Тула ушедшего века

Подписка на новости

Личности, связанные с Тулой

Митрополит Николай

Митрополит Николай (Кутепов)ИмяМитрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова 1924-2001гг.), широко известно на Нижегородской земле. Но мало кто знает, что Отец Николай  родился  недалеко от Тулы, что именно на Тульской земле происходило становление  личности  этого поистине выдающегося деятеля Русской Православной Церкви.

Николай Кутепов родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове Больше-Калмыкского сельского совета Болоховского района Тульской области. Его родителями были Василий Ильич и Мария Евдокимовна Кутеповы, простые крестьяне и  глубоко верующие люди.Родители и бабушка Николая Николай был вторым ребенком в семье. Для матери он был долгожданным ребенком, Мария Евдокимовна  искренне молилась святому Николаю Чудотворцу, прося его о даровании наследника, сына.  И  её молитвы были услышаны. В 1930 году семья Кутеповых подверглась репрессиям.  Их крепкое хозяйство признали кулацким, а наём сезонных работников был назван эксплуатацией крестьян. Василий Ильич смог избежать высылки семьи в Калмыкию.  Он перевез свою семью в Тулу, где они поселились на улице Епифанской в небольшом доме, который сохранился до настоящего времени.Дом на Епифанской

Вера в Бога в семье Кутеповых была глубокой и искренней. Ближе всего к дому Кутеповых находилась церковь во имя Рождества Христова на улице К.Маркса. Семья часто посещала церковь. Возможно,  это  сыграло роль в формировании мировоззрения будущего Отца Николая. Младшая сестра Николая Кутепова,  Римма, вспоминала: «Он  словно родился со своей церковностью, не играл в обычные детские игры,  а все церкви строил из кубиков, щепочек и песка».

В семь лет Николай пошел в школу №25, которая находилась на улице Чапаева, что в Пролетарском районе. Тогда, в этом бойком мальчике, весельчаке вряд ли кто мог увидеть будущего молитвенника Высокопреосвященнейшего митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, так много сделавшего для возрождения Православной Церкви в нашей стране. Школа, в которую ходил НиколайНо вскоре в школе узнали, что мальчик ходит в церковь и вот, что рассказал впоследствии митрополит: «В младших классах, не помню точно в третьем или в четвёртом, я пришёл в школу, а в коридоре были выстроены ученики всех начальных классов и по мере того, как я проходил мимо них, они кричали мне в лицо: «Поп! Поп! Поп!», - они и не подозревали, какими пророческими оказались их слова». Николай не унывал и не расстраивался, он хорошо учился, много читал, был заводилой в мальчишеской компании, и всегда в их маленьком доме собиралось много школьных друзей. Он верил, что всё у него будет хорошо. Окончание средней школы пришлось на грозный 1942 год. Выпускной класс НиколаяНемцы рвались к Москве, бои шли уже недалеко от Тулы. Вчерашнему школьнику дали отдохнуть лишь месяц, а затем Николай поступил в Тульское военное пулемётное училище. Через три месяца он был направлен на фронт.

Владыка вспоминал: «Я был единственный сын в семье, но ведь моей матери не пришло в голову не пускать меня на фронт, укрывать. А сколько матерей тогда провожали по пять-шесть своих сынов и не дождались ни одного. Они же не стали винить в этом Родину. Дав своим детям жизнь, они понимали, что те положили её также ради жизни, только нашей с вами…».

