Железнодорожное строительство в Тульской губернии в конце XIX - начале XX века
Развивающаяся экономика государства в целом и Тульской губернии в частности требовала быстрых и удобных путей сообщения. Состояние дорог оставляло желать лучшего и издавна на Руси для передвижений ждали «зимника», слабо могли помочь и реки, они постепенно мелели и даже по Оке судоходство замедлялось. Чтобы перевезти 20 тысяч пудов груза(320 тонн), требовалось 2000 лошадей, 500 извозчиков и 1000 телег, а по железной дороге тот же объём можно было перевезти в 30 вагонах, используя 10 рабочих. В середине века Россия сильно отставала от США и Европы по протяженности железнодорожных путей, к 1855 году общая протяженность железных дорог составляла 979 верст,а к примеру в США- 27 718 верст.
Тула и Тульская губерния была важным промышленным, сельскохозяйственным и торговым регионом России. Губерния так же была крупным производителем и важным пунктом в транзитной перевозке зерна из Южных губерний и Волжских регионов. Доставка зерна из Волжских районов в Англию через Санкт-Петербург по воде и гужевым транспортом занимала приблизительно два года, с появлением железных дорог этот срок сократился в 3-4 раза. Стоимость транспортировки четверти ржи до столицы доходила до 11 рублей 57 копеек, без учёта подвоза к пристаням на реках. Д.И.Журавский подсчитал, что за эту сумму можно перевезти хлеб по железной дороги на 1480 верст, что сильно превышает расстояние от черноземья до Балтики. При этом население хлебных районов страдало от невозможности вывезти и реализовать свою продукцию, например в конце 1850-х годов в Орловской губернии скопилось до 80 миллионов пудов непроданного хлеба.
Железная дорога была совершенно необходима Тульской губернии, когда решался вопрос о связи Москвы с Курском и Орлом, появился слух о том, что железная дорога может пройти не через Тулу, а через Калугу, дворянство и купечество Белевского, Богородицкого, Чернского, Одоевского, Веневского уездов и Тулы писали жалобы на качество дорог императору и главному управляющему путей сообщения, так же козырем туляков были богатые залежи каменного угля. В итоге 200 верст Московско-Курской железной дороги прошли по территории Тульской губернии. В 1867 году открылось движение на участке Москва – Тула, в этом же году шло грузовое движение на участке Тула – Курск до ввода его в эксплуатацию.
На территории Тульской губернии в 1867 году были открыты следующие станции Московско-Курской железной дороги, начиная от границ с Московской губернией (Приложение А):
1. Свинская (сейчас Приокская)
2. Иваново (сейчас Тарусская),
3. Пахомово,
5. Лаптево (сейчас - Ясногорск),
6. Ревякино,
7. Тула -1 – Курская (сейчас - Московский вокзал).
Далее от Тулы в сторону Курска в 1886 году открыта станция Косая Гора, а в 1868 г.произошло открытие следующих станций: Козловская Засека (современная Ясная Поляна), Ясенки (современное Щекино), Горбачево, открытая в 1899 году, Сергиево (современный Плавск), Самозвановка (полустанок), полустанок Лазарево, Сумароково, Скуратово, Кресты, Чернь некоторые другие станции и полустанки. В зависимости от грузопотоков и числа жителей все станции делились на четыре класса: на станциях I и II второго классов, как правило, строились большие каменные здания, станции III, а тем более IV класса были небольшими, деревянными, с характерным обилием резных деталей.
О начале работы Московско-Курской железной дороги и об интересе к ней общества мы можем судить по письмам некоторых известных писателей. Вот отрывок из письма И.С.Тургенева к И.П.Борисову: «Напишите мне, как надвигается наша железная дорога, из газет я вижу, что государь проехал по ней до Тулы: ну а дальше?». Письмо дотировано 30 июля 1886 года. Или отрывок из письма Л.Н. Толстого: «Дорога правильно ходит с 1-го ноября. Ждем вас с нетерпением и радостью к себе...» (Л.Н.Толстой - А.А. Фету. 6-10.11.1867). Начальником производимых работ на Московско-Курской железной дороге был назначен В.С.Семичев, инженер-генерал-майор, принимавший участие в постройке Николаевской железной дороги.
