Большой универмаг
7 марта 1961 г. в канун женского праздника 8 марта на улице Советской в Туле открыли новый четырехэтажный универмаг. Очень скоро на городском сленге его будут называть Большим.
По тем временам это было красивое четырехэтажное здание с огромными зеркальными окнами-витринами. Перед главным входом – широкая площадка, выстланная мраморной плитой, со ступенями из кованого гранита. Мраморный цоколь как бы подпоясывал здание блестящей темной лентой.
По объему и размерам торговой площади новый универмаг был вдвое больше старого и рассчитан на сто пятьдесят рабочих мест. Он мог обслуживать в день до двадцати тысяч покупателей. Здание было типовым. По схожим проектам построили универмаги в некоторых других городах страны подробнее
Памятник Советско-Чехословацкой дружбе
24 ноября 1981 г. в Туле, на перекрестке улиц Болдина и Белкина, в честь нерушимой советско-чехословацкой дружбы открыли памятник.
В процедуре открытия принимали участие все высшие руководители Тулы и области, а также члены партийной делегации Среднесловацкой области Чехословакии во главе с первым заместителем председателя областного национального комитета В. Петраком. На транспарантах и лозунгах собравшихся были здравицы в честь КПСС и КПЧ, в честь дружбы наших народов, призывы достойно встретить 60-летие образования СССР. Звучали песни народов СССР и ЧССР.
Торжественный митинг открыл первый секретарь Тульского горкома КПСС В. А. Пастухов. Затем были исполнены государственные гимны Чехословакии и Советского Союза. Затем слово было предоставлено члену ЦК КПСС, депутату Верховного совета СССР, первому секретарю Тульского обкома КПСС И. Х. Юнаку.
340 тысяч человек насчитывало в то время Тульское областное отделение общества советско-чехословацкой дружбы. Более двадцати лет длилась тесная дружба Тулы и Среднесловацкой области Чехословакии.
Встреченный продолжительными аплодисментами руководитель Среднесловацкой партийной делегации Властимил Петрек передал тулякам искренний привет от обкома партии, коммунистов, всех трудящихся Среднесловацкой области. подробнее
Фотограф Юрий Бурилин
Юрий Николаевич Бурилин (1938 — 2013) принадлежал к числу известных фотомастеров Тулы. Он имел большой опыт съемок, который приобрел благодаря многочисленным поездкам по стране и работе в институте "Тульскгражданпроект". Он умел видеть в обычном городском ландшафте особую красоту и притягательность улиц и архитектуры. Его фотоработы украшают книгу В. Савченко "Тула — город-герой" (Москва: Стройиздат, 1979). Юрий Николаевич очень любил снимать и природу с ее рассветами и закатами, первым снегом и туманом, желтыми листьями и яркими лепестками цветов. Может поэтому он несколько лет трудился фотографом в ЦПКиО Тулы? Ю. Бурилин активно участвовал в работе фотоклуба "Левша" при ДК профсоюзов (руководитель Ю. И. Жуков). По воспоминаниям родных и коллег, Юрий Николаевич относился к делу, которым занимался, ответственно и аккуратно, можно даже сказать самозабвенно и почти фанатично. За что и приобрел о себе добрую память. Благодаря родным и близким Ю. Бурилина мы можем увидеть часть работ фотохудожника, которые сохранили для нас не только прежний облик Тулы, но и дух времени. Некоторые фото Юрия Бурилина можно увидеть здесь
Пивбар на Красноармейском
Этот знаменитый на всю Тулу пивбар был открыт в 1982 году и во времена антиалкогольной кампании был одним из тех немногих райских островков для любителей пенного напитка, где даже в самые суровые времена можно было приникнуть к прохладной кружечке пива, отстояв, правда, немалую очередь. Бар работал с 8 до 13 утра в режиме "безалкогольного ассортимента". В это время он мало кого интересовал. Зато с 14 часов (в выходные с 12 часов) до 20.00 у его дверей скапливался народ, который запускался порциями по 30-50 человек, которые имели право находиться там 40 минут, после чего, наполненные пивом и эмоциями, выпроваживались восвояси, давая место следующей группе страждущих. При запуске очередной группы, начиналось невообразимое: три бармена еле успевали наливать кружки, мину через двадцать народ успокаивался и спокойно допивал пиво. Однако, тем, кому наливали пиво последним, надо было спешить: в двери уже стучали те, кто страдал от жажды на улице. Зал пивбара был стилизован под погребок, со столами в виде деревянных бочек и искусственными сталактитами, свисавшими с потолка. В баре работал телевизор. Отпуск пива производился по жетонам (рубль с копейками), каждый из которых давал право на получение двух поллитровых кружек с закуской (чаще всего - бутерброды с рыбой) далее
Велегож
По легенде, название села Велегож произошло, когда эти места посетил царь Пётр I и воскликнул «Великое гоже!». Однако исторически более правильно вести происхождение названия Велегож от имени более древнего села Велеговши.
