Тула ушедшего века

Подписка на новости

Что бывало

История одной фотографии

Фотооткрытка с портретом Лео Танти. 1930 годВ архиве старых фото попалась вот эта карточка с текстом "На редкость внимательной домохозяйке Марии Николаевне Ярмоц (?) в память чувства глубокого уважения (от) 1,5 месячного квартиранта Лео Танти. Тула, зима 1930 года.
На фото запечатлен не кто иной как Леон (Леонардо) Константинович Танти (17 сентября 1892 — 13 июня 1973, настоящая фамилия Феррони) — советский артист цирка, амплуа рыжий клоун. Видимо, зимой 1930 года он гастролировал с цирковой труппой в тульском цирке.
Леон родился в цирковой семье обрусевших итальянцев: дед Танти — Дионисий Феррони — канатоходец, владелец передвижного цирка; его сыновья Натали, Орацио, Америко, Оресто и Константин — многожанровые цирковые артисты; отец братьев Танти — Константин Танти (по афише — «Танти-Феррони»; 1862—1909) — акробат, соло-клоун, музыкальный эксцентрик; мать — Франческа Карловна Танти (1869—1952) — танцовщица на проволоке. С самого детства Леон участвует в цирковых пантомимах, скетчах, акробатических номерах. Но настоящую известность он получил выступая в клоунском дуэте с братом Константином ,,Братья Танти,, в период с 1900 г. по 1909 г.

1909—1913 исполняет традиционные буффонадные репризы.
с 1913 г. Выступает с братом, как музыкальные клоуны-сатирики.
1918 Леон становится одним из руководителей Товарищества в бывшем цирке Саламонского в Москве.
1918—1920 выступает во фронтовых бригадах на полях Гражданской войны с сатирическими куплетами, песенками, скетчами. подробнее

Гибель студентов в лаборатории в 1963 году

Памятники с барельефами на могиле погибших студентов на Всехсвятском кладбищеВ 1963 году в Туле произошла трагическая гибель студентов машиностроительного факультета Механического института. Эта история была засекречена и стала чем-то вроде городской легенды. По дошедшим до сегодняшних дней скудным сведениям, Тамара Слатинова, Вячеслав Никитин и Инна Абрамова занимались в лаборатории нынешнего 3 корпуса ТулГУ. По какой-то причине дверь в лабораторию оказалась закрытой. Один из студентов решил проверить макет дымовой шашки на предмет того, является ли она муляжом и поджег. Шашка оказалась настоящей. В результате возгорания студенты не смогли покинуть лабораторию и задохнулись продуктами горения. Хоронили их торжественно за счет учебного заведения на одном участке, после чего опять же централизовано были выполнены памятники с барельефами. Очевидцы вспоминали, что на похоронах было запрещено произносить речи. Заведующий лабораторией получил за халатность условный срок. На следующий день после случившегося радио BBC сообщило о смерти трех студентов в Туле.

«На площадке танцевальной нет свободных мест…»

ВИА "Акцент". Танцевальная площадка (Клетка) в ЦПКиО. 1979-1980 гТанцевальная площадка была устроена в западной части парка в середине 1960-х годов. Она была построена взамен сгоревшего танцевального павильона, который находился до начала 1960-х годов в начале нынешней аллеи аттракционов у входа со стороны ул. Стадионный проезд (ныне Жаворонкова). Ниже приведены воспоминания о танцплощадке Елены Рябиковой-Гуденчук:

 «Летом в Центральном парке работала танцплощадка, которую из-за особенности конструкции называли «клетка». Поначалу она была огорожена только решеткой, и окружающие могли без труда наблюдать за всем, что происходило внутри. Однако со временем по всей окружности на решетке были закреплены большие щиты, так что снаружи были видны только ноги танцоров, да и то, если присесть на корточки.
Попасть внутрь «клетки» можно было несколькими способами. Легальный (и самый непопулярный) - с помощью купленного в кассе билета. Кто-то договаривался с контролерами и проходил, заплатив наличкой подробнее

Совсем как в Москве. Полная история тульских подземных переходов

Московский вокзал и первый подземный переход в Туле. 1990-е годыГлавные ворота Тулы

Именно так называли первый тульский переход – главными воротами Тулы. Само собой ворота у дороги ставить не будешь. Поэтому первый в истории областного центра подземный переход построили на Московском вокзале и открыли в декабре 1970 года.

К этому времени ежегодный поток пассажиров, проходивших через вокзал, исчислялся миллионами человек. Только в летнее время каждый день через Тулу проходили несколько десятков поездов, следующих на юг или в сторону Москвы. Соответственно на перроне иногда действительно было тесно, а из-за рискового нашего народа, не любившего ждать лишних пяти минут, даже опасно далее

Волнения таксистов на площади Ленина. 23.07.1990

Недовольные водители на площади Ленина. Фото Андрея Лыженкова23 июля 1990 г. на площади Ленина в Туле прошел митинг таксистов, требовавших убрать всех южных торговцев из города.
Причиной всех этих событий стал конфликт двухнедельной давности, когда четверо кавказцев избили таксиста. По одной версии – за то, что заломил цену, по другой пассажиры вели себя грубо, и отреагировали на сделанное им замечание. Не исключено, что соответствовали истине обе версии сразу. Как бы то ни было, у избитого были сильные травмы головы и других частей тела.

