Тула ушедшего века

Подписка на новости

Новости

Тульский рабфак

Рабфак в здании бывшего Реального училища. 1930 годРабфаки (рабочие факультеты) – образовательные учреждения в РСФСР и СССР для подготовки рабочих и крестьян к поступлению в высшие учебные заведения.

В 1918 году рабочим и крестьянам было предоставлено право поступать в высшие учебные заведения без экзаменов, но образовательный уровень многих поступивших по новым правилам оказался настолько низким, что учёба в высшей школе была им попросту не под силу. В такой ситуации возникла необходимость предварительной подготовки этой категории абитуриентов к поступлению в вузы.

Первые рабфаки в РСФСР были открыты в 1919 году. Тульский рабфак начал работу 2 октября 1922 года. Он расположился в здании бывшего Тульского реального училища на Красноармейской улице (сейчас Красноармейский проспект, д. 5). Первым заведующим рабфаком стал Емельян Игнатьевич Игнатьев. В следующем году его сменил Сергей Александрович Попов. подробнее

История школы №11

11 школа в 1964 году. Из коллекции Ильи Кошкина

История школы №11 города Тулы начинается в 1935 году, когда было построено новое здание в историческом центре города на улице Менделеевской, 5. Общая площадь помещений – 1322 м2, число классных комнат – 10, рассчитана на 400 учащихся, печное отопление – 28 печей. Надворные постройки: сарай под топливо, спортплощадка – 1500 м2, учебно-опытный земельный участок -  480 м2, общая площадь усадьбы – 3855,7 м2.

В рамках организации шефской помощи 11 школу курировал завод №314.

2 декабря 1941 г. в здании бывшей школы № 11 был развернут эвакоприемник на 1000 мест. Здесь были развернуты приемо-сортировочное отделение далее

Спасское кладбище

Вид на храм Спаса на Горе и кладбище. Около 1950 годаВ 1771 году после эпидемии чумы власти города выделили место для кладбища оружейников в Оружейной слободе. В августе 1772 года была дана храмоздательная грамота на постройку деревянной Спасской кладбищенской церкви, а в 1773 году церковь освятили во имя Нерукотворного образа Спасителя. В 1807 году на Спасском кладбище возвели каменный храм, изветстый сейчас как Спас на Горе. Ниже приведем выдержки из статьи Алексея Камоликова "Скрижали Спасского кладбища":

подробнее

Тульская велосипедистка Валентина Максимова

Валентина Максимова на тренировке на тульском треке. 1955 годВалентина Михайловна Максимова (род. 21 мая 1937, Тула, Московская область) — советская трековая велогонщица, выступала за сборную СССР в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Четырёхкратный серебряный призёр чемпионатов мира в индивидуальном спринте, многократная чемпионка всесоюзных и всероссийских первенств в различных спринтерских и темповых дисциплинах. На соревнованиях представляла спортивные общества «Спартак» и «Динамо», заслуженный мастер спорта. Также известна как преподаватель и научный сотрудник, кандидат педагогических наук.
Валентина Максимова родилась 21 мая 1937 года в Туле. С четырнадцатилетнего возраста активно занималась велосипедными гонками и конькобежным спортом, однако в конечном счёте сделала выбор в пользу трекового велоспорта. После окончания школы училась в Тульском государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого. Сначала состояла в тульском добровольном спортивном обществе «Спартак», в 1956 году перешла в «Динамо» подробнее

С наступающим Новым годом!

24 февраля 1963 года. Проводы Русской зимы в ПКиО. Горка на аллее у читальни, которая фигурирует в видеоДорогие читатели! Вот и уходит от нас трудный 2022 год... Надеемся, что наступающий Новый 2023 даст нам надежду, развеет тревоги и принесет добрые вести! Поздравляем вас всех с новогодними праздниками, желаем здоровья, удачи и благополучия! В качестве новогоднего подарка предлагаем посмотреть небольшое видео, оцифрованное нами с оригинальной кинопленки Владимира Николаевича Полюбина, снятой зимой далеких уже 1962-63 годов! Надеемся, что вы будете с нами в наступающем году. Постараемся баловать вас "новой" старой Тулой! Ваша "Тула ушедшего века".

