Летнее кафе "Лужники" или "Матильда"
Появление на стадионе "Труд" (ныне "Арсенал") летнего кафе относится к периоду реконструкции стадиона 1958-59 годов. Кафе было открытым, с легким навесом-крышей, под которой летали и чирикали стаи воробьев. В 1960-70 годы это место славилось свежим пивом, которое завозилось сюда прямиком с пивкомбината. Кафе в то время имело и неофициальное название - "Матильда". Вот как описывает летнее кафе в своей книге "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)" Георгий Готтесман: «Матильда»! Старшее поколение туляков прекрасно помнит кафе на Центральном стадионе недалеко от велотрека и футбольного поля и почти по соседству с тюрьмой. В нём, состоявшем из алюминиевого каркаса с большим, местами провисшим, выгоревшим брезентовым тентом, почти постоянно торговали разливным пивом далее
Ресторанный король Московского вокзала
В послевоенную эпоху немногие железнодорожные вокзалы в СССР могли похвастаться наличием собственных ресторанов. К тому факту, что в Туле такая точка имелась и действует до сих пор, стоит присмотреться.
На первый взгляд может показаться удивительным, что, продолжая рубрику по истории тульского предпринимательства, мы обратились к советским временам. Нет, это не удивительно. Возглавляя такое ответственное заведение, как привокзальный ресторан, любой директор поневоле становился деловым человеком совсем не советского покроя. Ему приходилось крутиться как белка в колесе: подчас унижаясь в коридорах власти перед всемогущими снабженцами, подробнее
Георгий Готтесман. "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)"
Увидела свет новая книга - "Тульские тетради (сочинение длиною в жизнь)".
Первая книга мемуарной прозы Г.Е. Готтесмана "Моя история... (тульские тетради)", вышедшая в апреле 2013 года, не оставила равнодушными читателей. Первый тираж этой книги имел определенный успех. Тульская (и не только) публика с удовольствием ознакомилась с этими воспоминаниями, и мало кто не согласился с тонким юмором "про политику" и советскую школу времен покорения космоса, про Шестидневную войну, дворовое детство 1960-х...
Вторая книга смотрит на нас глазами человека, созревающего как личность в эпоху 1970-х. Времена "застоя" описаны в присущем автору стиле самоиронии и вниманию к деталям. Его взгляд на происходящее совершенно независим от мнения окружающих и порою беспощаден. Во втором томе мы "закончим" Тульский политехнический институт, "пройдем" военные сборы и геодезическую практику, "поступим" в "Гипрошахт", "переживем" сельскохозяйственные заботы, любовные приключения и, наконец "взглянем" на мир глазами кошки.
Железный мост
Этот двухпролетный мост из металлических ферм, соединивший остров оружейного завода с Заречьем, был сдан в эксплуатацию в 1878 г. Он построен «Обществом металлических заводов в Петербурге». Движение гужевого транспорта по Железному мосту было двусторонним. При въезде на него висели таблички: «По мосту ехать шагом». Справа и слева имелись огороженные проходы для пешеходов. Позже по мосту проложили рельсы для конно-железной дороги. На старых открытках и в современных краеведческих изданиях Железный мост нередко ошибочно именуется Чугунным. В 1928 году Чугунный и Железный мосты были реконструированы для прокладки по ним трамвайных путей. В конце 1980-х гг. Оружейный и Зареченский (бывшие Чугунный и Железный) мосты были перестроены и получили свой нынешний облик.