Санаторий-курорт «Велегож» и пансионат «Велегож», были основаны в 1937 году для железнодорожников, позже в 1961 переданы в ведение ВЦСПС. В 1972 году начато строительство кирпичных пятиэтажных современных корпусов, первый был построен в 1974 году, второй в 1978 году. Корпуса оборудованы лифтами, в каждом номере балкон. Общее количество круглогодичного номерного фонда 340 комнат. С 2001 года ДО "Велегож" превращён в санаторий-курорт, создана лечебная база, подобран медицинский персонал. подробнее
Памятник В. В. Вересаеву
Сразу после смерти Викентия Викентьевича Вересаева появилась идея увековечить образ писателя в родном городе, где он прожил почти 30 лет. Проект памятника был готов уже в апреле 1951 года. Первоначально памятник высотой 9,6 м планировали поставить в Пушкинском саду, а бюст Пушкина перенести в сквер напротив. «В тульском горисполкоме состоялось обсуждение проекта памятника выдающемуся писателю В.В. Вересаеву. Авторы проекта – молодые московские скульпторы А.С. Рабин и Т.Р. Полякова, архитектор В.М. Новак рассказали, как они работают над монументом, который будет установлен в Туле» («Коммунар» от 3.04.51).
Однако планам установки монумента в Пушкинском саду не суждено было сбыться. По-видимому, этому помешал проект нового Театра Драмы и сквера перед ним. А памятник Вересаеву, изображающий писателя в полный рост с записной книжкой и карандашом в руках, решили установить у входа в Парк культуры и отдыха со стороны улицы Первомайской, где он пришелся очень кстати, украсив площадку подробнее
Похороны по высшему разряду
Время донесло до нас две фотографии тульских похорон начала XX века. На этих уникальных снимках запечатлены похороны "по высшему разряду" с катафалком и "официантами" (как это значилось в счетах похоронных контор) - людьми в черных ливреях, поддерживающими балдахин.
Первые российские похоронные агентства начали работу в конце XIX века. Важным их отличием от современных было закрепленное в законе деление на чины погребения, согласно которому каждый человек получал погребение того разряда, которое соответствовало его сословию. Так, при средней зарплате городского рабочего в 30-40 руб/мес похороны по самому низшему разряду стоили 40-45 рублей, а по высшему - в 900, 1000, 1200 и более. До нас дошли прейскуранты похоронных агентств того периода, из которых мы знаем, что они предлагали, в частности, следующие товары и услуги: подробнее
Памятник В.Ф. Рудневу
Памятник Всеволоду Федоровичу Рудневу (скульптор И.Г. Онищенко и архитектор А.Я. Кольцов) был установлен 30 сентября 1956 года в Туле около Комсомольского парка в Заречье .
Выходец из дворян тульской губернии, всесторонне образованный офицер, грамотный и опытный моряк, участник нескольких кругосветных плаваний В.Ф. Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг» в декабре 1902 года. «Варяг» по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота.