Единственное, что успела сделать Варвара Ивановна, это надеть сыну на шею нательный крест, который при первом же осмотре был снят. Выступая пред студентами вузов, семинарии, перед призывниками Владыка говорил: «Служба в армии всегда считалась большой честью для мужчины. Он защищал тот семейный очаг, который поддерживала женщина. В моём роду все мужчины, все мои дяди по линии отца были людьми могучими, здоровыми и ещё до революции служили в Царской гвардии. Один из них, Семён Федорович Кутепов, остался служить в армии и после 1917-го года, воевал в Великую Отечественную войну и даже вошёл в русскую литературу в образе генерала Серпилина в романе Константина Симонова «Живые и мёртвые». Прототип Серпилина С.Ф. КутеповНаличие среднего образования, хорошие физические данные и лояльное поведение определили армейскую службу Николая Кутепова. Он был направлен на Сталинградский фронт и воевал в звании рядового. Николай был одним из многих участников ожесточённых боёв под Сталинградом и в полной мере испытал на себе все тяготы этой страшной войны: голод, холод, окопную грязь, скорбь по погибшим. Воевал храбро и однажды, после ожесточённого боя, командир сказал им, вчерашним мальчишкам: «Ребята, я вас всех представляю к медали «За отвагу». Правда, этой медали митрополит так и не получил.

Видимо, тогда на фронте появились у него мысли о войне, которые он записал через много лет после её окончания. «Стрелять в человека – грех, безусловно. Но ещё больший грех – заставлять человека стрелять в себя, то есть провоцировать убийство. Война и есть, подобного рода провокация… А ежели мы с вами оглянемся на русскую историю, то заметим одну особенность: Русь никогда не начинала войн, она лишь оборонялась, защищала себя и приходила на помощь братским славянским народам. Поэтому, стрелять, преследуя личные цели, - одно, а стрелять во имя спасения своего Отечества, своего народа, ради спасения своих детей от неминуемой гибели – совсем другое. Это уже не грех, а высший предел любви – положить душу свою за други своя…».

На фронте Николай Кутепов получил два пулевых ранения, был контужен, засыпан землёй и получил сильное обморожение ног. Буквально чудом Николая нашла похоронная команда, его откопали, и он был отправлен в военный госпиталь, где ему ампутировали одну треть ступней ног. Шесть месяцев Николай пробыл в госпитале, а затем его демобилизовали домой в Тулу. За военные заслуги он был награждён медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны II степени. Ему было всего двадцать лет, он был жив, но был инвалидом Великой Отечественной войны.

В начале 1943 года Николай вернулся домой. Семья тогда жила на ул. Свердлова, 43, все там же в Туле. Вход в дом по ул. СвердловаДом на Свердлова 43

 

Первым делом Николай пришёл в кафедральный собор, поблагодарить Бога за сохранение жизни, и остался служить в церкви,  помогая  архиепископу Виталию (Введенскому). Служение этого архиерея как-то по-особому оказалось созвучно душе молодого человека, перевернуло его взгляд на жизнь. Владыка Виталий был ревностным служителем, в 1946 году он и скончался в соборе во время службы.

На Тульскую кафедру в 1946 году прибыл владыка Антоний (Марценко), во многом определивший дальнейший жизненный путь Николая Кутепова, который стал его келейником и иподиаконом. Общение с архиепископом Антонием духовно обогатило молодого человека, привило ему вкус к чтению святоотеческой литературы, классической музыке, хорошей поэзии. Николай искренне от всей души полюбил архиепископа Антония.

Варвара Ивановна всегда хотела, чтобы сын получил высшее образование, и Николай в сентябре 1944 года поступил на первый курс Тульского механического института. Будучи студентом, он прислуживал за архиерейскими богослужениями в должности иподиакона. В октябре 1946 года он был назначен секретарём Тульского архиепископа и зачислен в штат епархиального управления.

В 1947 году Николай Кутепов был вынужден покинуть механический институт, выбыв из числа студентов, и в сентябре 1950 года, подготовившись самостоятельно, поступил сразу в 3-й класс Московской духовной семинарии, которую закончил в 1952 году. В 1954 году он продолжил образование в Ленинградской духовной академии, которую закончил в 1958 году со степенью кандидата богословия, получив назначение на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской духовной семинарии.

Профессор Н.А.Бенедиктов, лично знавший Николая Васильевича, вспоминал, что был он весьма и весьма образованным человеком, автором богословского труда о книге Иова, удивительно доступно истолковывая значение посланных Богом испытаний. Профессор писал: «Когда у меня возникали богословско-философские вопросы, и я осмеливался их задавать, то всегда получал предельно четкие, ёмкие, образные и понятные объяснения.