Станция Епифань находится в 18 км от тогдашнего города Епифань и располагалась близ села Михайловка. Историки не могут дать точного ответа, почему станция не прошла через город, а оказалась на таком удаление
и связывалась с городом посредством тракта. Одни утверждают, что протянуть железную дорогу через город не позволил рельеф, другие видят в этом коммерческие интересы определенной группы купцов. Однако мы видим уже тогда, а тем более сейчас, что область в районе станции начала развиваться, а сам город Епифань постепенно угасал и через некоторое время превратился в посёлок.
Станция Узловая является классическим примером, когда благодаря железной дороге, практически на пустом месте возникает довольно солидный в масштабах области город. Изначально станция называлась Хрущево, но народное название Узловая прижилось больше и вскоре стало официальным, так как станция была узлом трех направлений на Тулу, Ряжск и Елец.
На Московско-Курской железной дороге таким примером может служить станция Сергиево в селе Сергиевское Крапивинского уезда, где с прокладкой железной дороги развилась торговля и промышленность, теперь это село превратилось в город Плавск. Сергиевское становилось новым центром хлебной торговли, из записей уездного исправника за 1878 год мы видим, что «скуп хлебов бывал почти ежедневно и в течение года было куплено и отправлено по железной дороге хлеба на 1 831 000 руб.». Хлеб ранее отправляемый в Каширу через Ефремов, шел теперь через Сергеевское, так как Ефремов остался в 82 верстах удаления от железнодорожных путей. В результате в селе увеличилось количество людей занимающихся торговлей, в число которых стали входить не только тульские жители, но и население других городов страны, многие переезжали на постоянное место жительство в Сергиевское, как это делали купцы из Крапивны.
Однако к югу от Сызрано-Вяземской железной дороги располагались важные центры хлебной торговли и развивающиеся промышленные центры, поэтому купечество и заводчики этих мест усиленно ходатайствовали о прокладки здесь железной дороги, чтобы связать Узловую с Ельцом. Ветка Узловая-Елец открылась в 1874 году, эта дорога проходила от Узловой через Богородицк и Ефремов до Ельца. Способствовал строительству данной ветки А,П.Бобринский (1826-1894) – министр путей сообщения с 1872 года, который учел прошения нескольких городов Тульской губернии, и предложил внести изменения в генеральный план постройки железных дорог. По Елецкой ветки на территории Тульской губернии располагались следующие станции: Узловая, Богородицк, Товарково, Малевка, Караси, Колодези, Ефремов и Бабарыкино на 131 версте. В 1904 году станция «Богородицк» была переименована в Жданку, по населенному пункту который находился рядом со станцией – д.Жданка. Случилось это благодаря возникновению станции – Богородск, в связи с чем возникала путаница и грузы нередко приходили не туда. В 1866 году начинается постройка Рязано-Козловской железной дороги, которая в 1892 году вошла в состав Рязано-Уральской железной дороги. Протяженность линий этой дороги на территории Тульской губернии составляла 309,9 верст. Московско-Павелецкая линия этой дороги прошла по территории Веневского и Каширского уезда. Рязано-Уральская железная дорога ранее не имела соединения с крупными центрами, а эта линия стала прямым соединением с Москвой, что давало несомненные преимущества не только для торговли, но и промышленности. В результате Соединённое присутствие комитета министров и департамента государственной экономии решило предоставить сооружение этой линии, с ветвью на Венёв, Обществу Рязано-Уральской железной дороги. Высочайшее утверждение это решение получило 21 мая 1897 года,в дополнение необходимо было провести укладку второго пути на участке Москва-Кашира.
Рассмотрим более подробно линию Москва – Саратов, а именно её участок, проходивший по Тульской губернии. В начале 1896 года губернское земское собрание утвердило ходатайство Каширского и Веневского уездов о скорейшем проведении линии с ветвью на Венёв и допуске представителей уездов на совещание правительства по данному вопросу. В следующем году уже развернулись строительные работы.Тогда входивший в Тульскую губернию город Кашира располагался на торговом тракте из Ельца в Москву.С началом строительства железных дорог, город остался вдали от железнодорожных путей, и торговля стала ослабевать. После проведения через город железной дороги, жизнь в городе оживилась и население прибавилось практически на половину.
