Тула ушедшего века

Подписка на новости

Новости

Из семейного альбома Лопатиных-Ратмановых

Чаепитие на даче в Алексин-Боре. Справа за столом - Елизавета и Павел ЛопатиныУлица Менделеевская до 1907 года называлась Лопатинской в честь купцов и домовладельцев Лопатиных. Им принадлежал современный дом 6 по улице Менделеевской. Потомок Лопатиных, Алла Сергеевна, поделилась с нами фотографиями своих предков. Павел Петрович Лопатин (1891-1928) родился и жил в этом доме до революции (после 1917 года дом был экспроприирован и расселен). В годы Первой мировой войны воевал, получил пневмонию от переохлаждения и последствия этого (плеврит), стали причиной его достаточно ранней смерти в 37 лет. Интересно, что Павел Петрович Лопатин в последние годы жизни был директором Тульского ликеро-водочного завода. Его жена, Елизавета Сергеевна, урожденная Ратманова (1895-1973) также родилась в Туле, окончила тульскую гимназию О.А. Жесмин. Была необыкновенно красивой женщиной. Ее брат, Николай Сергеевич Ратманов (1893-1963), был строителем. Участвовал в строительстве далее

С Новым годом!

Новогодние украшения в Пионерском сквере. Начало 1960-х. Фото Владимира ЛаптеваДорогие друзья, наша планета совершила еще один виток вокруг солнца. А это значит, что еще один год уходит в область воспоминаний! Зато приходит Новый, 2022 год, который мы наполним интересом, радостью и трудом! Поздравляем вас, дорогие читатели, с этим событием и желаем счастья, здоровья и гармонии! Мы проведем очередной год вместе, перелистывая старые фотографии, открытки и теплые воспоминания. Спасибо что остаетесь с нами, и с нашей "Тулой ушедшего века"! Постараемся вас не разочаровать в Новом году! Готовятся очередные издания, альбомы и статьи. В них вы увидите и узнаете "новую" старую любимую Тулу. С Новым годом! Полистайте тульские новогодние снимки

Две усадьбы на Октябрьской

Вид на усадьбы по улице Октябрьской, со стороны ул. М. Горького. Лето 2021 годаВ Туле по адресу улица Октябрьская (бывшая Миллионная), д. 58 сохранилась старая городская усадьба, состоящая из двухэтажного деревянного на кирпичной подклети дома с мезонином, соединённого с двухэтажным кирпичным флигелем поздней постройки. Деревянный особняк украшен уникальным для нашего города образцом объёмной резьбы – горельефом в круглом медальоне, изображающим бородатого мужчину в берете и чешуйчатом панцире. Видимо для придания гармоничности на фасаде флигеля были выполнены два медальона с лепными женскими головками. Дом с мезонином был построен во второй половине XIX века до 1890 года, когда был приобретён купцом Виктором Петровичем Даниловым. Он и построил двухэтажный флигель с мастерской в 1910 году. Прочие усадебные постройки, в том числе кирпичные фабрика и кузницы не сохранились. Существующие здания находятся на государственной охране, что не помешало в декабре 2019 года случиться здесь пожару.

Ниже с этой усадьбой соседствует стыдливо прикрытый тканью интереснейший двухэтажный кирпичный особняк (улица Октябрьская, д. 56), тоже охраняемый. далее

Бывшая богадельня имени С.Т. Красноглазова

Вид на здание Дома крестьянина (бывшей богадельни) в 1923 году. Из книги "Тульский край"Благотворительное заведение, принадлежавшее Тульскому купеческому обществу, было названо именем человека, пожертвовавшего в 1879 году капитал в 50 тысяч рублей, проценты с которого шли на содержание этого заведения. Семен Трофимович Красноглазов (1799 – не позднее 1883) – купец, потомственный почетный гражданин, известный благотворитель, многолетний казначей, а затем почетный член Тульского губернского попечительства детских приютов, один из создателей общества «Милосердие» для призрения бедных. На его деньги (ему принадлежала фабрика скобяных товаров) в Туле были устроены ясли, приют для детей неимущих граждан, швейная мастерская, в которой работали неимущие женщины. В 1864 и 1868 году С.Т. Красноглазов избирался городским головой сроком на трехлетие. Он был удостоен ордена Св. Станислава III степени, ордена Св. Владимира IV степени, золотой медали «За усердие». Тульская городская Дума присвоила С.Т. Красноглазову подробнее

История автомобильного транспорта в Туле

Около 1905 года. Первое известное тульское фото, на котором запечатлен автомобиль. Из архива Михаила Чумакова

Автомобили появились на улицах Тулы не позже апреля 1908 года, когда Тульская городская Дума разрешила тулякам Д. Котельникову и А. Разину открыть собственное таксомоторное депо и перевозить пассажиров на двух черных «Фиатах». В 1910 году в городе насчитывалось десять "самодвижущихся экипажей". Наступила эпоха автопробегов. В 1914 году через Тулу прошел один из первых автопробегов Москва - Орел - Москва. В годы I мировой войны количество машин ощутимо возросло. Первые попытки объединить усилия тульских транспортников относятся к 1917 году, когда был сформирован губернский транспортно-материальный отдел. В 1924 году в Туле впервые были организованы автомобильные перевозки пассажиров. На первых порах для этих целей использовались переоборудованные грузовики вместимостью 24 пассажира. Самый первый автобусный маршрут «Улица Каминского - Курский (ныне Московский) вокзал» проходил по центральным городским улицам Коммунаров, Советской, Красноармейской. Почитать об истории автобусных пассажирских перевозок в Туле можно здесь.

