Ворота усадьбы Ливенцевых в Денисовском переулке
И особняк, принадлежавший купцам Ливенцевым, и парадные въездные ворота в их усадьбу были построены в конце 1750-х – 1760-х гг. в стиле позднего барокко. Позже усадьба принадлежала купцам Ломовым, поэтому и переулок, и ворота нередко называли Ломовскими, по их фамилии.
В пышном убранстве и формах ворот использован чуть ли не весь арсенал позднего барокко: разорванные фронтоны, декоративные вазы, решетки с розами… Богато декорированные пилястры (плоские выступы) делят композицию на три изогнутых в плане поля: в центре находится главная въездная арка, в боковых полях – калитки.
Ю. и З. Шамурины в книге «Калуга. Тверь. Тула. Торжок» (1913 г.), современники фотографов, делавших снимки для старых открыток, пишут о Ломовских воротах: «Красивые арки забиты, правда, серыми досками, но сохранились еще причудливые линии барокко, вьющие камень, как воск, превращающие его в ювелирное изделие, покрытое сетью рокайлей. Громадное мастерство, обнаруживающее руку Растрелли, чувствуется в этом порастающем травой и деревцами художественном обломке. В каждой линии, в каждом капризном завитке виден большой мастер, тонкий изощренный художник».
В краеведческой литературе не раз высказывалось предположение о возможном участии Растрелли хотя бы в составлении эскиза ворот, но документальных подтверждений этому нет. Дело в том, что творческий почерк великого зодчего довлел над всей русской архитектурой середины XVIII в.
Если уже в 1913 году очевидцы называют ворота «художественным обломком», то нынешнее их состояние во сто крат печальнее.
Наталия Кириленко