Тула ушедшего века

Подписка на новости

Новости

Большой приз Тулы. 1971 год.

Соревнования шли до глубокого вечера. Фото Н. МельниковаВ июне 1971 года на тульском велотреке прошел "Большой приз Тулы". Николай Мельников отснял фотохронику этого события, прошедшего при переполненных трибунах трека. Международные соревнования «Большой приз Тулы» проводились на тульском треке с 1967 года. На них съезжались лучшие велогонщики мира. Гонщик А. Куприянов в книге "Велоспорт - моя жизнь" пишет: "В одном из спортивных изданий как-то прочитал о случайно услышанном журналистом диалоге между французскими и итальянскими гонщиками, которые прилетели в СССР в 1970 году для участия в «Большом призе Тулы». Путь их лежал через Москву. Столица встретила спортсменов теплым июньским дождем. Уютные автобусы, дорога и моросящая пелена за окном располагали к разговору, который вертелся вокруг чемпионата мира по футболу, проходившего тогда в Мексике. Итальянец Карди первым перебросил мостик от темы футбольной к велосипедной: «Завидую футболистам. Каждый матч собирает десятки тысяч зрителей. А нас смотрит от силы тысяча, не больше». «Не торопись, малыш, подробнее

Металлистов, дом 2

Владельцем дома до революции был купец ЛеоновДом №2 по улице Металлистов - это бывшая усадьба середины 19 века. Истинное украшение дома – его оригинальное строение, закругленный угловой фасад. Балкон с коваными решетками на угловом фасаде появился в 1920-х годах. Последним владельцем этого дома был купец Леонов. До 1917 года на первом этаже здания находились магазины – «Булочная Денисова», «Рыбная торговля И.Ф. Митрохина и В.В. Леонтьева». Позднее здесь находилось общество трезвости и чайная. C 1927 по 1941 год в этом доме проживал тульский конструктор В.Н. Полюбин, воспоминания которого об этом доме включены в книгу «Жизнь и приключения тульского конструктора»: «Нас троих (маму, Диму и меня) переселили в заводской дом по улице Металлистов, 2, так как двое из нас, я и мама работали на заводе. далее

Воспоминания о парке Алевтины Васильевны Роговой

Июль 1950 года. Дети в парке. Вторая слева сидит - Аля Бродовская (А.В. Рогова)Парк вошел в мое сознание в первое послевоенное лето, когда мне исполнилось четыре года. Мои родители собрали детей, живших в нашем доме – брата, меня, двух двоюродных сестер, приехавших к нам погостить, соседскую девочку – мою подружку и повели в парк фотографироваться на первой аллее. В те годы в парке было три аллеи: первая от входа со стороны улицы Бундурина шла параллельно улице Первомайской, вторая от круга с фонтаном к летнему театру, а на третьей располагались спортивные площадки и аттракционы. 
        Наш дом стоял на углу улиц Первомайской и Халтурина, напротив второго входа в парк. Поэтому для меня парк был и садом, и двором, и просто своим.
        Вход в парк был какое-то время платным с четырех часов дня, а в какие-то годы с десяти утра. читать дальше

Сретенская церковь

1912 год. Вид на церковь и колокольню Сретения Господня с правого берега УпыХрам находился на пересечении улиц Металлистов (бывшей Пятницкой) и Советской (бывшей Посольской), на месте нынешнего сквера с памятником С.И. Мосину. Колокольня стояла отдельно, на другой стороне улицы (приблизительно там, где сейчас находится вход в подземный переход). Здание церкви во имя Сретения Господня начали возводить в 1774 году. Приделы - во имя апостола Иоанна Богослова (справа) и великомученника Никиты (слева) были закончены уже спустя два года; основной объем - к 1785 году. К строительству колокольни приступили в 1780 году. Разрабатывал ее проект и надзирал за строительными работами тульский архитектор Козьма Сокольников. На колокольне было 6 колоколов далее

Утраченные формы

Скульптура «Встречающие» во дворе дома Металлургов, 5 Фото А. ТереховаГипсовый соцреализм – широко распространенное направление городской скульптуры, берущее свое начало в 1930-е годы с работ скульпторов И.Д. Шадра и Р.Р. Иодко (оба создали образ «девушки с веслом», ставший впоследствии нарицательным названием всех гипсовых скульптур). Это было время, когда на смену конструктивизму пришли новое направление – сталинский классицизм, в стиль которого гипсовая скульптура гармонично вписывалась. Наибольшее распространение гипсовый реализм получил в послевоенные годы, когда из дешевого, но недолговечного гипса изготавливались статуи для украшения парков, стадионов, пионерских лагерей и дворов. Самые распространенные сюжеты гипсовой скульптуры – фигуры вождей, пионеров, спортсменов, рабочих героических профессий (металлургов, шахтеров), детей и животных. Для прочности внутри скульптур скрывался металлический каркас. Нередко фигуры были типовыми. Так, распространенным сюжетом была статуя маленького Володи Ульянова (Ленина). Подобные фигуры часто встречались в школах и пионерских лагерях. В Туле гипсовый реализм был представлен достаточно хорошо. Так, в 1950-60-е годы большое количество изваяний находилось на территории стадиона «Труд» (ныне «Арсенал»), в парке культуры и отдыха (Белоусовсий парк) и Пионерском сквере. К сожалению, до наших дней читать дальше

