Тула ушедшего века

Подписка на новости

Памятные места

Тульский велотрек

Тульский велотрек 1923 годИстория тульского трека насчитывает более 100 лет. Его открытие состоялось 1 сентября 1896 года на тогдашней окраине Тулы - пустыре возле Киевского шоссе. В тот день был отслужен молебен, после которого священник окропил полотно трека святой водой. На открытии присутствовали "отцы города" во главе с губернатором, который перерезал символическую ленточку. Музыкальное сопровождение осуществлял оркестр 12-го Великолукского пехотного полка. Трек освещался керосиновыми лампами, на которых вместо стекол использовались металлические сетки. Они раскалялись добела, создавая мягкий матовый свет. Федор ФедоровВ 16 часов состоялись первые гонки с участием велосипедистов Тулы, Калуги и Орла. Победителями стали туляки А. Лехельт (сын владельца продовольственного магазина), Мендлер, и Эдуард Тейле (представитель семьи тульских самоварщиков Тейле, одних из инвесторов строительства тульского трека). 14 июля 1897 года циклодром (как его называли) посетил граф Л.Н. Толстой, и даже проехал на велосипеде один круг. В 1910 году хозяином циклодрома стал тульский купец Василий Федоров, страстный любитель велосипедного спорта. Его сын, Федор Федоров в 1909 году выиграл звание чемпиона России в гонке за лидером на 50 верст. Это вид гонок, когда велосипедист ехал за мотоциклом. Новый хозяин отремонтировал трек, уложив покрытие из цементных плит трехметровой ширины. Кроме того, Федоровым была построена деревянная трибуна (западная сторона трека) со скамейками и буфетом. Перед выходными и праздниками в Туле расклеивались красочные афиши, приглашавшие туляков на состязания. Любимцами публики тех времен были Николай Колесников, Сергей Конышев, Николай Белобородов, Иван Марков, Константин Рощин, Александр Тарновский. На циклодроме проходили не только велогонки. Проходили там и забеги легкоатлетов. В центре трека делали настил, стелили маты, и проводили соревнования по французской борьбе. После Октябрьской революции (1917г.) Тульский трек оставался единственным в стране действующим велотреком в России (до тех пор пока в 1924 году не был построен земляной трек в Москве). 1927 год. Д. Соловьев на трекеВ 1918г. Тульский губернский олимпийский комитет совместно с Московским кружком велосипедистов организовал в Туле розыгрыш первого чемпионата Советской России. Этим было положено начало развития велосипедного спорта в РСФСР. В 1932 году на тульском треке состоялась международная встреча "Англия - Тула". Героем этой встречи стал тульский гонщик Дмитрий Соловьев, спортивная карьера которого началась еще в 1916 году и продолжалась 33 года. Одним из эффектных тактических приемов Д. Соловьева было следование за группой лидеров справа, и неожиданный рывок на последнем кругу с виража.

В 1924 году была проведена реконструкция Тульского трека. В книге М.Н. Тылкина "Спринтер Дмитрий Соловьев" можно прочитать "В 1924 году тульский трек подвергся основательному ремонту. Заново сделана асфальтно-цементная дорожка, поставлена западная трибуна, перенесенная с ипподрома, внутри трека по его кругу пошла гаревая дорожка для тренировки легкоатлетов. По вечерам трек пестрел разноцветными рубашками велосипедистов, и сотни зрителей располагались на трибуне, чтобы посмотреть тренировку гонщиков и просто обменяться новостями. Здесь был единственный спортивный уголок рабочей Тулы"

Во время ВОВ Тульский трек серьезно пострадал. Есть сведения о том что его "Басовский" (южный) вираж использовался для стрельбы танковыми орудиями по врагу.

