Большой приз Тулы. 1971 год.
В июне 1971 года на тульском велотреке прошел "Большой приз Тулы". Николай Мельников отснял фотохронику этого события, прошедшего при переполненных трибунах трека. Международные соревнования «Большой приз Тулы» проводились на тульском треке с 1967 года. На них съезжались лучшие велогонщики мира. Гонщик А. Куприянов в книге "Велоспорт - моя жизнь" пишет: "В одном из спортивных изданий как-то прочитал о случайно услышанном журналистом диалоге между французскими и итальянскими гонщиками, которые прилетели в СССР в 1970 году для участия в «Большом призе Тулы». Путь их лежал через Москву. Столица встретила спортсменов теплым июньским дождем. Уютные автобусы, дорога и моросящая пелена за окном располагали к разговору, который вертелся вокруг чемпионата мира по футболу, проходившего тогда в Мексике. Итальянец Карди первым перебросил мостик от темы футбольной к велосипедной: «Завидую футболистам. Каждый матч собирает десятки тысяч зрителей. А нас смотрит от силы тысяча, не больше». «Не торопись, малыш, подробнее
Металлистов, дом 2
Дом №2 по улице Металлистов - это бывшая усадьба середины 19 века. Истинное украшение дома – его оригинальное строение, закругленный угловой фасад. Балкон с коваными решетками на угловом фасаде появился в 1920-х годах. Последним владельцем этого дома был купец Леонов. До 1917 года на первом этаже здания находились магазины – «Булочная Денисова», «Рыбная торговля И.Ф. Митрохина и В.В. Леонтьева». Позднее здесь находилось общество трезвости и чайная. C 1927 по 1941 год в этом доме проживал тульский конструктор В.Н. Полюбин, воспоминания которого об этом доме включены в книгу «Жизнь и приключения тульского конструктора»: «Нас троих (маму, Диму и меня) переселили в заводской дом по улице Металлистов, 2, так как двое из нас, я и мама работали на заводе. далее
Воспоминания о парке Алевтины Васильевны Роговой
Парк вошел в мое сознание в первое послевоенное лето, когда мне исполнилось четыре года. Мои родители собрали детей, живших в нашем доме – брата, меня, двух двоюродных сестер, приехавших к нам погостить, соседскую девочку – мою подружку и повели в парк фотографироваться на первой аллее. В те годы в парке было три аллеи: первая от входа со стороны улицы Бундурина шла параллельно улице Первомайской, вторая от круга с фонтаном к летнему театру, а на третьей располагались спортивные площадки и аттракционы.
Наш дом стоял на углу улиц Первомайской и Халтурина, напротив второго входа в парк. Поэтому для меня парк был и садом, и двором, и просто своим.
Вход в парк был какое-то время платным с четырех часов дня, а в какие-то годы с десяти утра. читать дальше
Сретенская церковь
Храм находился на пересечении улиц Металлистов (бывшей Пятницкой) и Советской (бывшей Посольской), на месте нынешнего сквера с памятником С.И. Мосину. Колокольня стояла отдельно, на другой стороне улицы (приблизительно там, где сейчас находится вход в подземный переход). Здание церкви во имя Сретения Господня начали возводить в 1774 году. Приделы - во имя апостола Иоанна Богослова (справа) и великомученника Никиты (слева) были закончены уже спустя два года; основной объем - к 1785 году. К строительству колокольни приступили в 1780 году. Разрабатывал ее проект и надзирал за строительными работами тульский архитектор Козьма Сокольников. На колокольне было 6 колоколов далее
Утраченные формы
Гипсовый соцреализм – широко распространенное направление городской скульптуры, берущее свое начало в 1930-е годы с работ скульпторов И.Д. Шадра и Р.Р. Иодко (оба создали образ «девушки с веслом», ставший впоследствии нарицательным названием всех гипсовых скульптур). Это было время, когда на смену конструктивизму пришли новое направление – сталинский классицизм, в стиль которого гипсовая скульптура гармонично вписывалась. Наибольшее распространение гипсовый реализм получил в послевоенные годы, когда из дешевого, но недолговечного гипса изготавливались статуи для украшения парков, стадионов, пионерских лагерей и дворов. Самые распространенные сюжеты гипсовой скульптуры – фигуры вождей, пионеров, спортсменов, рабочих героических профессий (металлургов, шахтеров), детей и животных. Для прочности внутри скульптур скрывался металлический каркас. Нередко фигуры были типовыми. Так, распространенным сюжетом была статуя маленького Володи Ульянова (Ленина). Подобные фигуры часто встречались в школах и пионерских лагерях. В Туле гипсовый реализм был представлен достаточно хорошо. Так, в 1950-60-е годы большое количество изваяний находилось на территории стадиона «Труд» (ныне «Арсенал»), в парке культуры и отдыха (Белоусовсий парк) и Пионерском сквере. К сожалению, до наших дней читать дальше