Отдельного внимания заслуживает железнодорожный мост через Оку, сооруженный по проекту инженера Проскурякова. Мост имел четыре пролета по 58 сажень (123,7 м) и занимал первое место в Европейской России до постройки моста через р.Бузань на Астраханской линии. На самой станции имелось депо, два паровозных здания с 25 стойлами для паровозов и мастерские. Грузооборот станции на 1911 год составлял по прибытию 631 тыс. пудов(пуд - 16,38 кг) и отправлялось 1191 тыс. пудов. Далее в Каширском уезде следовали станции Ожерелье, Пурлово, Богатищево. В 12 верстах от Богатищева, располагалось село Даровое, в котором прошли детские годы знаменитого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, имение принадлежало отцу писателя. Впечатления, полученные писателем в детстве, нашли отражение в «Братьях Карамазовых» и некоторых других его произведениях.
По этой же ветке в Веневском уезде располагалась станция Узуново, которая находилась близ села Узуново и деревни Закрутье, далее Серебрянные Пруды в двух верстах от одноименного села. Село принадлежало графу Шереметьеву, в имении было около 12299 десятин земли, велось исправное хозяйство. Также оно отличалось многопольным севооборотом и лучшими сортами зерна, наличием завода по изготовлению сыра и школы скотоводства и молочного хозяйства. Далее железная дорога уходила в Рязанскую губернию.
С осени 1901 года началось движение на Венёвской ветви Московско-Саратовской линии, регулярное сообщение с Москвой открылось в 1904 году. Первым остановочным пунктом на ней была станция Пчеловодная, в двух верстах от нее находилось село Понизье, название своё остановочный пункт получил видимо потому, что основной отраслью в ближайшем имении было пчеловодство. Далее следовала станция Мордвес, рядом располагалось одноименное село, которое с проведением железной дороги стало торговым пунктом. Далее шла станция
Предтечево (современное название - Настасьино), где из достопримечательностей можно выделить усадьбу М.К. Фон Мекка который и сам занимался железнодорожным строительством, в начале ХХ века проданная Толмачевым. И наконец последним пунктом на ветки была станция Венёв. Здесь кроме кирпичного здания самого вокзала, возводилось паровозное депо, разворотный круг, погрузочные площадки, склады и иные сооружения. Прокладывался водопровод и строилась водонапорная башня, что оживило, начавшую было затухать, торговлю в городе и его развитие, началась электрификация.
Далее рассмотрим участок линии Смоленск-Раненбург, Рязано-Уральской железной дороги, который строился и проходил по территории Тульской губернии. Открылась линия в декабре 1899 года, но грузовое движение началось несколько раньше. В зиму 1897-1898 гг. были приготовлены необходимые материалы для гражданских и искусственных сооружений, вбиты сваи мостов, а в середине 1898 года начались основное строительство железнодорожных путей. За лето были выстроены деревянные мосты, произведена каменная кладка сооружений, было выполнено 70% работ и положено 300 верст пути. Зимой 1898-1899 гг. была произведена полностью сборка ферм железных мостов и установлено оборудование водоснабжения на всем участке. В этот же период в целом было завершено строительство паровозных депо на станциям Астапово (сегодня - Лев Толстой), Белев, Волово, Спас-Деменск и Сухиничи. В Тульской губернии по этой линии располагались следующие станции: Белев, Монаенки, Арсеньево, Истьино, Горбачево, Пономарево, Теплое, Огорево, Волово, Дворики, Птань и на 458 версте от Смоленска – Куркино (с 1911 года Куликово Поле). Далее дорога уходила в Данковский уезд Рязанской губернии, нынешняя Липецкая область.
На станции Белев, было выстроено здание депо, с двумя паровозными зданиями на 15 стойл каждое, мастерская для ремонта, одноэтажное здание вокзала, склады. В двух верстах от Белева находилось село Мишенское – родина поэта Жуковского. В 1911 году отправлено грузов 1049 тыс. пудов, прибыло 1231 тыс. пудов грузов, отправлено более 63 тысяч пассажиров.