Колеса обозрения в парке и их история
Первое колесо обозрения было установлено около 1960 года и находилось в восточной части современной аллеи аттракционов. На этом снимке Михаила Толстопятова мы видим колесо обозрения и танцевальный павильон (на заднем плане), на месте которого сейчас располагается павильон с детскими качалками. Это колесо существовало до середины 1970-х годов, после чего было демонтировано. Следующее колесо обозрения, уже с открытыми кабинками, было построено в западной части аллеи, рядом с современным автодромом. Оно работало до конца 1990-х годов, после чего рядом с ним было запущено 3-е по счету колесо, которое в настоящий момент не работает. С 1 мая 2014 года в Белоусовском парке открыто новое колесо обозрения высотой 40 метров. Поскольку аттракцион расположен на самой высокой точке Белоусовского парка, с него можно увидеть практически всю Тулу. Про историю Белоусовского парка можно почитать здесь
Июль 1966 года. Серебровские пруды.
Как выглядели пруды в парке 50 лет назад? На помощь нам приходят снимки из альбомов Владимира Николаевича Полюбина. Он снимал на фотопленку свои прогулки по любимому городу, затем печатал фото и наклеивал их в альбомы, снабжая комментариями и датами съемки. Но вернемся к прудам: в конце 1950-х годов, по проекту архитектора С.М. Шатрова в Серебровском овраге были построены 3 дамбы для создания цепи из трех водоемов. Пруды так и называли - Серебровскими. Сейчас это название кануло в лету. Пруды стали украшением парка, без них мы уже не можем его представить. 4 июля 1976 года на верхнем пруду был открыт зооуголок с лебедями, гусями и утками. Средний пруд стал традиционным местом для купания туляков. Как мы видим на фото, уже в середине 1960-х здесь был оборудован пляж. Нижний пруд - это любимое место для любителей рыбалки, где их можно встретить в любое время года. Подробнее
Особняк на ул. Тургеневской, 13
У этого дома интересная судьба. Его постройка относится к концу XVIII - началу XIX века. Первоначально пренадлежал братьям И.М. и В.М. Бельковым. Во второй половине XIX века домом владел Николай Федорович Занфтлебен, открывший на территории усадьбы меднолитейный заводик. Продукция завода использовалась для литья самоваров. В 1920-е годы в доме располагалось правление треста "Госчугплав". В 1960-90-е годы - это жилой дом. В 2000-х годах здание подверглось серьезной реконструкции и получило третий этаж. Сейчас здесь располагаются коммерческие организации. подробнее
Из истории Тульского реального училища
В этом году исполняется 140 лет со дня учреждения в г. Туле реального училища – одного из немногих дореволюционных средних учебных заведений нашего города. Попробуем определить значение Тульского реального училища для среднего образования в нашем городе в конце XIX - начале XX века.
В связи с развитием промышленности и бумом железнодорожного строительства в России в пореформенные годы 2-й половины XIX века возникла необходимость подготовки значительного числа инженерно-технических работников. Решить эту задачу можно было через систему реального образования, где, в отличие от классического образования, упор делался на изучение предметов физико-математического и естественнонаучного циклов, современных языков вместо древних. В 1864 году в России стали открываться реальные гимназии, в 1872 году преобразованные в реальные училища. далее
Киевская застава
Киевская застава находилась в районе современных домов 52 и 59 по проспекту Ленина, чуть выше перекрестка с улицей Льва Толстого. Здесь по генеральному плану застройки Тулы 1778 года проходила ее южная граница. В 1772 году по императорскому указу в этом месте была организована одна городских застав, на которой солдаты Тульского гарнизонного батальона охраняли въезды в город. Здесь появились знакомые нам по гравюрам и акварелям будки и полосатые шлагбаумы. В 1787 году для проезда в Тулу императрицы Екатерины II были сооружены величественные триумфальные Киевские ворота с аркой и колоннадой, простиравшейся по словам литератора Василия Алексеевича Левшина «на обе стороны внутрь города». В 1830-40х годах ворота были заменены двумя каменными обелисками далее
Тула, сентябрь 1974 года. Видео
Посмотрите это замечательное видео, оцифрованное Евгением Переяславцевым (оригинальная съемка Вячеслава Демиденко) с кинопленки и ощутите дух 1970-х годов нашего города. Да, качество возможно, не самое лучшее, но это действительно редкие кадры!