За две недели после случившегося видимой реакции со стороны тульских властей не последовало. Тульские газеты вообще об этом молчали. Хотя страсти в городе постепенно нагнетались. Под кавказцами в то время понимали продавцов, оккупировавших центральный рынок, из-за чего цены для большинства населения там держались очень высокие. Говорили о том, что рыночная мафия ничего не боится, в милиции и ОБХСС у нее все схвачено. Общее настроение всех горожан – надо навести порядок.

Пока милиция раскачивалась, таксисты решили сами искать справедливости; собрались перед центральным рынком на Хлебной площади и пытались въехать туда на машинах. Милиция тут же отреагировала. подробнее

Как Сталин в Щекино ночевал

Фото дома, где ночевал Сталин. Из архива А. И. ГиллераВ августе 1948 года И.В. Сталин совершил путешествие на автомобиле по стране, которая восстанавливалась после войны. Во время этой поездки глава государства переночевал в Щекино.

В нашем распоряжении оказался интереснейший фотодокумент из архива бывшего управляющего трестом «Щекинуголь» Абрама Иосифовича Гиллера. Предположительно, что именно в его доме и ночевал вождь. Мы употребляем здесь слово «предположительно» вот почему: известно, что

И.В. Сталин ночевал в доме управляющего трестом «Щекинуголь», но был ли в тот момент управляющим А.И. Гиллер, пока не выяснено. Однако в его архиве сохранилось фото, надпись на обороте которого свидетельствует, что Сталин ночевал в Щекино. И этот дом сохранился. Его нынешний адрес: город Щекино, улица Советская, 42. подробнее

Мозаичные панно на тульских хрущевках

Мозаика на тему покорения космоса. ул. Ложевая, 129В 1960-е годы на панелях пятиэтажных домов в нашем городе стали появляться мозаичные панно на тему пропаганды социалистического строительства, космоса, науки и образования (с изображением МГУ). Все они созданы в конце 1960-х годов на хрущевках серии 1-335АТ (тульская). Панели для них производились на двух заводах — алексинском ЖБИ и ЗКД (Завод крупных деталей). Районами, где первыми стали возводить данные дома, стал Пролетарский (ул. Мичурина/Ложевая) и Советский (ул. Халтурина). Сегодня эти мозаики, знакомые многим с детства, потускнели и местами осыпались. Однако эти декоративные элементы являются памятниками советской эпохи и безусловно должны быть сохранены!

см. фото мозаик на хрущевках

Авоськи, они же напраськи

1959 год. Улица Коммунаров в районе современного сквера Тулякам-Героям. Фото Владимира Полюбина. В руках женщины (Веры Михайловны Полюбиной) - авоська.Авоська — сетчатая, сплетённая из суровых нитей хозяйственная сумка, используемая преимущественно для посещения рынков и магазинов. В сложенном виде авоська занимает очень мало места, и поэтому её удобно брать с собою в дамскую сумочку, в портфель или в карман.
Во времена дефицита в СССР люди нередко носили авоську с собой на случай — авось удастся что-то купить (обычно в обеденный перерыв или по дороге с работы домой). Кроме того, в советских магазинах не было полиэтиленовых пакетов для покупок, и сумку нужно было приносить с собой.
Чтобы авоськи было удобнее держать, они иногда выпускались с надетыми на ручки гибкими трубками. Название «авоська» происходит от русского слова «авось» («возможно», «надеюсь, что»). Слово «авоська» существовало уже в начале 1920-х. Графиня Александра Львовна Толстая пишет в 1920-м: "Люди шли по мостовой, таща за собой санки, или несли мешки, сумки, прозванные „авоськами“ — авось что-нибудь раздобудут,— кусочек масла, конины, сухую воблу или селедку".
Существовало также шуточное анти-название авоськи - "напраська"

Фотографические заведения "Триумф" и "Победа"

Фотоотпечаток заведения «Триумф» . 1913 годФотографическое заведение «Триумф» - один из немногих образцов фотокабины-автомата в Туле начала ХХ века. Фотокабины были изобретены в 1888 году и были распространены в мире и в России. Производились они американской компанией “Photomaton” . Фотокабина состояла из двух отсеков, в одном из которых располагался клиент (клиенты), а в другом смонтировано оборудование. Аппаратный отсек содержал погружной фильм-процессор револьверного типа, купюроприемник и осветительные фотовспышки. Съемка велась на обращаемую фотобумагу без промежуточного негатива, благодаря чему время готовности не превышало 3-5 минут. В процессе работы автомата через определенный интервал времени последовательно делалось несколько снимков (чаще всего 4), которые получались в виде серии на полоске фотобумаги. Размер фото составлял 6,5х4 и 4х4 см. подробнее

Стиральная машина "Тула-2"

1962 год. Завод «Штамп». Стиральные машины «Тула-2»Совсем недавно, всего 60 лет назад, наш город славился не только пряниками, самоварами и оружием. В Туле производились вполне конкурентные промышленные товары длительного пользования. На «Туламашзаводе» выпускались мотороллеры и швейные машинки, на Комбайновом заводе – газовые плиты, а на заводе «Штамп» - стиральные машины. О них сегодня и пойдет речь.
В конце 1950-х появилась потребность в автоматизации процесса стирки. В те времена она была связана прежде всего с использованием реле времени. Первой моделью стиральной машины, снабжённой простейшим реле времени (таймером), явилась «Тула-2» (1959 год). Машина была рассчитана на одновременную стирку двух килограммов сухого белья; она снабжалась насосом для удаления стирального раствора и ручными механическими валками для отжима белья. Продолжительность стирки от 1 до 5 минут. далее

Форма входа