Водонапорная башня на ул. Ак. Павлова

1950-е годы. Так выглядела башня постройки. Фото В. ТроицкогоВодонапорная башня на ул. Академика Павлова - одно из самых загадочных сооружений Тулы. Она построена в 1950-е годы и первоначально использовалась по прямому назначению. Кроме того, в нём размещались химические лаборатории «Водоканала», в которых проверяли отобранные пробы водопроводной воды. Но и на этом функции здания не исчерпывались — двум сотрудникам лабораторий в нём дали квартиры. Потом «Водоканал» построил новое здание на Демидовской плотине, и лаборатории переехали. Некоторым сотрудникам «Водоканала» дали в водонапорке квартиры (раньше они жили в бараках возле Центрального стадиона). Получилось 6 квартир. Правда, большинство комнат в них с острыми углами. Это не очень-то удобно, но люди были рады ведомственной жилплощади. Острые углы со временем, конечно, не сглаживаются, но к ним в доме все привыкли. Главное, что проблем с водой никогда было! И действительно, водонапорная башня на протяжении длительного времени исправно выполняла свои прямые обязанности: бак с водой на самом верхнем этаже спустили совсем недавно - в 1998 году. (благодарим за информацию http://stalinarch.ru/)

Тульская мода 1960 годов ХХ века. 2 часть

1962 год. Мужские головные уборы 60-х во всем разнообразии.Сегодня мы продолжаем публикацию цикла статей Владимира Евгеньевича Шарикова о тульской моде ХХ столетия. В 1960-е годы Тула стремительно меняет свой облик. Идет массовое строительство блочных домов, которые позже получат в народе название «хрущевок», возводятся новые кинотеатры, цирк, открываются кафе. Меняется не только  облик города, но и облик туляков. В эти годы в Туле впервые появляется мода. Мода 1960-х, это мода  двадцатилетних, рожденных в тяжелые военные и послевоенные 1940–е годы. Вторая часть исследования "Тульская мода 1960-х годов" откроет нам забытые ныне предметы гардероба как битловский пиджак, сундуки, хомуты, а также напомнит о том как появились первые джинсы, вельвет и мини. Первую часть этой публикации можно увидеть здесь

Тульские деньги и карточки начала 1920-х годов.

1920 год. Хлебная карточка тульского губпродкома

Тульские деньги и карточки имели хождение в начале 1920-х годов. С середины 1918 г. по март 1921 г. сформировалась политика, которая впоследствии стала известна как “военный коммунизм“. В феврале 1919 года В.И. Ленин в проекте программы ВКП(б) настаивает на постепенном уничтожении денег, «этих свидетельств на право получения эксплуататорами общественного богатства в целях спекуляции, наживы и ограбления трудящихся». Частная торговля была запрещена. С рабочих, служащих и некоторых других классов населения перестали взимать квартплату и плату за коммунальные услуги, продовольствие и потребительские товары. Стал бесплатным транспорт. Именно в это время появились денежные суррогаты – карточки, талоны, региональные деньги. К этому периоду относится появление тульских бон и карточек подробнее

Дворец культуры профсоюзов

Дворец культуры профсоюзов 1 сентября 1970 годаДворец Культуры был открыт 3 февраля 1968 года. В нем работали: театральное отделение, оркестр народных инструментов, театр кукол, художественная студия, бальный кружок, фотокиноклуб, общество филателистов, нумизматов, книголюбов. Сюда с концертами приезжали Б. Окуджава, А. Абдулов, Л. Ярмольник, И. Костолевский, Р. Бабаян, М. Магомаев, М. Муромов, Н. Джигурда, рок-группы "Кино", "Зоопарк", "Коррозия металла" и многие другие исполнители. С 1997 года по сегодняшний день в здании размещается культурно-развлекательный комплекс "Премьер" подробнее

Богоявленский собор в кремле

Около 1910 года. Богоявленский соборК началу XIX века жители Тулы испытывали нужду в просторном теплом соборе. В 1817 г. городское общество решило построить собор во имя святого Александра Невского, тезоименитого Александру I, освободившему Россию и Европу от Наполеона. Но к строительству в то время так и не приступили. К проблеме вновь обратились лишь в конце 1840-х годов.  Решено было возвести в кремле теплый собор во имя Богоявления Господня, с двумя приделами – во имя Николая Чудотворца и Александра Невского. Архитектор Тульского оружейного завода  М.А. Михайлов составил проект, который после многочисленных согласований в столице был утвержден к 1855 г.  Вскоре началось строительство, на которое жертвовали деньги епископы Тульские и Белевские, дворяне, купцы, оружейники. Наиболее крупные взносы были сделаны купцом Семеном Красноглазовым (8000 рублей) и оружейником Максимом Лялиным (5000 рублей). читать дальше

Форма входа