Тула ушедшего века

Подписка на новости

Кинотеатры

Кинотеатр им. Степанова

1930-е годы. Кинотеатр им. СтепановаЗнакомство  с к/т им. Степанова началось у меня в начале 70-х годов, было Довоенное фото оркестра кинотеатра им. Степановамне тогда лет 5-6. И началось оно с легендарных «Неуловимых мстителей», в малом зале безвозвратно ушедшего кинотеатра называвшегося в простонародье «Степашкой». Очень хорошо помню, как выйдя с мамой из зала, я долгое время продолжал быть с героями этого фильма. Позднее, в период первых моих зимних каникул 1974/1975 г. в фойе нашей старой 25 школы (в которой сейчас находится Пролетарский военкомат) появилось расписание детских фильмов, демонстрируемых для детей в этом 1970-е годы. Кинотеатр им. Степановакинотеатре. Что именно предлагалось для просмотра  - уже и не вспомнить. Но то, что я подолгу стоял перед этой афишей, выбирая и планируя посещение репертуара – это было точно. И также точно – это было началом осознанного знакомства с кино многих детей моего времени.

Следует отметить, что подобная практика - афиша детских фильмов в школах была распространена повсеместно.

Уважаемых читателей моего небольшого опуса прошу извинить за возможные неточности в описаниях тех или иных событий и дат – все-таки времени прошло немало.

1 мая 1984 года. У кинотеатра им. СтепановаИтак, географически «Степашка» распологался на пересечении улиц Степанова и Мичурина (ныне Ложевая.) Напротив к/т был вытрезвитель – белое 2-х этажное довоенное каменное здание. Чуть подальше в сторону ДК «Серп и Молот» – маленькое одноэтажное здание – почта, переговорный пункт, сберкасса. Повсюду вдоль дорог и домов было очень много деревьев, летом было невероятно зелено. Машины были большой редкостью, а ближайшая к кинотеатру автодорога была односторонней, да и ездили по ней изредка рейсовые автобусы.

1 мая 1984 года. Демонстрация около кинотеатра им. СтепановаРасположение кинотеатра  видимо было выбрано правильно – в самом сердце Чулковского района, где проживало значительная часть рабочих, трудящихся на Кировском заводе, да и гармонной фабрике явно требовалось учреждение культурного назначения. Видимо, по этой же причине и, наверное, в это же время 20-30 годы ХХ века, рядом был построен и ДК «Серп и Молот». Помнится висела на стене какая-то табличка – кажется выступал в к/т то ли всесоюзный староста М.И. Калинин, то ли еще кто-то. А во время войны здание кинотеатра использовалось для каких-то целей. Уже не вспомню.

Но вернемся к кинотеатру. Не берусь определить его стиль, но как мне кажется, это было здание, характерное для  построек социально-бытового назначения 20-х годов  прошлого века. В меру монументальное, с колоннами, некоторой помпезностью но в тоже время опциональностью. Мне кажется, что еще несколько Тульских кинотеатров – «Заря» на Кировском, «Спартак» - на Октябрьской, «Комсомольский» в Заречье, может быть «Бабякина» на проспекте Ленина – были кинотеатрами одного класса.

Насколько я помню,  кинотеатр был желто-серго цвета. Афиши были Начало 1990-х. Кинотеатр перед сносомустановлены по правую сторону от к/т, если смотреть на его центральный вход. Это были металлические рамки размером порядка 2*2 метра на которых обычно были надписи, реже - рисунки с несколько отдаленным сходством  действующих актеров или сюжетов  фильма. Отдельно, самая правая   – афиша детских фильмов на месяц.

Поднявшись по нескольким ступенькам к кассам, окошки которых находились снаружи, но работало обычно только правое (если смотреть на  здание ), купив билет – 10 копеек детские утренние сеансы (начинались в 10 часов), 20 коп – дневные, и кажется 40 или 50 коп. вечерние – подходили к огромным высоким и массивным двойным  входным дверям. Помню, чтобы открыть эту дверь, надо было приложить некоторое усилие,  потянув за серьезную чугунную или медную ручку, больше напоминавшую богатырскую палицу.

Войдя во внутрь, и предъявив входной билет бдительным тетенькам – билетершам вы попадали в фойе. Пол в здании кинотеатра (за исключением зрительных залов) был выложен плиткой серо-красных оттенков, на высоченном потолке висели огромные люстры, напоминающие скорее паникадило, а не светотехническое изделие. Стены, на сколько я помню, были из двух частей – нижняя какая-то плотная ткань, а верхняя часть – просто покрашенная стена светлых тонов.

В больших кадках стояли растения - пальмы, мраморные подоконники на окнах, и стенды с информацией об истории кинотеатра, выдающихся людях того времени.

В левой части кинотеатра, самой большой располагались главный зрительный зал, буфет, туалет и небольшая микросцена перед буфетом. Там на стене висел маленький экранчик, и по нему изредка, перед началом фильма показывали короткометражные агитационные, детские или научно-познавательные фильмы. Но мне несколько раз посчастливилось перед началом фильма увидеть и услышать выступление на этой микросцене певцов и музыкантов. Традиция эта уже тогда практически исчезала, но кое-где была жива.

Ну и конечно, как и в любом кинотеатре того времени на самом видном месте висела табличка с вполне правдивой надписью  «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» В.И.Ленин.