Нападением японцев на Порт-Артур и Чемульпо началась русско-японская война.
27 января 1904 года В. Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Уриу с требованием покинуть Чемульпо до полудня, т.е. русским кораблям было предложено сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа, а экипажу объявил: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна не была…» В ответ прогремело дружное «Ура!», Все заняли свои боевые места. Бой был жестоким. Руднев, раненый в голову и контуженный, продолжал руководить боем.
«Варяг» был поврежден и Руднев принял решение крейсер затопить, а канонерскую лодку взорвать. Командир последним покинул корабль. Оставшихся в живых после боя членов экипажа приняли на свои борта итальянские, американские и французские корабли. Японский император наградил Руднева высшим орденом своей страны – орденом Восходящего Солнца, который Руднев не надевал никогда.
Туляки приняли героев «Варяга» на тульской земле хлебом и солью, преподнесли Рудневу модель морской скорострельной пушки с надписью «Герою-земляку В.Ф. Рудневу от рабочих Тульского оружейного завода».
Руднев умер 7 июля 1913 года в своей усадьбе при деревне Мышенки Алексинского уезда. далее
ГОВОРЯТ, МЫ БЯКИ-БУКИ или Погоня за беглой гласной.
Белых пятен в краеведческих вопросах тьма-тьмущая, где не копни, куда не сунься. Взять хотя бы избитую тульскую дискуссию о кинотеатре Бобякина... нет, Бабякина. Или лучше так - кинотеатре, названном в честь юного борца с проклятым царизмом Алексея Бабякина.. Или Бобякина? Нет, не лучше. Начнём-ка, пожалуй, с начала, так путаницы меньше.
Задолго до событий революции 1905 года, сыгравших в нашем исследовании ключевую роль, а точнее говоря за сто лет до них упоминается в тульских хрониках славное имя Бабякина Спиридона Ивановича. Да и как ему было не упоминаться, учитывая рабочий путь этого мастера ложевого цеха Тульского оружейного завода. С 1807 года он становится старостой ложевого цеха, возглавляет собственную мануфактуру охотничьего оружия, с 1813 года насчитывавшую 7 рабочих. В 1812 – 1816 гг. поставил частным подрядом для армии свыше 11 тысяч огнестрельного и 800 штук холодного оружия. В 1816 году награждён серебряной медалью на аннинской ленте. С 1839 года ушёл в отставку. О дальнейшей жизни известно не так много, включая продажу дома коллеге-фабриканту Лялину и упоминание как здравствующего лица в ревизской сказке за 1850 год.
Зато точно известно, что к тому времени он много лет отдыхал от трудов своих, и, вероятно, гордился тем, что его деятельность напрямую продолжает сын Алексей Спиридонович, появившийся на свет в 1805 году, и сразу же занявший папину должность мастера ложевого цеха ТОЗ. Нет, конечно, не сразу же с колыбели, но вы поняли. Преемственность всё-таки) подробнее
Ардашев Александр Александрович
Александр Александрович Ардашев (1947 — 2007) не был дипломированным фотографом, но почти всегда с собой у него была сумка с аппаратурой для съемки. Фотографией он "заболел" еще в молодости — в конце 1960-х. Александр перепробовал много профессий, занимался то одним, то другим. Увлекался спортом, писал стихи. Видимо, искал дело по душе. Но фотоделу оставался верен всегда. А. Ардашев много снимал родных и друзей, поселок Скуратовский (там он жил), Тулу и, конечно, музей-усадьбу "Ясная Поляна", где в 1980-е годы бывал очень часто. Благодаря его брату Владиславу Ардашеву эти фотографии сохранились. Сквозь годы мы можем оценить талант фотографа А. А. Ардашева, который в обыденном всегда видел что-то необычное, подмечал интересные детали, фиксировал яркие фрагменты жизни. Посмотреть снимки А. Ардашева можно здесь