Конфекты Серикова
О кондитере В. Е. Серикове неоднократно писали в тульской прессе и книгах. Но по сути всё, как обычно, сводится к вариантам одной и той же информации. Это неинтересно. А кто видел хотя бы обёртки от продукции его фабрики?
Сельцо (в сборнике «Приходы и церкви Тульской епархии» названо селом, но это ошибка: церкви, как положено сельцу с его статусом, там не было) Епишково 2-го стана Алексинского уезда (с центром в селе Архангельском) расположено на речке Свинке, по правую сторону Тульского тракта, если ехать из Алексина. К 1859 в Епишкове проживали около двухсот человек обоих полов и насчитывалось 20 собственных дворов. В одном из них и появился на свет крестьянин Василий Евлампиевич Сериков (1852–23 ноября 1919). Его отцу оставалось два года принадлежать к сословию крепостных, хотя он, по сути, был дворовым, ибо служил поваром в барском имении. Отцовское занятие сильнее остальных факторов повлияло на выбор Сериковым-младшим дела жизни. В 1867 Василий окончил Алексинское уездное училище. Его шурин владел небольшим кондитерским производством. На рубеже 1870-х–1880-х В. Е. Сериков его унаследовал, а поселившись в Туле окончательно, открыл на ул. Никитской (она же Свердлова, она же Староникитская) кондитерскую фабрику «Сериков и Кº» (1881), действующую и поныне под названием «Старая Тула». Современные буклеты и газеты постоянно твердят, будто Сериков основал фабрику «Старая Тула», что является неправдой и вводит публику в заблуждение, тем более что до 1917 года данное словосочетание воспринималось бы как нонсенс (в краеведческой среде бытовало выражение «Древняя Тула»). Рабочими местами В. Е. Сериков обеспечил всю родню. В те времена у подобных производств, как правило, имелись собственные магазины, художники-рекламисты, коммивояжёры и нанятые подсадные «покупатели». Впрочем, в последних услугах качество тульских кондитерских фабрик особенно не нуждалось. Сериков очень дорожил внешним оформлением продукции, «интерфейсом», а вот имена художников, к большой досаде, ушли в тень. Часть обёрток наш фабрикант печатал в московских типографиях. Кое-где просматриваются даже их адреса, например, литографии «П. Д. Евдокимов» (Москва) и «Крылов и Кº» (Москва, ул. Рыбинская)
Указание на Торговый дом «Сериков и Кº» оставалось почти неизменным. Иной раз к нему добавлялось уточнение: «Кондитерское заведение Торгового дома…» Обёртка карамели, прославлявшей труд мельников, в традициях эпохи сопровождалась загадкой «Машет крыльями, а не летит». Подобные тексты печатались явно под влиянием серебряного века. Развернув конфету, сластёны сталкивались с целым рядом медальонов, которые вместе с девизами фабрики и её золотыми медалями напоминали, в каких городах ведётся производство и реализация этого товара. Например, под мельницей центральный медальон вмещал герб империи и указание на Ростов-на-Дону. Сей город упомянут на специальной карамели под названием «Рекламная», и там же предприятие названо полностью: «Конд. и прян. фабрика Торгового дома Сериков и Кº. Тула».
Краеведов, несомненно, заинтересует подпись на обёртке карамели «Тянучка»: «Лит. А. А. Виноградовой. Тула». Уж не на углу ли улиц Петровской (совр. Фридриха Энгельса) и Площадной (совр. Каминского) это печатали? Ассоциация мотивируется тем фактом, что современное здание по адресу ул. Каминского, 33, в XIX веке принадлежало «тульской Вассе Железновой» — деловой вдове А. А. Виноградовой, а в середине XX века туда вселились книжное издательство и типография. Случайно ли такое совпадение?.. Среди конфет московского филиала фабрики Серикова было изделие «мистического» направления: карамель «Гадательная» с изображением Солнца, знакомое нескольким поколениям по учебникам, где оно демонстрировалось в качестве видения этой звезды древними. Центр обёртки занимает инструмент гадалки — рулетка с судьбоносными цифрами. Жаль, что стёрты буквы по краям, в которых по идее можно бы вычитать «…Серикова с С-М» (с сыном), но это на уровне предположения.
На обёртках конфет «Барбарис», «Фанданго» и «Элегия» типографии не указаны вовсе, но присутствует упоминание Тулы. Обёртка «Фанданго» радует глаз испанской красоткой, а «Элегия» — красоткой греческой (нимфой) и амурчиком на заднем плане. Такие конфеты просто не имели права быть безвкусными. Почему настоящий материал назван «Конфекты Серикова», а не «конфеты»? Бытовавшее прежде слово «конфекты» не несёт в себе никакой ошибки, ибо происходит от немецкого Konfekt (это позже слово стало увязываться с латинским и итальянским confetto; в этих языках kt переходит в долгое tt и произносится растянуто). На некоторых этикетках и обёртках Сериков ставил «конфект», имея в виду единичный продукт. Это редкий случай, в основном писали «конфекты». А слово «карамель» не трогали, так что трудно представить «карамели Барбарисовые». Из неоднократно публиковавшихся материалов, перекочевавших, само собой, в Интернет без всяких ссылок, можно узнать, что конфетная продукция тульской фабрики достигала 800 наименований. Так ли это и откуда, не знаю, но судя по сохранившимся этикеткам, ассортимент делился на две основные разновидности: карамель и шоколад, причём и то и другое с начинкой (пряники не в счёт, это другая тема). Рецепты дореволюционных карамелей не сильно отличаются от рецептов нынешних, особенно их база (патока, сироп и т. д.), но два завершающих действия этого процесса уже никому не повторить. Это — присвоение наименования и упаковка. Если доподлинно известно, что П. И. Козлов готовил свою конфету «Восторг», как бы тогда сказали, буквально «на ладошке», ювелирно нанося слой за слоем, то обёртывание каждый кондитер осуществлял «по-своему», что видно по уголкам бывших фантиков, завитых всяк на свой лад. Имя Серикова не пропало не только потому, что он финансировал строительство церкви во имя Святых 12 Апостолов на ул. Воронежской (Оборонной), вплотную к стенам которой и упокоился. У Серикова остались родственники по боковой линии, и династия не угасла. Леонид Васильевич Сериков работал заместителем управляющего строительным трестом в Туле (как видим, имя Василий повторяется в роду). Его сын Виктор Леонидович (р. 27.10.1946) — инженер, выпускник Тульского политехнического института, как и его супруга Алла Филипповна (р. Никитина). Оба трудятся в Тульском педагогическом университете, имеют потомство. Есть ещё один человек, для которого имя и дела В. Е. Серикова святы. Это потомок знаменитого иерейского рода Виктор Фёдорович Архангельский, берегущий память о легендарном кондитере. А образцы обёрток нам любезно предоставил коллекционер А. М. Винокуров.
М.В. Майоров краевед, издатель