Станция Монаенки находилась в 8 верстах от одноименного села.Изначально предполагалось провести железную дорогу через село, и даже было выстроено здание вокзала, в дальнейшем используемого в качестве школы, но в итоге, из-за рельефа местности, линия прошла в удалении от села, где через некоторое время образовался поселок. На многих интернет-ресурсах встречаются сведения о неудачной взятке жителей села, но конкретных сведений нами не обнаружено. Впрочем легенды о удачных или неудачных взятках встречаются в истории почти всех станций.
Станция Арсеньево получила своё название от фамилии местного землевладельца – Арсеньева. На станции были построены сберегательная касса и почтовое отделение, при станции возникла ссыпка хлеба и частный амбар, производилась торговля лесом. Арсеньево можно считать очередным примером, как при станции, практически на пустом месте, образовался населенный пункт, в будущем центр одноименного района.
Станция Горбачево была достаточно оживленным пунктом, так как являлась узлом Рязано-Уральской и Московско-Курской железных дорог. На станции было построено одно железнодорожное стойло и железнодорожное училище на 70 человек, в районе станции располагались винокуренные заводы. Станция так же вошла в историю тем, что на ней были совершены «железнодорожные обрядности» по перевозке тела умершего Л.Н.Толстого.
Далее станция Пономарево, получившая свое название от братьев Пономаревых, которые владели мельницей при селе Урусово. Это была шестиэтажная деревянная мельница, при которой было 3 каменных склада вместимостью в 260 вагонов. При станции образовались базары, в основном для торговли хлебом. Стоить отметить постройку железного моста через реку Плаву недалеко от станции, трехпольный мост длинной в 39 сажень (около 83 метров). Важно подчеркнуть, что практически все станции этой линии вывозили хлеб, сахар, спирт и иные продукты сельскохозяйственного производства.
Немного подробнее остановимся на станции Волово. Само село Волово находилось в 1,5 верстах от станции, но при станции быстро образовался торговый поселок, где в основном население было занято скупкой и продажей хлеба. Сама станция стала узловым пунктом, Рязано-Уральскую железную дорогу здесь пересекала Узлово-Елецкая ветвь Сызрано-Вяземской железной дороги. На станции было построено оборотное, железнодорожное училище на 50 человек и паровозное здание на 8 стойл. Последней станцией этой ветки на территории Тульской губернии была - Куликово Поле (Первоначально названная Куркино). В 15 верстах от неё располагалось знаменитое Куликово поле. На «Красном холме» Куликова поля, в 1848 году поставлена чугунная колонна. На одной из колонн надпись: «Победителю татар великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому признательное потомство. Лето от Рождества Христова 1848». В 20 верстах от станции находилось село Екатерининское, где писал своё «Горе от ума» А.С.Грибоедов, хозяином имения был его друг С.Н.Бегичев. Станция располагалась близ села Куркино. Железная дорога дала резкий толчок к его развитию, теперь это административный центр Куркинского района. Куликово Поле - одна из немногих станций, где не было водопровода. При станции находилось 11 частных складов и железнодорожный склад.
В 1870 году началась постройка Ряжско-Вяземской железной дороги, которая впоследствии вошла в состав Сызрано-Вяземской. Движение на ней от станции Павелец, то есть по территории Тульской губернии, было открыто 15 декабря 1874 года. Дорога была призвана соединить Поволжье с западными регионами страны. На территорию Тульской губернии эта дорога входила на 91 версте и начиналась станцией Клекотки, далее шли станции: Епифань, Бобрик-Донской, Хрущевская (позднее Узловая), Оболенское, Присады, Тула, Протопопово (сейчас - Плеханово), Обидино, Суходол, Даниловка, и на 246 версте Алексин.
На станции Клекотки комплекс железнодорожной станции состоял из деревянных строений – самого павильона и трёх деревянных бараков, в которых проживали рабочие станции и их семьи. Во время боевых действий в 1941 году сам павильон, помнивший Л.Н.Толстого и Л.А.Авилову сгорел, но чудом сохранились три жилых барака, которые являются примером деревянной архитектуры того времени и дают представление о несохранившемся виде павильона, находятся на современной улице Стационная.
Михаил Сафронов