Тула ушедшего века

Подписка на новости

Новости

"Ява", "Стоунз", брюки-клеш

1974 год. Красноармейский проспект. Явист Сергей Куприянов около своего железного коня.Говоря о моде 1970-х годов, нельзя обойти стороной такой феномен молодежной субкультуры, как появление явистов-рокеров. Увлечением мотоциклами в среде молодежи трудно было кого-либо удивить, но рубеж 1960-70-х годов был отмечен появлением культовой марки мотоциклов - чехословацкой "Явы". Этот мотоцикл, а точнее обладание им давало пропуск в среду избранных - рокеров, исповедовавших культ яркой одежды, длинных волос и рискованных гонок на мотоциклах. В этой среде существовал особый сленг: "старуха" - мотоцикл марки "Ява-360", "прялка" - иное двухколесное чудо с мотором. Благодаря нашему читателю Ad Astra и Сергею Куприянову мы можем увидеть несколько редких кадров. Даем слово первоисточнику: "В начале 70-х годов среди простых зареченских пацанов высшим тоном считалось творчество группы Rolling Stones, лохматая шевелюра и брюки-клёш. У самых же успешных "самцов" был мотоцикл Ява. Обладая таким сокровищем парняга получал всё - уважение товарищей, завистливые взгляды, расположение всех "лялек" на своём пути. Постепенно общество этих ребят стало шире - появились насиженные места их тусовок; стайки явистов-рокеров гоняли по Туле подробнее

Новогодний огонек 1969 года

Новогодний хоровод на вечере одноклассниковДорогие читатели! "Тула ушедшего века" поздравляет вас с наступающим Новым 2016 годом! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию несколько фото для новогоднего настроения) На этих снимках из архива Сергея Смирнова мы можем увидеть, как отмечал Новогодний праздник 8 класс школы №20. Это, предположительно, декабрь 1969 года. На некоторых фото присутствует классный руководитель - Надежда Гордеевна Герасько (Гордевна). Этот человек-легенда более 40 лет вела химию в 20 школе. Почитать о Надежде Гордеевне Герасько можно здесь

Март 1967 года. Леонид Енгибаров в тульском цирке

Леонид Енгибаров на арене тульского циркаВ марте 1967 года Тулу посетил с гастролями знаменитый клоун-мим Леонид Енгибаров (1935-1972). Тульский фотограф-краевед Александр Иванович Наумов сделал фотосессию выступления артиста в тульском цирке, причем он выступил как фотокорреспондент, попросив разрешения Енгибарова "стать его тенью", и, получив согласие, сопровождал клоуна как за кулисами, так и на арене. На память о встрече Леонид оставил автографы на фотографиях. Вы можете видеть их на снимках. Леонид Енгибаров - создатель нового амплуа в цирке: "грустный клоун". Его номера отличались пронзительностью и глубоким смыслом. Он был не только клоуном, но и великолепным акробатом, жонглёром, эквилибристом, широко применявшим цирковые трюки, являясь одновременно автором и режиссёром своих номеров. далее

История противопожарной службы Тулы

1918 год. Тула. Конно-бочечный выезд пожарныхСтарейшая команда Тульского гарнизона была организована в Тульском оружейном заводе 16 октября 1824 года. Состав ее был не постоянным: ежедневно из расчета 1 человек из 10, выделялись оружейные мастера для работы в пожарной команде. После сильного пожара в 1834 году, уничтожившего оружейный завод, по Высочайшему распоряжению Его Императорского Величества Николая Павловича, в 1835 году решено строительство нового оружейного завода. Повелением Военного Министра от 5 сентября 1835 года при ТОЗе учреждена штатная пожарная команда следующего состава: 1 брандмайор, 2 унтер-офицера и 12 пожарных нижних чинов. подробнее

Страничка "Тула ушедшего века" вконтакте

Дорогие посетители нашего сайта! Работает страничка "Тула ушедшего века" вконтакте! Адрес https://vk.com/tulainpast Там вы сможете не только узнавать о новостях "Тулы ушедшего века", но и видеть ежедневную ленту с редкими фотографиями Тулы, которыми постоянно пополняется наш сайт! Присоединяйтесь к нашему сообществу вконтакте!