Тульский трек в 1929 году. В центре - Константин СухановДалее приведены выдержки из книги "На Тульском треке" (1953 г.) знаменитого советского велогонщика Игоря Ипполитова:

"О существовании Тульского трека, о гонщиках, которые здесь воспитались, я знал с детства. Первые сведения о городе велосипедного спорта я почерпнул из увлекательных рассказов отца, заслуженного мастера спорта Василия Афанасьевича Ипполитова, который не раз выступал на треке в Туле. Имена знаменитых тульских велосипедистов-спринтеров А. Тарновского, Д. Соловьева, К. Рощина, стайера К. Суханова, были известны мне еще с детского возраста. Уже в первые годы своих выступлений я стремился попасть на Тульский трек. Он резко отличался от Московского, так как был меньше, следовательно на нем труднее ездить. Но трудности меня только привлекали. В 1937 году мне представилась возможность побывать в Туле. Город славных велосипедистов лежал на пути первого советского велотура. Я уже совсем собрался поехать в Тулу, но в эти же дни надо было держать экзамен в институт физкультуры имени Сталина.  - Игорь, ты еще не раз будешь в Туле, сказала мать, увидев грусть в моих глазах …  

На следующий год тульские велосипедисты на все лето приехали тренироваться в Москву. Старый трек в Туле перестраивался. Поэтому мне незачем было туда ехать. «Когда же, думал я, удастся увидеть трек, на котором прославились наши знаменитые спринтеры А. Бутылкин, Д. Уточкин, Вашкевич, П. Степанов-Клашников, А. Куприянов, А. Тарновский, Д. Соловьев?» ...

Тульский велотрек 1939

 И вот в середине лета 1939 года из Тулы было получено радостное известие: трек готов! Тульские организации пригласили москвичей на его открытие. Мы с удовольствием поехали в Тулу, чтобы посмотреть новый трек и присутствовать на первых гонках. Дорога до Тулы показалась очень длинной, уж очень хотелось посмотреть на новый трек. Ярко сохранилось в памяти первое впечатление от трека, когда мы въехали в ворота стадиона. Много зелени, цветов и среди них круг из белого цемента на виражах поднимался круто, как стена. «Вот это трек!» - подумал я, впервые вступив на трибуны стадиона. Именно таким он мне и представлялся. Первые соревнования на Тульском треке прошли для меня не совсем удачно: я занял в спринте только третье место. Но в то же время это была и победа, так как я не проиграл никому из туляков. А ведь выиграть у «хозяев» трека - большая честь. Правда, сами туляки также не привыкли к своему треку – он был новым как для нас, так и для них ... 

Летом 1943 года Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта принят решение о возобновлении состязаний на первенство страны по велосипедному спорту. Честь проведения этих соревнований выпала на долю славной Тулы – города, отстоявшего дальние подступы к Москве и продолжавшего ковать оружие для доблестной Красной Армии. В начале сентября мы, участники соревнований, собрались в Туле. Фронт тогда проходил всего в сотне километров от города, на ул. Коммунаров еще оставались противотанковые укрепления, сооруженные в 1941 году. На цементной дорожке трека виднелись следы танков, стрелявших отсюда осенью 1941 года прямой наводкой по немецким войскам, занявшим деревню Басово, в нескольких километрах от Тулы ...

1953 год. В этом сезоне туляки увидели интересную встречу семи городов. Состоялась она накануне розыгрыша первенства СССР по велосипеду. Огромное число жителей города устремилось в те дни на стадион "Шахтер" (так назывался тогда стадион "Арсенал" - прим. адм.) посмотреть поединки сильнейших велосипедистов страны. Небо хмурилось. Собирался дождь. Опытные, привыкшие ко всяким неожиданностям погоды, тульские любители велосоревнований, запаслись зонтиками и плащами и, придя на стадион, два часа сидели под дождем, не покидая своих "позиций". Они ждали финальных заездов на 1 км для мужчин ...

Как только я приехал в Тулу, сразу же пошел на трек. Здесь я увидел последние приготовления к соревнованиям. Трек подметали, мыли и красили барьер. Меня познакомили с инженером, строившим трек. Алексей Алексеевич Алексеев оказался очень большим любителем велоспорта. Он рассказал мне, что трек за последние годы сильно попортился, осели виражи, прищлось их подсыпать, чтобы выдержать проектную величину наклона - 32 градуса. Сделали прочное основание и на него уложили гладкий слой цемента ... Инженер Алексеев, применив совершенно оригинальный способ укладки цемента, добился прекрасной ровной поверхности. Теперь по треку машина идет плавно, без толчков. На виражах легко держать большую скорость ... Заканчивая эту главу, хочу сказать несколько слов о Тульском треке. Этот трек длиной в 333,33 метра является треком международного класса. Его покрытие отличное. Наклон виражей вполне соответствует тем скоростям, которые на нем можно развивать. Очень хорошие входы и выходы из виражей дают возможность новичку быстро освоить езду по треку. Велосипедист, освоивший Тульский трек, сможет и дальнейшем с успехом выступать на любых треках больших или меньших размеров." см. иллюстрации из книги "На Тульском треке"

