Первый тульский аэродром
Первый аэродром в Туле находился на территории нынешнего Белоусовского парка, а точнее в южной его части, примерно между аллеей, ведущей от ул. Жаворонкова и аллеей, ведущей от площади Искусств. На этом месте в XIX - начале XX века располагался беговой круг, или ипподром. Первый демонстрациоонный полет здесь состоялся 22 августа 1910 года - летал известный летчик Сергей Исаевич Уточкин. 8 сентября 1910 года на аэродроме собралась огромная толпа, чтобы посмотреть полет известного русского летчика Россинского на аэроплане "Блерио". Около пяти часов вечера Россинский "сел на аппарат, попробовал рычаги, запусти мотор, и помощник запустил пропеллер. Аппарат бежал по земле секунды 3-4 и под гром аплодисментов взлетел на высоту в 40 аршин. Россинский хотел повернуть в воздухе машину, но почему-то отказал руль, и аппарат упал на землю, закрывшись левым крылом. Летчик жив, сломаны крылья, пропеллер и шасси. Увидев, что аэроплан падает, тысячная толпа со свистом и гиканьем кинулась со своих мест, ломая целые пролеты забора. Возбужденная неудачным полетом, публика затем ринулась к остановке конки далее
Орлы на заставах
Издавна на подступах к городу строились небольшие крепости с военным гарнизоном, называемые заставами. Цель их возведения - затруднить продвижение неприятеля внутрь страны по проложенной дороге. Уже в XVII веке застава потеряла свое первоначальное значение. В XVIII веке заставой стали называть сторожевой пост при въезде в город. В Толковом словаре В.Даля застава определяется как «заграда на дорогах и въездах, для временной задержки, опроса, осмотра проезжих, для взиманияпошлин и пр.» В Туле таких застав было три: одна при въезде в город по Воронежской (Оборонной) улице, вторая при въезде в город с южной стороны, на пересечении улиц Киевской и Мотякинской (пр. Ленина и ул. Л.Толстого) и третья при въезде в город с северной стороны – в начале ул. Миллионной (Московской).
По регулярному плану 1779 года заставы обозначали четкие границы города, играя роль контрольно-пропускных пунктов. На заставах имелись караульные помещения, а проезд запирался обычно шлагбаумом. далее
Жигалинский рынок
Наибольшей популярностью у туляков в начале ХХ века пользовался Жигалинский рынок, расположенный за Новыми торговыми рядами (теперь здание Военной прокуратуры) вдоль Жигалинской (теперь Союзная) улицы, от которой он и получил свое название.
В конце XIX века Жигалинский рынок был именно рынком, местом, оборудованным для торговли. Его территория была огорожена забором, по периметру рынка располагались лавки и рундуки (открытые и закрытые), прилавки. На Жигалинском рынке торговали продуктами, глиняной посудой, тканями, обувью. В годы НЭПа Жигалинский базар продолжал свою работу. Рекламно-информационный справочник "Вся Тула и Тульская губерния" за 1925 год сообщает: головные уборы А.М. Кушникова и И.И.Хорина, мужское, дамское и детское платье всех фасонов А.И. Бадакиной (торговое место № 337-38, Х.Л. Мовшович (см. илл.)
После 1925 года Жигалинский рынок прекратил свое существование. подробнее
Тульские предприниматели — в названиях городских объектов
Тула известна как «оружейная и самоварная столица», но в её старой топонимии в большей степени отразилось купеческо-мещанское и «промышленное» сословие. Хорошо известны металлозаводчики, самоварщики, благотворители и меценаты Демидовы, Лугинины, Баташовы и Баташёвы, Гольтяковы, Зайковы, Лялины, Васильковы, Ливенцовы, Ваныкины. Почти все имена остались в виде названий улиц, переулков, магазинов, садов, аптек, мостов — официально признанные названия вплоть до адресов, и просторечные. Последние дожили до 1980-х (Васильковский мост, подробнее
Летнее кафе "Лужники" или "Матильда"
Появление на стадионе "Труд" (ныне "Арсенал") летнего кафе относится к периоду реконструкции стадиона 1958-59 годов. Кафе было открытым, с легким навесом-крышей, под которой летали и чирикали стаи воробьев. В 1960-70 годы это место славилось свежим пивом, которое завозилось сюда прямиком с пивкомбината. Кафе в то время имело и неофициальное название - "Матильда". Вот как описывает летнее кафе в своей книге "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)" Георгий Готтесман: «Матильда»! Старшее поколение туляков прекрасно помнит кафе на Центральном стадионе недалеко от велотрека и футбольного поля и почти по соседству с тюрьмой. В нём, состоявшем из алюминиевого каркаса с большим, местами провисшим, выгоревшим брезентовым тентом, почти постоянно торговали разливным пивом далее
Поселок Новая Тула. История с 1935 по 1960 годы.