Водонапорная башня на ул. Ак. Павлова
Водонапорная башня на ул. Академика Павлова - одно из самых загадочных сооружений Тулы. Она построена в 1950-е годы и первоначально использовалась по прямому назначению. Кроме того, в нём размещались химические лаборатории «Водоканала», в которых проверяли отобранные пробы водопроводной воды. Но и на этом функции здания не исчерпывались — двум сотрудникам лабораторий в нём дали квартиры. Потом «Водоканал» построил новое здание на Демидовской плотине, и лаборатории переехали. Некоторым сотрудникам «Водоканала» дали в водонапорке квартиры (раньше они жили в бараках возле Центрального стадиона). Получилось 6 квартир. Правда, большинство комнат в них с острыми углами. Это не очень-то удобно, но люди были рады ведомственной жилплощади. Острые углы со временем, конечно, не сглаживаются, но к ним в доме все привыкли. Главное, что проблем с водой никогда было! И действительно, водонапорная башня на протяжении длительного времени исправно выполняла свои прямые обязанности: бак с водой на самом верхнем этаже спустили совсем недавно - в 1998 году. (благодарим за информацию http://stalinarch.ru/)
Тульская мода 1960 годов ХХ века. 2 часть
Сегодня мы продолжаем публикацию цикла статей Владимира Евгеньевича Шарикова о тульской моде ХХ столетия. В 1960-е годы Тула стремительно меняет свой облик. Идет массовое строительство блочных домов, которые позже получат в народе название «хрущевок», возводятся новые кинотеатры, цирк, открываются кафе. Меняется не только облик города, но и облик туляков. В эти годы в Туле впервые появляется мода. Мода 1960-х, это мода двадцатилетних, рожденных в тяжелые военные и послевоенные 1940–е годы. Вторая часть исследования "Тульская мода 1960-х годов" откроет нам забытые ныне предметы гардероба как битловский пиджак, сундуки, хомуты, а также напомнит о том как появились первые джинсы, вельвет и мини. Первую часть этой публикации можно увидеть здесь
Тульские деньги и карточки начала 1920-х годов.
Тульские деньги и карточки имели хождение в начале 1920-х годов. С середины 1918 г. по март 1921 г. сформировалась политика, которая впоследствии стала известна как “военный коммунизм“. В феврале 1919 года В.И. Ленин в проекте программы ВКП(б) настаивает на постепенном уничтожении денег, «этих свидетельств на право получения эксплуататорами общественного богатства в целях спекуляции, наживы и ограбления трудящихся». Частная торговля была запрещена. С рабочих, служащих и некоторых других классов населения перестали взимать квартплату и плату за коммунальные услуги, продовольствие и потребительские товары. Стал бесплатным транспорт. Именно в это время появились денежные суррогаты – карточки, талоны, региональные деньги. К этому периоду относится появление тульских бон и карточек подробнее
Дворец культуры профсоюзов
Дворец Культуры был открыт 3 февраля 1968 года. В нем работали: театральное отделение, оркестр народных инструментов, театр кукол, художественная студия, бальный кружок, фотокиноклуб, общество филателистов, нумизматов, книголюбов. Сюда с концертами приезжали Б. Окуджава, А. Абдулов, Л. Ярмольник, И. Костолевский, Р. Бабаян, М. Магомаев, М. Муромов, Н. Джигурда, рок-группы "Кино", "Зоопарк", "Коррозия металла" и многие другие исполнители. С 1997 года по сегодняшний день в здании размещается культурно-развлекательный комплекс "Премьер" подробнее
Богоявленский собор в кремле
К началу XIX века жители Тулы испытывали нужду в просторном теплом соборе. В 1817 г. городское общество решило построить собор во имя святого Александра Невского, тезоименитого Александру I, освободившему Россию и Европу от Наполеона. Но к строительству в то время так и не приступили. К проблеме вновь обратились лишь в конце 1840-х годов. Решено было возвести в кремле теплый собор во имя Богоявления Господня, с двумя приделами – во имя Николая Чудотворца и Александра Невского. Архитектор Тульского оружейного завода М.А. Михайлов составил проект, который после многочисленных согласований в столице был утвержден к 1855 г. Вскоре началось строительство, на которое жертвовали деньги епископы Тульские и Белевские, дворяне, купцы, оружейники. Наиболее крупные взносы были сделаны купцом Семеном Красноглазовым (8000 рублей) и оружейником Максимом Лялиным (5000 рублей). читать дальше