- Простят ли после Страшного суда всех грешников?

- Нет, в Писании сказано лишь, что ад основательно опустеет, обезлюдит, однако, видимо, не всех.

- Как связано «филиокве» с земной жизнью?

- Из земной жизни и вытекает, ибо это грех гордыни римского папы. Если предполагаются два источника Божественного Духа (Отец и Сын), но их не видно, то появляется третий, видимый, - римский папа с претензией на земную власть и непогрешимость. Богословски и практически – политически – это израильский грех гордыни и опасная ошибка».

В ноябре 1959 года диакон Николай был рукоположен в сан священника, а в декабре того же года принял монашество, став последним пострижеником Киево - Печерской Лавры перед её закрытием. Уже в начале 1960 года иеромонах Николай был назначен инспектором Саратовской духовной семинарии, а в 1961 году возведён в сан архимандрита и хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского в Успенском соборе Троицо-Сергиевской Лавры.

В 1963 году епископ Николай назначается на Омскую и Тюменскую кафедру, в 1969 году – епископом Ростовским и Новочеркасским, в 1970 году – епископом Владимирским и Суздальским. Владыка Николай всегда занимал активную позицию в вопросах защиты интересов прихожан. В 1976 году городские власти города хотели закрыть Успенский собор во Владимире, превратив его в музей. Директриса местного исторического музея с чистым сердцем уверяла, что она будет одевать музейных сотрудников в церковные облачения, и те будут показывать посетителям, как совершается служба.

Владыка Николай совершенно искренне поддержал протест верующих, и Успенский собор не был закрыт. Такая активная деятельность епископа Николая очень обеспокоила Совет по делам религии при правительстве СССР и вскоре его переводят в Калужскую епархию с титулом архиепископ Калужский и Боровский.

С 11 июня 1977 года он получил назначение на Горьковскую кафедру. Горьковская епархия находилась в тяжёлом состоянии: на полуторамиллионный город было всего три действующих храма, находящихся на окраинах города. В области действующими было чуть более 40 храмов.

В 1978 году в жизни архиепископа Николая произошло замечательное событие. Он возглавил паломническую группу Русской Православной Церкви, которая с 25 апреля по 5 мая посетила Святую Землю. В 1984 году он вторично посетил Святую Землю и Святой Град Иерусалим. Архиепископ Николай всегда активно участвовал в церковной и общественной жизни страны. Он был членом Совета по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество «Родина), председателем Комиссии по систематизации и описи документов Патриарха Тихона, переданных Русской Православной Церкви из архива КГБ СССР, являлся членом комиссии по выборам народных депутатов СССР от Советского фонда мира. В 1985 году во главе делегации Русской Православной Церкви, как фронтовик, участвовал в праздновании 40-летия встречи на Эльбе в Торгау (ГДР).

Переломными в жизни Церкви стали 90-е годы прошлого века. После празднования 1000-летия Крещения Руси, отношение власти и общества к Церкви изменилось. Началось активное возрождение Церкви в нашей стране. Митрополит Николай совершил, казалось, невозможное: за десять лет Нижегородская епархия увеличилась в десять раз с 43 храмов до 450. В епархии возродилось десять монастырей и среди них, знаменитый Серафимо-Дивеевский женский монастырь, в который были перенесены святые мощи преп. Серафима Саровского.

Несмотря на высокий церковный чин, обширные, почти энциклопедические знания, Владыка, по воспоминаниям всех тех, кто долгое время работал рядом с ним, отличался удивительной простотой в общении, доброжелательностью, доступностью, чувством юмора и особым пониманием человека. На приём к нему могли свободно попасть и домашняя хозяйка, и студент, и профессор, и священнослужитель.  В 2001 году Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая не стало. В Нижнем Новгороде был создан Фонд Памяти Митрополита Николая. В 2009 году  усилиями Фонда была издана книга «Святитель» о жизни и служении Отца Николая, нашего земляка.

 

Владимир Евгеньевич Шариков

Читать еще

Форма входа