"Ява", "Стоунз", брюки-клеш
Говоря о моде 1970-х годов, нельзя обойти стороной такой феномен молодежной субкультуры, как появление явистов-рокеров. Увлечением мотоциклами в среде молодежи трудно было кого-либо удивить, но рубеж 1960-70-х годов был отмечен появлением культовой марки мотоциклов - чехословацкой "Явы". Этот мотоцикл, а точнее обладание им давало пропуск в среду избранных - рокеров, исповедовавших культ яркой одежды, длинных волос и рискованных гонок на мотоциклах. В этой среде существовал особый сленг: "старуха" - мотоцикл марки "Ява-360", "прялка" - иное двухколесное чудо с мотором. Благодаря нашему читателю Ad Astra и Сергею Куприянову мы можем увидеть несколько редких кадров. Даем слово первоисточнику: "В начале 70-х годов среди простых зареченских пацанов высшим тоном считалось творчество группы Rolling Stones, лохматая шевелюра и брюки-клёш. У самых же успешных "самцов" был мотоцикл Ява. Обладая таким сокровищем парняга получал всё - уважение товарищей, завистливые взгляды, расположение всех "лялек" на своём пути. Постепенно общество этих ребят стало шире - появились насиженные места их тусовок; стайки явистов-рокеров гоняли по Туле подробнее
Новогодний огонек 1969 года
Дорогие читатели! "Тула ушедшего века" поздравляет вас с наступающим Новым 2016 годом! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию несколько фото для новогоднего настроения) На этих снимках из архива Сергея Смирнова мы можем увидеть, как отмечал Новогодний праздник 8 класс школы №20. Это, предположительно, декабрь 1969 года. На некоторых фото присутствует классный руководитель - Надежда Гордеевна Герасько (Гордевна). Этот человек-легенда более 40 лет вела химию в 20 школе. Почитать о Надежде Гордеевне Герасько можно здесь
Март 1967 года. Леонид Енгибаров в тульском цирке
В марте 1967 года Тулу посетил с гастролями знаменитый клоун-мим Леонид Енгибаров (1935-1972). Тульский фотограф-краевед Александр Иванович Наумов сделал фотосессию выступления артиста в тульском цирке, причем он выступил как фотокорреспондент, попросив разрешения Енгибарова "стать его тенью", и, получив согласие, сопровождал клоуна как за кулисами, так и на арене. На память о встрече Леонид оставил автографы на фотографиях. Вы можете видеть их на снимках. Леонид Енгибаров - создатель нового амплуа в цирке: "грустный клоун". Его номера отличались пронзительностью и глубоким смыслом. Он был не только клоуном, но и великолепным акробатом, жонглёром, эквилибристом, широко применявшим цирковые трюки, являясь одновременно автором и режиссёром своих номеров. далее
История противопожарной службы Тулы
Старейшая команда Тульского гарнизона была организована в Тульском оружейном заводе 16 октября 1824 года. Состав ее был не постоянным: ежедневно из расчета 1 человек из 10, выделялись оружейные мастера для работы в пожарной команде. После сильного пожара в 1834 году, уничтожившего оружейный завод, по Высочайшему распоряжению Его Императорского Величества Николая Павловича, в 1835 году решено строительство нового оружейного завода. Повелением Военного Министра от 5 сентября 1835 года при ТОЗе учреждена штатная пожарная команда следующего состава: 1 брандмайор, 2 унтер-офицера и 12 пожарных нижних чинов. подробнее
Страничка "Тула ушедшего века" вконтакте
Дорогие посетители нашего сайта! Работает страничка "Тула ушедшего века" вконтакте! Адрес https://vk.com/tulainpast Там вы сможете не только узнавать о новостях "Тулы ушедшего века", но и видеть ежедневную ленту с редкими фотографиями Тулы, которыми постоянно пополняется наш сайт! Присоединяйтесь к нашему сообществу вконтакте!
