Тула ушедшего века

Подписка на новости

Личности, связанные с Тулой

Николай Иванович Кульпов

Николай Иванович Кульпов. 1948 годНиколай Иванович Кульпов родился 5 августа 1923 года в деревне Погорелице Заволжского района Ивановской области в большой крестьянской семье. Сначала учился в начальной школе в деревне Шевелёвке. Затем окончил неполную среднюю школу (школу крестьянской молодежи) в селе Новлянском. В настоящее время в этой школе есть музей, посвящённый Николаю Ивановичу, в котором он никогда не был.

В 1938 году Николай Иванович поступил в хлопчатобумажный техникум в Кинешме на специальность техник-технолог прядильного производства, где был старостой группы, так как сдал на «5» все экзамены.

На 3-м курсе в 1940 году учащимся техникума предложили поступить в аэроклуб. В то время все ребята хотели стать лётчиками. «Как же я буду снабжать специалистами страну, если все станут летчиками?» – сказал директор техникума.  Но медицинскую комиссию из примерно 120 прошли  только 38 человек, в том числе и Николай Иванович.

До войны прошел лётную программу, налетав 32 часа, и в 1941 году, за 10 дней до войны, получил  свидетельство пилота запаса. Летом, подрабатывая на фабрике, услышал в посёлке женский плач, как будто хоронят кого-то, Н.И. Кульпов с женой Людмилой Ивановной и сыном Владимиром. 1950 годтак и узнал о войне.

Поскольку Николай Иванович занял 2-е место в области на лыжных соревнованиях, то его как спортсмена могли взять без экзаменов в военно-воздушную академию, но он отказался, и с друзьями встал в очередь в военкомат, рассчитывая на то, что война продлится 1 - 2 месяца. Боялись не успеть.

Его направили в военно-авиационное училище в город Молотов  (Пермь), где 18 августа 1941 года принял присягу.  Началась теоретическая подготовка по курсу лётной. После её окончания начались полёты на переходном самолете Р-5.

Когда закончилась лётная программа на этом самолете, начали осваивать скоростной бомбардировщик «СБ». После его освоения рассчитывал, что присвоят звание командира Красной армии и отправят на фронт. Но курсантов задержали для получения других самолётов ИЛ-2. В 1943 году Николай Иванович налетал на ИЛ-2 14 часов, после чего ему присвоили звание младшего лейтенанта и направили в запасной полк, где молодые пилоты осваивали боевое применение, учились бомбить, стрелять, летать строем, вести аэрофотосъемку и корректировку артиллерийского огня.

В августе 1943 года на новых самолётах отправили в 206-й корректировочный разведывательный авиаполк на Калининский фронт. Всю войну Николай Иванович прошёл в этом полку.

Во время первых боевых вылетов Николай Иванович боялся потерять из виду ведущего и не найти дорогу на свой аэродром. В одном из этих вылетов ведущий сбросил бомбы мимо вражеской переправы, а Николай  Иванович на одну-две секунды замешкался, и его бомбы попали в цель, уничтожив переправу с живой силой и техникой противника.

В ноябре 1943 года на седьмом вылете его сбили зенитки под Дриссой в Белоруссии. Приземлился без шасси в расположение противотанкового артиллерийского полка. Командир батареи, видевший его падение, сказал: «Хотя говорят, что вас – лётчиков – кормят шоколадом, я вам не завидую».

Однажды на танцах симпатичная девушка Люба не стала танцевать с заместителем командира полка, а приняла приглашение  Николая  Ивановича на танец. Из-за чего, 27 августа 1944 года в Латвии командир послал его на задание – сфотографировать немецкий аэродром. Три захода прошли удачно, после чего его самолёт атаковали четыре немецких истребителя. Думал, что жизнь закончилась, педаль осталась на ноге. Вышел из крена. Сел на хуторе на яблоню и покинул через форточку самолет, в котором насчитали 198 пробоин. Самолет не подлежал восстановлению. «За любовь надо быть готовым умереть», - шутит Николай Иванович.

Всего за время войны сбивали три раза. В октябре 1943 ходил по лесу 11 дней. В полку подумали, что погиб, и отправили матери Евлампии Якимовне похоронку, которую она получила по счастливому стечению обстоятельств в один день с письмом от сына.

Николай Иванович освобождал Белоруссию, Прибалтику и штурмовал Кёнигсберг.

В 4 часа утра 9 мая 1945 года узнал о победе. «Война закончилась!» - салют, всё оружие стреляло. До 11 мая совершал боевые вылеты. За всю войну сделал 37 вылетов.

Не сдаваться, сражаться и идти вперед ему помогала вера в победу. У него никогда не было сомнений в том, что русские победят, особенно после победы под Москвой.

После войны Николай Иванович получил направление в 18-й гвардейский истребительный авиаполк в город Кобрин в Белоруссии.  Летал сначала на ЯК-7, затем на реактивных ЯК-15, МИГ-15, СУ-7, СУ-9. В мае 1948 года во время парада пролетал над Красной площадью.

В 1950 году Николая Ивановича в составе 303-й авиадивизии отправили в Приморский край.

А затем в Мугден и в Аньдун (Китай). На истребителях МИГ-15бис советские лётчики перехватывали американские самолёты над территорией КНДР. Вели воздушные бои, отучили американцев бомбить корейские города. За 10 месяцев сбил 2 самолёта (F-86, F-84). Бомбардировщик В-29 «Летающая крепость» не засчитали, потому что при выходе из атаки на этот самолёт, во время которой поджёг один из двигателей американского бомбардировщика, на высоте 10000 метров столкнулся с другим советским истребителем, атаковавшим тот же бомбардировщик. Из самолёта, у которого отвалилось крыло и ставшего вращаться с большой скоростью, Николай Иванович выбрался с парашютом вперёд ногами с большим трудом и приземлился в расположение китайских частей.

Потом Николай Иванович стал командиром эскадрильи 17-го истребительного авиаполка. Хотел попасть в военно-воздушную академию, но его не приняли, не объяснив причину.

В Приморском крае служил до 1960 года. Испытывал новые самолёты, смог удачно посадить самолёт с неисправной тормозной системой. А в другой раз с неработающими бортовыми приборами. За время своей службы освоил 18 типов самолётов.

В 1960 году вышел в отставку и оказался в Туле. До 1972 года работал в техникуме имени С.И. Мосина на улице Вересаева. Потом был инженером автохозяйства облисполкома и военруком в техникуме имени А.Г. Рогова. С 1975 по 1990 год работал инженером на заводе «Газстройдеталь». В 1990 году вышел на пенсию.

С женой Людмилой Ивановной прожил более 60 лет. Имеет двух сыновей, внука, внучку и двух правнучек. В прошлом году одна из них окончила нашу школу – центр образования № 27 (бывшую 4-ю). Награждён орденами и медалями.

Записали: Мария Соколова, Мария Струкова и Елизавета Белоусова.

Читать еще

Форма входа