Криволучье не предлагать
Криволучье из-за своей отдаленности от центра города уже давно попало в черный список риэлтеров. В объявлениях по обмену жилой площади нередко можно прочитать: «Криволучье не предлагать». Действительно, чтобы добраться до этого района, нужно затратить определенное время. Для начала надо уточнить, что собственно является Криволучьем в своем изначальном понятии. Для этого возьмем книгу А. Шевчука «Пролетарский район», изданную в 1996 году, и прочитаем: «Понятие Криволучье составляют сразу три довольно древних образования к юго-востоку от Чулкова. Образования назывались так: Большое Криволучье – находилось на самом восточном изгибе Упы, там, где сейчас станция; Малое Криволучье – чуть южнее по пойме; и Криволуцкие Выселки или деревня Криволучье, отнесенная ближе к Мостову Верху, туда, где в Упу впадает Бежка. Вероятно, нет надобности объяснять вам происхождение названия трех поселений. Резкий изгиб Упы сам обо всем говорит…»
В 1931 году правительством СССР принято решение о строительстве под Тулой металлургического завода. В это же время для рабочих, строящих это предприятие, поблизости стали возводить жилые поселки. Один из них расположился между улицей Кутузова и железнодорожными путями. Его назвали Соцгородок НТМЗ. После войны поселок разросся и получился компактный населенный пункт, ограниченный нынешними улицами Волкова, Кутузова, Театральным переулком и Приупской. Тогда появились ДК металлургов с прилегающим к нему парком, клуб строителей, стадион, школы, музыкальная школа, больницы и другие объекты соцкультбыта. Таким образом, район был полностью автономен от Тулы, до которой было 4 км. Ну как бы город в городе. Особо надо сказать об архитектурном решении Криволучья. Центральная улица района – Металлургов, которая в прежние годы начиналась от ул. Доватора и тянулась до ул. Волкова, – застроена как единый ансамбль. Она делит район как бы напополам и от нее перпендикулярно отходят другие улицы, которые, если посмотреть на карте, образуют практически ровные квадраты кварталов.
Очень красиво Криволучье весной, когда еще не распустились листья и много солнца. Тогда можно разглядеть дома главной улицы района. В их оформлении есть и колоннады, и арки, и лепные украшения на фасадах, и даже вазоны на крышах. В некоторых дворах были установлены фонтаны и гипсовые скульптуры. Нигде в городе таких домов, как в Криволучье, больше нет. Однако транспортное сообщение поселка металлургов с городом в прежние годы оставляло желать лучшего. Поезда на станции «Криволучье» останавливались нечасто. Одноколейный с разъездами трамвай, открытый в 1939 году, проблему перевозки пассажиров в Тулу и обратно полностью не решал. А автобус пришел в поселок лишь в 1950-е годы. По-настоящему жители Криволучья вздохнули только в 1967 году, когда была открыта двухколейная трамвайная линия. Со временем благодаря активному жилищному строительству 1960-х–1970-х годов пустыри, отделяющие Криволучье от Чулково, исчезли. Поселок новотульских металлургов стал составной частью Пролетарского района оружейной столицы.
Теперь Криволучьем называют всю территорию от места соединения улиц Ложевой и Металлургов до трамвайного кольца у Театрального переулка. Но это не совсем верно. Возникший между Криволучьем и Чулково новый жилой массив – это все-таки нечто другое, но не поселок металлургов. Хотя можно конечно и считать, что район Криволучья просто-напросто раздвинул свои границы и соединился с городом. У посетителей сайта есть уникальная возможность совершить путешествие во времени и побывать в поселке НТМЗ 1950-х–1960-х годов. Смотря на эти фото, можно подумать, что находишься в другом городе – так разительно отличалось Криволучье от всей остальной Тулы тех лет. Благодарю известного тульского краеведа Наталию Николаевну Кириленко за ценные сведения об истории возникновения поселка Новотульских металлургов.
Владимир Щербаков.