Дом архитектора Сироткина

Вид бывшего дома архитектора Сироткина. Декабрь 2022 годаНичем с виду не примечательный одноэтажный деревянный дом № 18 по улице Бундурина (бывшей Старо-Дворянской, Бундуринской)/ Пушкинская, 45 в 1913 – 1930-х годах принадлежал архитектору, потомственному почётному гражданину (до 1918 г.) Владимиру Николаевичу Сироткину.
Труды Владимира Николаевича Сироткина внесли заметный вклад в формирование архитектурного облика нашего города.
Владимир Николаевич родился в 1875 году в селе Узком Московского уезда Московской губернии. Окончил начальное народное училище, архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1902 – 1916 годах был тульским городским архитектором и архитектором строительного отдела Тульской губернской земской управы. В этот период деятельности он разрабатывал проекты и участвовал в строительстве многих общественных и частных зданий. подробнее

Здание городской полиции (проспект Ленина, 49)

Здание полицейского управления и Дворянского клуба. 1910-е годыВ классическом особняке под номером 49 на проспекте Ленина (бывшей Киевской улице) до 1917 года находилось Тульское городское полицейское управление, возглавляемое полицмейстерами.
Для улучшения условий работы полиции и пожарного дела в Туле 13 марта 1837 года военный губернатор города Тулы и тульский гражданский губернатор, генерал-майор Ельпидифор Антиохович Зуров направил министру внутренних дел Российской империи Дмитрию Николаевичу Блудову донесение с проектом строительства в Туле дома для городской полиции и пожарного депо. Министр вышел с представлением в Комитет министров, на основании мнения которого император Николай I разрешил «постройку дома в Туле для помещения полиции и пожарного депо».
После проведённых Тульской губернской строительной комиссией торгов с тульскими купцами Семёном Николаевым и Дмитрием Бухоновым был заключен контракт, по которому те обязались к 1 октября 1838 года построить вчерне каменный двухэтажный далее

Сад "Эрмитаж"

Сад клуба имени Ленина. С открытки 1930 года.В 1896 году в Туле никому до этого не известный приезжий купец Яков Михайлович Федотов приступил к обустройству перекрестка трех тульских улиц – Воздвиженской, Серебрянской и Калужской (теперь Революции, Халтурина и Демонстрации) – для открытия, по примеру столицы сада, а затем и театра.

На месте, занимаемом сегодня Тульским медицинским училищем, в середине XIX века располагалась усадьба почетного гражданина Тулы, купца первой гильдии Александра Прокофьевича Молчанова. Несколько деревянных строений, сад и пруд напоминали, скорее, деревенскую идиллию, нежели центр города оружейников. Неудивительно, что эту усадьбу Молчанова в Туле называли «Молчановской дачей» подробнее

Иверская церковь и школа для детей железнодорожников (Путейская, 9)

Вид на Железнодорожную церковь-школу. Начало XX века. Из ГАТОИверская церковь, которая была возведена на тогдашней площади Курского вокзала, в документах начала XX века именовалась "церковь-школа". Как говорилось в письме начальника Московско-Курской железной дороги от 3 июня 1902 года, церковь-школа необходима "для удовлетворения религиозно-нравственных потребностей служащих, рабочих и семей их, живущих при станции". Церковь-школу возвели на участке земли, отведенном военному ведомству под продовольственный пункт. Военным взамен предоставили другой участок, и они не возражали против строительства храма.
Церковь была освещена во имя Иверской иконы Божией Матери 14 ноября 1903 года.
Однопрестольный храм находился в одном здании с двухклассной школой Министерства народного просвещения.
Церковь закрыли в 1923 году, ее здание передали подробнее

Совсем как в Москве. Полная история тульских подземных переходов

Московский вокзал и первый подземный переход в Туле. 1990-е годы

Главные ворота Тулы

Именно так называли первый тульский переход – главными воротами Тулы. Само собой ворота у дороги ставить не будешь. Поэтому первый в истории областного центра подземный переход построили на Московском вокзале и открыли в декабре 1970 года.

К этому времени ежегодный поток пассажиров, проходивших через вокзал, исчислялся миллионами человек. Только в летнее время каждый день через Тулу проходили несколько десятков поездов, следующих на юг или в сторону Москвы. Соответственно на перроне иногда действительно было тесно, а из-за рискового нашего народа, не любившего ждать лишних пяти минут, даже опасно далее

Форма входа