Тула ушедшего века

Подписка на новости

Новости

Велегож

Главный корпус дома отдыха "Велегож". 1964 годПо легенде, название села Велегож произошло, когда эти места посетил царь Пётр I и воскликнул «Великое гоже!». Однако исторически более правильно вести происхождение названия Велегож от имени более древнего села Велеговши.
Санаторий-курорт «Велегож» и пансионат «Велегож», были основаны в 1937 году для железнодорожников, позже в 1961 переданы в ведение ВЦСПС. В 1972 году начато строительство кирпичных пятиэтажных современных корпусов, первый был построен в 1974 году, второй в 1978 году. Корпуса оборудованы лифтами, в каждом номере балкон. Общее количество круглогодичного номерного фонда 340 комнат. С 2001 года ДО "Велегож" превращён в санаторий-курорт, создана лечебная база, подобран медицинский персонал. подробнее

Памятник В. В. Вересаеву

Открытие памятника 28 апреля 1958 годаСразу после смерти Викентия Викентьевича Вересаева появилась идея увековечить образ писателя в родном городе, где он прожил почти 30 лет. Проект памятника был готов уже в апреле 1951 года. Первоначально памятник высотой 9,6 м планировали поставить в Пушкинском саду, а бюст Пушкина перенести в сквер напротив. «В тульском горисполкоме состоялось обсуждение проекта памятника выдающемуся писателю В.В. Вересаеву. Авторы проекта – молодые московские скульпторы А.С. Рабин и Т.Р. Полякова, архитектор В.М. Новак рассказали, как они работают над монументом, который будет установлен в Туле» («Коммунар» от 3.04.51).

Однако планам установки монумента в Пушкинском саду не суждено было сбыться. По-видимому, этому помешал проект нового Театра Драмы и сквера перед ним. А памятник Вересаеву, изображающий писателя в полный рост с записной книжкой и карандашом в руках, решили установить у входа в Парк культуры и отдыха со стороны улицы Первомайской, где он пришелся очень кстати, украсив площадку подробнее

Похороны по высшему разряду

Момент прохождения похоронной процессии мимо аптеки БелявскогоВремя донесло до нас две фотографии тульских похорон начала XX века. На этих уникальных снимках запечатлены похороны "по высшему разряду" с катафалком и "официантами" (как это значилось в счетах похоронных контор) - людьми в черных ливреях, поддерживающими балдахин.
Первые российские похоронные агентства начали работу в конце XIX века. Важным их отличием от современных было закрепленное в законе деление на чины погребения, согласно которому каждый человек получал погребение того разряда, которое соответствовало его сословию. Так, при средней зарплате городского рабочего в 30-40 руб/мес похороны по самому низшему разряду стоили 40-45 рублей, а по высшему - в 900, 1000, 1200 и более. До нас дошли прейскуранты похоронных агентств того периода, из которых мы знаем, что они предлагали, в частности, следующие товары и услуги: подробнее

Памятник В.Ф. Рудневу

Конец 1950-х. У памятника В.Ф. Рудневу. Фото из архива Михаила РостовцеваПамятник Всеволоду Федоровичу Рудневу (скульптор И.Г. Онищенко и архитектор А.Я. Кольцов) был установлен 30 сентября 1956 года в Туле около Комсомольского парка в Заречье .
Выходец из дворян тульской губернии, всесторонне образованный офицер, грамотный и опытный моряк, участник нескольких кругосветных плаваний В.Ф. Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг» в декабре 1902 года. «Варяг» по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота.
Нападением японцев на Порт-Артур и Чемульпо началась русско-японская война.
27 января 1904 года В. Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Уриу с требованием покинуть Чемульпо до полудня, т.е. русским кораблям было предложено сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа, а экипажу объявил: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна не была…» В ответ прогремело дружное «Ура!», Все заняли свои боевые места. Бой был жестоким. Руднев, раненый в голову и контуженный, продолжал руководить боем.
«Варяг» был поврежден и Руднев принял решение крейсер затопить, а канонерскую лодку взорвать. Командир последним покинул корабль. Оставшихся в живых после боя членов экипажа приняли на свои борта итальянские, американские и французские корабли. Японский император наградил Руднева высшим орденом своей страны – орденом Восходящего Солнца, который Руднев не надевал никогда.
Туляки приняли героев «Варяга» на тульской земле хлебом и солью, преподнесли Рудневу модель морской скорострельной пушки с надписью «Герою-земляку В.Ф. Рудневу от рабочих Тульского оружейного завода».
Руднев умер 7 июля 1913 года в своей усадьбе при деревне Мышенки Алексинского уезда. далее

ГОВОРЯТ, МЫ БЯКИ-БУКИ или Погоня за беглой гласной.

