизительно там, где сейчас находится вход в подземный переход). В 1930 г. в журнале «Тульский край» профессор А. И. Некрасова так отзывался о Сретенской церкви: «Имеет завершение, то есть световой фонарь, почти тождественный с Вознесенской, но чувственная телесность торжествует и ниже, по главному массиву храма, выделенному в куб; как бы впадины и выпуклости между колонн дают игру света и тени; этому помогает «китайская» слоистость крыши и утонченность пропорций. Это одна из элегантнейших построек Тулы, рафинированное барокко» далее 

Богоявленский собор в кремле

Около 1910 года. Богоявленский соборК началу XIX века жители Тулы испытывали нужду в просторном теплом соборе. В 1817 г. городское общество решило построить собор во имя святого Александра Невского, тезоименитого Александру I, освободившему Россию и Европу от Наполеона. Но к строительству в то время так и не приступили. К проблеме вновь обратились лишь в конце 1840-х годов.  Решено было возвести в кремле теплый собор во имя Богоявления Господня, с двумя приделами – во имя Николая Чудотворца и Александра Невского. Архитектор Тульского оружейного завода  М.А. Михайлов составил проект, который после многочисленных согласований в столице был утвержден к 1855 г.  Вскоре началось строительство, на которое жертвовали деньги епископы Тульские и Белевские, дворяне, купцы, оружейники. Наиболее крупные взносы были сделаны купцом Семеном Красноглазовым (8000 рублей) и оружейником Максимом Лялиным (5000 рублей). читать дальше

Ильинская церковь

Так выглядела церковь в конце 1920-х годовДеревянная Ильинская церковь упоминается в писцовых книгах 1627 года. В ней имелся придел Бориса и Глеба, неизвестно когда упраздненный, и придел во имя великомученицы Екатерины.

Строительство каменного храма взамен деревянного велось с 1739 по 1755 год. В 1755 г. была освящена нижняя церковь во имя великомученицы Екатерины, в 1760-м - верхний храм во имя пророка Илии.

Время построения колокольни неизвестно.

На южной стороне храма в 1858-1859 гг. построили каменную галерею, по которой можно было войти в верхнюю церковь. На старинной фотографии видно, что Ильинский храм имел выраженные черты стиля барокко: лепнина над окнами, сложная форма венчающего барабана, восьмигранные второй и третий ярусы колокольни, изящное и тоже сложное ее завершение.

В 1907–1909 гг. Ильинская церковь была перестроена. Галерею снесли, трапезную расширили. В верхнем храме появились два новых придела – во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя Бориса и Глеба. Вход в храм, а также северный и южный фасады трапезной выполнили в популярном тогда русском стиле. читать дальше

Форма входа