"Тула советская"
Очередной краеугольный камень нашей библиотечки "Тула ушедшего века" - альбом "Тула советская" (авторы-составители М.Б. Тенцер, В.Н. Щербаков). Книга готовилась давно, проведена большая работа в архиве, отсканированы десятки метров фотопленок, слайды, фотографии из частных архивов и коллекций... Выносим на ваш суд это серьезное и полноценное фотоисследование советского периода нашего города. Альбом разбит на 7 глав, каждая из которых сопровождается статьей. "Тула советская" издана в твердом переплете, формат А4, 316 страниц, полноцветная печать. Большая часть фото не публиковалась ранее, даже на нашем сайте! Книга скоро поступит в книжные магазины. Из вступительной статьи к альбому: "Советский период в истории нашей страны уже не первый десяток лет вызывает противоречивые оценки политиков, историков, экономистов, да и обычных людей. Некоторые из них утверждают, что «великий эксперимент» отбросил нашу страну далеко назад и мы безнадежно отстали от других государств, другие, напротив, считают, что Россия исчезла бы с карты мира и была поделена на куски, если бы большевики в 1917 году не взяли власть в свои руки, а также не заняла бы достойное место среди развитых стран мира, если бы не встала на путь строительства социализма... подробнее
Летнее кафе "Лужники" или "Матильда"
Появление на стадионе "Труд" (ныне "Арсенал") летнего кафе относится к периоду реконструкции стадиона 1958-59 годов. Кафе было открытым, с легким навесом-крышей, под которой летали и чирикали стаи воробьев. В 1960-70 годы это место славилось свежим пивом, которое завозилось сюда прямиком с пивкомбината. Кафе в то время имело и неофициальное название - "Матильда". Вот как описывает летнее кафе в своей книге "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)" Георгий Готтесман: «Матильда»! Старшее поколение туляков прекрасно помнит кафе на Центральном стадионе недалеко от велотрека и футбольного поля и почти по соседству с тюрьмой. В нём, состоявшем из алюминиевого каркаса с большим, местами провисшим, выгоревшим брезентовым тентом, почти постоянно торговали разливным пивом далее
Ресторанный король Московского вокзала
В послевоенную эпоху немногие железнодорожные вокзалы в СССР могли похвастаться наличием собственных ресторанов. К тому факту, что в Туле такая точка имелась и действует до сих пор, стоит присмотреться.
На первый взгляд может показаться удивительным, что, продолжая рубрику по истории тульского предпринимательства, мы обратились к советским временам. Нет, это не удивительно. Возглавляя такое ответственное заведение, как привокзальный ресторан, любой директор поневоле становился деловым человеком совсем не советского покроя. Ему приходилось крутиться как белка в колесе: подчас унижаясь в коридорах власти перед всемогущими снабженцами, подробнее
Георгий Готтесман. "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)"
Увидела свет новая книга - "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)". 
Первая книга мемуарной прозы Г.Е. Готтесмана "Моя история... (тульские тетради)", вышедшая в апреле 2013 года, не оставила равнодушными читателей. Первый тираж этой книги имел определенный успех. Тульская (и не только) публика с удовольствием ознакомилась с этими воспоминаниями, и мало кто не согласился с тонким юмором "про политику" и советскую школу времен покорения космоса, про Шестидневную войну, дворовое детство 1960-х...
Вторая книга смотрит на нас глазами человека, созревающего как личность в эпоху 1970-х. Времена "застоя" описаны в присущем автору стиле самоиронии и вниманию к деталям. Его взгляд на происходящее совершенно независим от мнения окружающих и порою беспощаден. Во втором томе мы "закончим" Тульский политехнический институт, "пройдем" военные сборы и геодезическую практику, "поступим" в "Гипрошахт", "переживем" сельскохозяйственные заботы, любовные приключения и, наконец "взглянем" на мир глазами кошки.
Железный мост
Этот двухпролетный мост из металлических ферм, соединивший остров оружейного завода с Заречьем, был сдан в эксплуатацию в 1878 г. Он построен «Обществом металлических заводов в Петербурге». Движение гужевого транспорта по Железному мосту было двусторонним. При въезде на него висели таблички: «По мосту ехать шагом». Справа и слева имелись огороженные проходы для пешеходов. Позже по мосту проложили рельсы для конно-железной дороги. На старых открытках и в современных краеведческих изданиях Железный мост нередко ошибочно именуется Чугунным. В 1928 году Чугунный и Железный мосты были реконструированы для прокладки по ним трамвайных путей. В конце 1980-х гг. Оружейный и Зареченский (бывшие Чугунный и Железный) мосты были перестроены и получили свой нынешний облик. 

