Первый тульский аэродром
Первый аэродром в Туле находился на территории нынешнего Белоусовского парка, а точнее в южной его части, примерно между аллеей, ведущей от ул. Жаворонкова и аллеей, ведущей от площади Искусств. На этом месте в XIX - начале XX века располагался беговой круг, или ипподром. Первый демонстрациоонный полет здесь состоялся 22 августа 1910 года - летал известный летчик Сергей Исаевич Уточкин. 8 сентября 1910 года на аэродроме собралась огромная толпа, чтобы посмотреть полет известного русского летчика Россинского на аэроплане "Блерио". Около пяти часов вечера Россинский "сел на аппарат, попробовал рычаги, запусти мотор, и помощник запустил пропеллер. Аппарат бежал по земле секунды 3-4 и под гром аплодисментов взлетел на высоту в 40 аршин. Россинский хотел повернуть в воздухе машину, но почему-то отказал руль, и аппарат упал на землю, закрывшись левым крылом. Летчик жив, сломаны крылья, пропеллер и шасси. Увидев, что аэроплан падает, тысячная толпа со свистом и гиканьем кинулась со своих мест, ломая целые пролеты забора. Возбужденная неудачным полетом, публика затем ринулась к остановке конки "Ваныкинская больница", где избила кондуктора и перебила стекла в трех вагонах. В самом парке поломана масса деревьев." (цитата из газетной статьи). В последствии использование ипподрома как аэродрома продолжилось. В 1920 году зафиксирована посадка на аэродроме 4-х моторного самолета "Илья Муромец" Сикорского. "Илья Муромец" - первый в мире пассажирский самолет. Он впервые в истории авиации был оснащен отдельным от кабины комфортабельным салоном. В январе 1924 года здесь совершил вынужденную посадку немецкий самолет "Фоккер". Вот что писала по этому поводу одна из тульских газет: " В пятницу 26 января в 3 ч. дня за городским парком опустился пассажирский аэроплан, находящийся в эксплуатации русско-германского (пропущено). "Фоккер" крейсирует обычно между Харьковом - Москвой и Москвой - Кенигсбергом. Сильный ветер и туман заставили его спуститься в Туле. Скорость движения его от 180 до 200 верст в час. В субботу летучий гость снялся и покинул Тулу." Скорее всего, это был "Fokker F.3" и принадлежал он российско-германской компании "Дерулюфт". Её флот насчитывал десять машин (по В.Б.Шаврову: «…было куплено 20 таких самолетов. С 1922 г. эти самолеты обслуживали аэролинию «Дерулюфта» Москва — Берлин, а позже аэролинию Москва — Минеральные воды.»). Самолёт обслуживал линию Москва — Кёнигсберг, которая открылась 1 мая 1922 года. Затем линию продлили до Берлина. В толстых крыльях этого самолёта пилоты любили возить в Москву контрабандные товары. В «Дерулюфте» «Фоккеры» прослужили до 1932 года. В последующие годы бывшая территория ипподрома использовалась для автомобильных и мотоциклетных гонок. Во время героической обороны Тулы осенью 1941 года это место, как стратегическая высота на юго-восточной окраине Тулы, была укреплена. Окопы, оставшиеся с той поры, напоминают нам о тех грозных для города днях. В первые послевоенные годы эта территория пришла в запустение, в начале 1950-х туляки сажали здесь картошку, капусту, репу, пасли коз. Затем поле стало частью парка культуры и отдыха, и постепенно была облагорожена и засажена деревьями.
Михаил Тенцер. В статье использованы материалы из книги И. Парамоновой "Тула. ХХ век: подробности"