1971 год. «Большой приз Тулы» Трибуны трека переполненыТаким образом, тульский велотрек был реконструирован в 1910, 1939, 1953 и 1986 годах. Кроме того ремонт трека был проведен в 1945 году, когда Тула начала мирную жизнь. После большой реконструкции в 1953 тульский трек стал уникальным спортивным сооружением. Его дорожка почти четверть века оставалась самой быстрой в стране и одной из лучших в мире. На ней было установлено 10 мировых и большое количество национальных рекордов. Чемпионами и рекордсменами страны и мира в разные годы становились многие тульские гонщики: Д. Соловьев, Л. Кочетова, Л. Разуваева, Т. Гаркушина, В. Копылов, С. Копылов, З. Дьяконова, М. Пушкин, В. 1971 год. «Большой приз Тулы» Соревнования продолжались до глубокого вечера. Фото Н. МельниковаФедин, Г. Соловьев, Н. Коптева, В. Максимова, Б. Романов, В. Хитров, С. Терещенков, А. Агапов, Б. Петров, Б. Савостин, Т. Пильщикова, О. Слюсарева. 

С 1967 года на тульском треке проводились международные соревнования «Большой приз Тулы». Гонщик А. Куприянов в книге "Велоспорт - моя жизнь" пишет: "В одном из спортивных изданий как-то прочитал о случайно услышанном журналистом диалоге между французскими и итальянскими гонщиками, которые прилетели в СССР в 1970 году для участия в «Большом призе Тулы». Путь их лежал через Москву. Столица встретила спортсменов теплым июньским дождем. Уютные автобусы, дорога и моросящая пелена за окном располагали к разговору, который вертелся вокруг чемпионата мира по футболу, проходившего тогда в Мексике. Итальянец Карди первым перебросил мостик от темы футбольной к велосипедной: «Завидую 1986 год. Открытие обновленного велотрекафутболистам. Каждый матч собирает десятки тысяч зрителей. А нас смотрит от силы тысяча, не больше». «Не торопись, малыш, — тут же возразил ему чемпион мира француз Даниэль Морелон. - Увидишь, что Тула - это маленькая велосипедная Франция. Держу пари, что на трибунах тульского трека тебя встретят не меньше десяти тысяч зрителей». Итальянец было протянул руку, чтобы зафиксировать свое пари с Морелоном, но его тренер, олимпийский чемпион Петенелла, как и знаменитый французский гонщик, уже бывавший на соревнованиях в Туле, бросил своему воспитаннику: «Напрасно споришь, проиграешь».

При реконструкции 1984-86 годов было полностью обновлено полотно трека, освещение и были приведены в порядок трибуны. Кроме того, был построен подземный переход для спортсменов и тренеров (с восточной трибуны в центр арены, чтобы не мешать гонкам)

Однако к концу 1980-х годов тульский трек утратил свое былое значение. Несмотря на очередную реконструкцию, не завершившуюся по сей день, треку вряд ли суждено снова стать центром российского велоспорта. Дело в том, что открытые треки с бетонным покрытием давно стали анахронизмом и все серьезные спортивные состязания по велоспорту давно проводятся на крытых треках с деревянным покрытием. Таким образом, несмотря на "освоенные" сотни миллионов рублей, тульский трек становится все более похож памятник великим прошлым велосипедным баталиям и напоминает нам о том, что Тула когда-то была столицей велосипедного спорта.

P.S. В 2020-2022 годах Тульский велотрек в очередной раз был реконструирован, на этот раз кардинально. Полностью перестроена восточная трибуна, над полотном трека возведен козырек. В мае 2023 года старейший трек принял первые международные соревнования. В «Гран-при Тулы» приняли участие большинство лидеров сборной России. На соревнованиях, кроме российских гонщиков, выступили представители Беларуси, Узбекистана, Ирана, ОАЭ.

 Смотреть фото трека разных лет

Почитать статью "Тульская марка" о тульских болельщиках велоспорта можно здесь

 

Читать еще

Форма входа