 Как начинался сеанс – я бы сказал классически.  Вообще обычно  в фойе кинотеатра перед фильмом стоял легкий, ненавязчивый гул (когда было много народа), часть зрителей (преимущественно мужская) находилась в буфете, наслаждаясь разливным пивом. О качестве пива судить не берусь, не пробовал по малости лет, но очень хорошо помню вкус кексов – за 16 копеек, песочных пирожных – за 22 копейки, а также ассортимент мороженого (настоящего) за 6 коп (редко), 10, 15 (постоянно), 18 коп – для гурманов. Ну и, конечно, ассортимент соков в конусовидных стеклянным емкостях узким концом вниз и краником. Томатный, яблочный, персиковый… даже березовый – за 10 копеек. Особенно хочу отметить буфетчиц  - ну просто классический типаж «Работника торговли 70-х». Женщина средних лет, скажем так  – несколько пышных форм, в обильной косметике и высоком белом колпаке. Завсегдатаи – зрители знали буфетчиц по имени и обращались к ним исключительно в стиле: «Люся, мне как обычно». Может быть, кто-то помнит, был там и буфетчик, несколько странного вида. Мужчина средних лет, но вызывавшего у меня неподдельное удивлением наличием косметики на его глазах…

И так, вкусив буфетных яств, посмотрев аннотации новых фильмов на стендах , зрители слышали первый звонок и самые нетерпеливые шли в зрительный зал. Главный зал, как мне тогда казалось был огромным и величественным. Высокий потолок, старинные огромные люстры, занавес во всю стену, деревянный пол и особенный запах.  Понимаю, что его сложно передать словами – но так и хочется сказать, что это был запах старины, чего-то давно ушедшего…

Звучал второй звонок, и я уже занимал свое зрительское место, обычно в 1-2 рядах, невзирая на билет с указанным местом. Кресла были деревянные, но что особенно – редко кто-либо стучал ими. Вообще культура поведения была недосягаема для нынешнего зрителя. Я не помню, чтобы в зале кто-то громко разговаривал и уж тем более  курил, кидал пустые бутылки и совершал прочие «обезьяньи» поступки, свойственные нынешнему зрителю.

Наконец третий звонок – свет  медленно гас  и начиналось чудесное действо – огромный бархатный занавес медленно раздвигался в обе стороны, в зал заходила бабушка-служащая, которая окинув зрительный зал строгим взором, сделав насколько замечаний самым шумным зрителям задергивала маленькие шторки на входной двери, над которой зажигалась зеленая надпись «ВЫХОД» а на экране с характерным потрескиванием колонок, стоявших за ним начинался  киножурнал. Это мог быть «Фитиль», аннотация репертуара новых фильмов сезона, а чаще всего – информационный выпуск киноновостей о нашей Стране, событиях, происходящих в ней и за рубежом. После журнала наступало время самого интересного – фильма.

 II

Репертуар

Будучи постоянным посетителем «Степашки» и других Тульских кинотеатров на протяжении десятка с лишним лет  - уверенно могу сказать, что именно благодаря той самой «страшной» Советской цензуре мне, как им многим другим зрителям посчастливилось познакомиться с качественными содержательными фильмами, с лучшими режиссерами и актерами практически всех стран.

 Ассортимент был широчайший -   добротные  американских вестерны и экшены – «Золото Маккены», «Лихорадка на белой полосе», «Принцип Домино»…, великолепные комедийные фильмы – «Большие гонки», «Жандарм и инопланетяне», «Фантоцци против всех»….,приключенческие взрослые и детские -  «Дерсу Узала», «Злой дух Ямбуя», «Синбад-мореход» отдельно хочу отметить великолепный документально-исторический сериал  – «Великая Отчественная», билеты на который купить было весьма не просто, а во время просмотра фильма в зале стояла тишина. И многие–многие другие замечательные фильмы, познакомиться с которыми сегодня может каждый, ставшими легендами и шедеврами отечественного и мирового кинематографа.

Небольшой отвлечение -  «Легенда о Динозавре» - фильм я бы даже сказал в некоторой степени легендарный (извините за тавтологию). Информация о нем появилась раньше самого фильма. И когда он вышел на экраны – в Туле творился ажиотаж. Огромные очереди в кассы кинотеатров и максимально заполненные залы. Кажущиеся тогда невероятными спецэффекты вызывали у зрителей бурю эмоций, вплоть до женского визга в зрительном зале.  В школе мы обсуждали малейшие детали этого «шедевра», и посещали его много раз, испытывая неподдельный восторг от очередного просмотра.

 Зал №2 

Наконец несколько слов о малом зале, располагавшемся в правой части кинотеатра. Как правило его посетителями в утренние часы были дети, а  в остальное время его можно было бы смело классифицировать как кинотеатр повторного фильма. Размеры его были метров 5-6 в ширину и 15-20 в длину. Те же самые деревянные кресла, тот же занавес, и светящиеся зеленым светом во время сеанса таблички «ВЫХОД». И тоже самое неподдельное внимание, и искреннее сопереживание, происходящему на экране зрительской аудитории..

В начале 90-х кинотеатр перестал работать. Долгое время он стоял полуразрушенный. Кто-то говорил, что его отреставрируют, но в итоге его не стало.

Для меня лично, а может быть и не только для меня это стало потерей еще одного кусочка той жизни, когда даже здания имели свою историю, свою душу. Когда в кинотеатрах еще не наступила эпоха «попкорна», а люди смотрели картины не только глазами, находя в них то, что имели в своей душе. Все это было тогда…

 

 

Исаев Руслан

Москва . март 2011

Читать еще

Форма входа