"Тула советская"

Обложка издания "Тула советская"Очередной краеугольный камень нашей библиотечки "Тула ушедшего века" - альбом "Тула советская" (авторы-составители М.Б. Тенцер, В.Н. Щербаков). Книга готовилась давно, проведена большая работа в архиве, отсканированы десятки метров фотопленок, слайды, фотографии из частных архивов и коллекций... Выносим на ваш суд это серьезное и полноценное фотоисследование советского периода нашего города. Альбом разбит на 7 глав, каждая из которых сопровождается статьей. "Тула советская" издана в твердом переплете, формат А4, 316 страниц, полноцветная печать. Большая часть фото не публиковалась ранее, даже на нашем сайте! Книга скоро поступит в книжные магазины. Из вступительной статьи к альбому: "Советский период в истории нашей страны уже не первый десяток лет вызывает противоречивые оценки политиков, историков, экономистов, да и обычных людей. Некоторые из них утверждают, что «великий эксперимент» отбросил нашу страну далеко назад и мы безнадежно отстали от других государств, другие, напротив, считают, что Россия исчезла бы с карты мира и была поделена на куски, если бы большевики в 1917 году не взяли власть в свои руки, а также не заняла бы достойное место среди развитых стран мира, если бы не встала на путь строительства социализма... подробнее

Летнее кафе "Лужники" или "Матильда"

1963 год. Так выглядело летнее кафе в первые годы существования. Фото из архива Е. ГуденчукПоявление на стадионе "Труд" (ныне "Арсенал") летнего кафе относится к периоду реконструкции стадиона 1958-59 годов. Кафе было открытым, с легким навесом-крышей, под которой летали и чирикали стаи воробьев. В 1960-70 годы это место славилось свежим пивом, которое завозилось сюда прямиком с пивкомбината. Кафе в то время имело и неофициальное название - "Матильда". Вот как описывает летнее кафе в своей книге "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)" Георгий Готтесман: «Матильда»! Старшее поколение туляков прекрасно помнит кафе на Центральном стадионе недалеко от велотрека и футбольного поля и почти по соседству с тюрьмой. В нём, состоявшем из алюминиевого каркаса с большим, местами провисшим, выгоревшим брезентовым тентом, почти постоянно торговали разливным пивом далее

Ресторанный король Московского вокзала

1958 год. Здание Московского вокзала. Фото В. ПолюбинаВ послевоенную эпоху немногие железнодорожные вокзалы в СССР могли похвастаться наличием собственных ресторанов. К тому факту, что в Туле такая точка имелась и действует до сих пор, стоит присмотреться.

На первый взгляд может показаться удивительным, что, продолжая рубрику по истории тульского предпринимательства, мы обратились к советским временам. Нет, это не удивительно. Возглавляя такое ответственное заведение, как привокзальный ресторан, любой директор поневоле становился деловым человеком совсем не советского покроя. Ему приходилось крутиться как белка в колесе: подчас унижаясь в коридорах власти перед всемогущими снабженцами, подробнее

Георгий Готтесман. "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)"

Второй том книги мемуаров Г. ГоттесманаУвидела свет новая книга - "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)".
Первая книга мемуарной прозы Г.Е. Готтесмана "Моя история... (тульские тетради)", вышедшая в апреле 2013 года, не оставила равнодушными читателей. Первый тираж этой книги имел определенный успех. Тульская (и не только) публика с удовольствием ознакомилась с этими воспоминаниями, и мало кто не согласился с тонким юмором "про политику" и советскую школу времен покорения космоса, про Шестидневную войну, дворовое детство 1960-х...

Вторая книга смотрит на нас глазами человека, созревающего как личность в эпоху 1970-х. Времена "застоя" описаны в присущем автору стиле самоиронии и вниманию к деталям. Его взгляд на происходящее совершенно независим от мнения окружающих и порою беспощаден. Во втором томе мы "закончим" Тульский политехнический институт, "пройдем" военные сборы и геодезическую практику, "поступим" в "Гипрошахт", "переживем" сельскохозяйственные заботы, любовные приключения и, наконец "взглянем" на мир глазами кошки.

Железный мост

Около 1903 года. Железный мост. С открытки издателя И. МигуноваЭтот двухпролетный мост из металлических ферм, соединивший остров оружейного завода с Заречьем, был сдан в эксплуатацию в 1878 г. Он построен «Обществом металлических заводов в Петербурге». Движение гужевого транспорта по Железному мосту было двусторонним. При въезде на него висели таблички: «По мосту ехать шагом». Справа и слева имелись огороженные проходы для пешеходов. Позже по мосту проложили рельсы для конно-железной дороги. На старых открытках и в современных краеведческих изданиях Железный мост нередко ошибочно именуется Чугунным. В 1928 году Чугунный и Железный мосты были реконструированы для прокладки по ним трамвайных путей. В конце 1980-х гг. Оружейный и Зареченский (бывшие Чугунный и Железный) мосты были перестроены и получили свой нынешний облик. 

Форма входа