Алексей Александрович Бабякин - человек с исторической фамилией. Фотоателье Кантера, 1904 г.Белых пятен в краеведческих вопросах тьма-тьмущая, где не копни, куда не сунься. Взять хотя бы избитую тульскую дискуссию о кинотеатре Бобякина... нет, Бабякина. Или лучше так - кинотеатре, названном в честь юного борца с проклятым царизмом Алексея Бабякина.. Или Бобякина? Нет, не лучше. Начнём-ка, пожалуй, с начала, так путаницы меньше.

Задолго до событий революции 1905 года, сыгравших в нашем исследовании ключевую роль, а точнее говоря за сто лет до них упоминается в тульских хрониках славное имя Бабякина Спиридона Ивановича. Да и как ему было не упоминаться, учитывая рабочий путь этого мастера ложевого цеха Тульского оружейного завода. С 1807 года он становится старостой ложевого цеха, возглавляет собственную мануфактуру охотничьего оружия, с 1813 года насчитывавшую 7 рабочих. В 1812 – 1816 гг. поставил частным подрядом для армии свыше 11 тысяч огнестрельного и 800 штук холодного оружия. В 1816 году награждён серебряной медалью на аннинской ленте. С 1839 года ушёл в отставку. О дальнейшей жизни известно не так много, включая продажу дома коллеге-фабриканту Лялину и упоминание как здравствующего лица в ревизской сказке за 1850 год.

Зато точно известно, что к тому времени он много лет отдыхал от трудов своих, и, вероятно, гордился тем, что его деятельность напрямую продолжает сын Алексей Спиридонович, появившийся на свет в 1805 году, и сразу же занявший папину должность мастера ложевого цеха ТОЗ. Нет, конечно, не сразу же с колыбели, но вы поняли. Преемственность всё-таки) подробнее

Ардашев Александр Александрович

Александр Ардашев. Автопортрет. 1980-е годыАлександр Александрович Ардашев (1947 — 2007) не был дипломированным фотографом, но почти всегда с собой у него была сумка с аппаратурой для съемки. Фотографией он "заболел" еще в молодости — в конце 1960-х. Александр перепробовал много профессий, занимался то одним, то другим. Увлекался спортом, писал стихи. Видимо, искал дело по душе. Но фотоделу оставался верен всегда. А. Ардашев много снимал родных и друзей, поселок Скуратовский (там он жил), Тулу и, конечно, музей-усадьбу "Ясная Поляна", где в 1980-е годы бывал очень часто. Благодаря его брату Владиславу Ардашеву эти фотографии сохранились. Сквозь годы мы можем оценить талант фотографа А. А. Ардашева, который в обыденном всегда видел что-то необычное, подмечал интересные детали, фиксировал яркие фрагменты жизни. Посмотреть снимки А. Ардашева можно здесь

Василий Васильевич Логгинов и Тульский учительский институт

Вид на бывшее здание Учительского института. Конец 1950-х. Фото Владимира ЕгороваВ начале XX века Россия демонстрировала устойчивый экономический рост, постоянно рос спрос на квалифицированную рабочую силу, что вызывало острую необходимость борьбы с неграмотностью, повышения образовательного уровня населения. Русское правительство взялось за решение трудной задачи введения всеобщего начального образования. С 1905 по 1913 год количество городских начальных училищ только в Туле увеличилось более чем в 4 раза. В связи с увеличением количества начальных учебных заведений возникла острая потребность в подготовке большого количества педагогических кадров для них. По всей стране открывались учительские семинарии и институты. В этих учебных заведениях продолжались и развивались традиции отечественного педагогического образования.