В 30-х годах прошлого века в СССР началась индустриализация страны. В Туле началось бурное промышленное строительство. 25 февраля 1931 года Советом народных комиссаров СССР принято решение о строительстве в Туле Новотульского металлургического завода. В мае определились с местом , где будет построен завод – в районе деревни Топтыково за рекой Упой. 1 мая 1931 года начато строительство завода, построен железобетонный мост через реку Упу, к месту строительства подведена железная дорога. В 1933 год на строительстве работали 23400 человек.
Одновременно со строительством завода, строятся поселки для строителей и рабочих завода. Первые бараки и землянки были построены около деревень Никитино, Топтыково, Криволучье. Строили из досок, фанеры, глины, из любых строительных отходов. Вдоль улиц были проложены деревянные настилы – тротуары далее
Здания, которых больше нет. Старые торговые ряды
Старые торговые ряды (Гостиный двор). Они были построены в 1780 году (57 каменных и 600 деревянных лавок). После пожара 1834 года Гостиный двор был отстроен вновь в камне. Он представлял собой длинное здание, тянувшееся от Казанской церкви к церкви Воздвиженской параллельно стене кремля. Оно состояло из 6 галерей лавок, располагавшихся перпендикулярно кремлевской стене. По фасаду галереи были соединены проходами и с главного фасада представляли собой единое здание. Название Старых рядов или Старых Гостиных рядов оно получило в самом конце XIX в. после строительства Новых торговых рядов на Посольской улице. Старые ряды были своеобразной достопримечательностью города. Туляки в конце XVIII - начале XIX века далее
Ворота усадьбы Ливенцевых в Денисовском переулке
И особняк, принадлежавший купцам Ливенцевым, и парадные въездные ворота в их усадьбу были построены в конце 1750-х – 1760-х гг. в стиле позднего барокко. Позже усадьба принадлежала купцам Ломовым, поэтому и переулок, и ворота нередко называли Ломовскими, по их фамилии.
В пышном убранстве и формах ворот использован чуть ли не весь арсенал позднего барокко: разорванные фронтоны, декоративные вазы, решетки с розами… Богато декорированные пилястры (плоские выступы) делят композицию на три изогнутых в плане поля: в центре находится главная въездная арка, в боковых полях – калитки. читать дальше
Главная елка Тулы в Пионерском сквере
Установка новогодних или рождественских елок в публичных местах в России имеет недолгую историю. Первые елки в общественных местах стали появляться лишь во второй половине ХIХ века. Русская Православная Церковь не приветствовала установление елки дома у православных, а также в гимназиях и других учебных заведениях, хотя это дерево и считалось рождественским и украшалось восьмиконечной Вифлеемской звездой.
В Туле в ХIХ – начале ХХ вв. лишь в домах католиков и лютеран устанавливали рождественские елки. Ставили их обычно на специальную подставку – крест, украшений было немного. В основном это были стеклянные бусы и игрушки, привезенные из Германии. Рядом с елкой клали рождественские подарки: игрушки, коробки с настольными играми и конфетами.
Одежда туляков в 1950-е годы ХХ века
Пятидесятые годы ХХ века - особый период в жизни советского народа. В небольшом с исторической точки зрения отрезке времени (одно десятилетие!) в обществе произошли большие изменения, переход от сталинского тоталитаризма к относительной свободе хрущевской оттепели. Некоторое ослабление идеологического давления в обществе привело к довольно заметным изменениям, прежде всего в повседневной жизни