В 1911 году Министерство народного просвещения планировало открыть в Московском учебном округе учительский институт в одном из трёх губернских городов: Смоленске, Туле или Нижнем Новгороде. Руководство Московского учебного округа склонялось в пользу Тулы, поэтому 11 января 1911 года попечитель Московского учебного округа А. А. Троицкий обратился в Тульскую городскую управу с письмом, в котором извещал управу о намерении открыть в Туле учительский институт и спрашивал, не найдёт ли управа «возможность оказать какое-либо пособие и содействие по учреждению института». далее

"Памятник теще"

1989 год. Скульптор Юрий Уваркин доводит до совершенства фигуру "Динозавр"Полюбившегося тулякам динозавра скульптор Юрий Уваркин сваял в 1989 году по заказу фирмы «Грат» и директора открывавшегося Тульского экзотариума Сергея Рябова. Тогда он и не предполагал, что его хвостатое чудо станет едва ли не самым популярным памятником города, более того — сумеет смягчить и оживить облик всего промышленно-спального Заречья. Юрий признается, что сегодня слепил бы динозавра по-другому, однако рад тому, что рептилия прижилась и даже получила имя, что на нее залезают дети, а на ее фоне фотографируются взрослые. И то, что «Тещу» постоянно во что-то переодевают остроумные сотрудники экзотариума, Уваркину тоже нравится, единственное, что у него вызывает протест, — когда ее раскрашивают…
С чьей-то легкой руки этот памятник получил название «Теща» или «Тещазавр». Так и повелось, с тех пор на каждый праздник одевают ее в разные наряды – то юбку на нее наденут 8-го Марта, да не забудут бусы и браслеты. В День Знаний она – юная школьница, ну а под Новый год ей не иначе, как Снегурочкой быть. Сколько нарядов она перемерила почти за 30 лет – и не сосчитать. Была и Красной шапочкой, и Вампиром и Крысой. Ни одно мероприятие в Туле не обходится без всеобщего любимца.
Есть поверье среди жителей города – надо прийти к памятнику и непременно цветы принести. Тогда теща ваша будет доброй и покладистой. Поэтому и не иссякает поток молодоженов к этому памятнику – все хотят с тещей жить в мире и согласии... подробнее

С Наступающим новым 2024 годом!

Мальчики на новогоднем утреннике 1950-60-е годыДорогие друзья! Мы прощаемся с 2023 годом и с надеждой смотрим в будущее! В эти дни хочется пожелать вам мира, здоровья, радости, удачи во всех ваших начинаниях. Давайте будем внимательнее к нашему городу, ценить его прошлое, сохранять культурные и исторические объекты, находить удовольствие в изучении истории Тулы! Мы как всегда будем рядом, и поможем вам узнать больше о нашем единственном и неповторимом любимом городе! Посмотрите галерею новогодних снимков, она еще немного расширилась!

История одной фотографии

Фотооткрытка с портретом Лео Танти. 1930 годВ архиве старых фото попалась вот эта карточка с текстом "На редкость внимательной домохозяйке Марии Николаевне Ярмоц (?) в память чувства глубокого уважения (от) 1,5 месячного квартиранта Лео Танти. Тула, зима 1930 года.
На фото запечатлен не кто иной как Леон (Леонардо) Константинович Танти (17 сентября 1892 — 13 июня 1973, настоящая фамилия Феррони) — советский артист цирка, амплуа рыжий клоун. Видимо, зимой 1930 года он гастролировал с цирковой труппой в тульском цирке.
Леон родился в цирковой семье обрусевших итальянцев: дед Танти — Дионисий Феррони — канатоходец, владелец передвижного цирка; его сыновья Натали, Орацио, Америко, Оресто и Константин — многожанровые цирковые артисты; отец братьев Танти — Константин Танти (по афише — «Танти-Феррони»; 1862—1909) — акробат, соло-клоун, музыкальный эксцентрик; мать — Франческа Карловна Танти (1869—1952) — танцовщица на проволоке. С самого детства Леон участвует в цирковых пантомимах, скетчах, акробатических номерах. Но настоящую известность он получил выступая в клоунском дуэте с братом Константином ,,Братья Танти,, в период с 1900 г. по 1909 г.

1909—1913 исполняет традиционные буффонадные репризы.
с 1913 г. Выступает с братом, как музыкальные клоуны-сатирики.
1918 Леон становится одним из руководителей Товарищества в бывшем цирке Саламонского в Москве.
1918—1920 выступает во фронтовых бригадах на полях Гражданской войны с сатирическими куплетами, песенками, скетчами. подробнее

Форма входа