В начале 1930-х годов в сязи с общим политическим курсом на индустриализацию страны автомобилю как транспортному средству стала отводиться первостепенная роль. В 1931-32 годах на улице Крестинтерна (ныне Коминтерна) началось строительство гаража на 100 машин. подробнее

Улицы, которых больше нет. Шурдуковский переулок

1914-15 годы. Лазарет для раненых воинов в Спасском переулкеШурдуковский переулок (до 1922 года - Спасский) находился в снесенном в 1970-е годы квартале, ограниченном улицами Менделеевская - пр. Ленина - Советская - Ф. Энгельса. Он пересекал этот квартал пополам и вел от Спасской башни кремля к Спасо-Преображенскому собору (после 1934 года разбитому на месте снесенного храма Пионерскому скверу). В годы советской власти переулок получил имя Михаила Федоровича Шурдукова (1878-1920), революционера-подпольщика, рабочего Тульского патронного, затем оружейного заводов, участника установления Советской власти в Туле. В 1960-е годы в доме Шурдуковский переулок, 4 располагалось книгохранилище библиотеки им. Ленина. В угловом с улицей Менделеевской доме по нечетной стороне в годы Первой мировой войны располагался Лазарет №22 для раненых воинов. далее

Как Сталин в Щекино ночевал

Фото дома, где ночевал Сталин. Из архива А. И. Гиллера

В августе 1948 года И.В. Сталин совершил путешествие на автомобиле по стране, которая восстанавливалась после войны. Во время этой поездки глава государства переночевал в Щекино.

В нашем распоряжении оказался интереснейший фотодокумент из архива бывшего управляющего трестом «Щекинуголь» Абрама Иосифовича Гиллера. Предположительно, что именно в его доме и ночевал вождь. Мы употребляем здесь слово «предположительно» вот почему: известно, что

И.В. Сталин ночевал в доме управляющего трестом «Щекинуголь», но был ли в тот момент управляющим А.И. Гиллер, пока не выяснено. Однако в его архиве сохранилось фото, надпись на обороте которого свидетельствует, что Сталин ночевал в Щекино. И этот дом сохранился. Его нынешний адрес: город Щекино, улица Советская, 42. подробнее

История борьбы с желтым сайдингом и поражения в ней

Визуальное сравнение говорит само за себяХроника событий:

Зимой 2018-2019 года без всяких согласований и в нарушение "Правил благоустройства территории муниципального образования г. Тула" руководство ГУЗ "Тульский областной дом ребенка №1" решило "украсить" здание Ф. Энгельса, 97, 1909 года постройки, желто-коричневым сайдингом без утепления фасада.

4 февраля 2019 в архитектурный надзор и Администрацию г. Тулы был направлен запрос. читать далее

Егор Иванович Бланкеннагель

Генерал – майор Е.И.Бланкеннагель. Портрет неизвестного художника. Конец XVIII — начало XIX веков. Холст. Масло.Тульская губерния одна из первых в России стала осваивать производство сахара из белой сахарной свёклы. Свекловицу, так крестьяне называли сахарную свёклу, издавна выращивали в нашей губернии. Однако местная свёкла содержала мало сахарозы и была малопригодна для изготовления сахара.

Отставной подполковник Яков Степанович Есипов первым в тульском крае и России разработал новую технологию для получения большего количества сахара из местной сахарной свёклы. Он стал обрабатывать свёклу сначала паром, а затем вымачивать её в холодной воде. Очищение свекловичного сока Есипов производил известью. Этот способ до сих пор применяется в сахарной промышленности.

В начале 1802 г. Я. С. Есипов сообщил, что получил 82 кг белого сахара из 250 кг сахара-сырца, выработанного из свёклы. Так был получен первый русский кристаллический сахар на первом заводе в России. Этот завод был построен в селе Алябьеве Чернского уезда Тульской губернии (в настоящее время село Алябьево находится во Мценском районе Орловской области), Я. С. Есиповым при участии Е. И. Бланкеннагеля.

Хотя изобретение Якова Степановича Есипова было большим шагом в развитии сахарной промышленности, но вряд ли оно стало успешным без вклада Егора Ивановича Бланкеннагеля. подробнее

Что происходит с тульским велотреком?

Так выглядит трек сейчас, в августе 2021 года. Фото Олега ШишкинаВ начале этого года началась его очередная реконструкция (читай «освоение бюджета»), была снесена восточная трибуна, разворочен весь периметр полотна. На аншлагах было указано, что заказчик строительства Государственное учреждение Тульской области «Центр спортивной подготовки сборных команд Тульской области», подрядчик - ООО «МОИЭК» (г. Химки Московской области), начало строительства декабрь 2020 - окончание строительства ноябрь 2022. Начали конечно, рьяно, но в июне строители исчезли вместе с аншлагами и теперь наш знаменитый и один из старейших велосипедных треков России стал напоминать декорации для фильмов про войну. В результате наша Тульская велосипедная команда трековиков, включая профессиональную команду «Марафон-Тула», в составе которой - чемпионы Европы (!!!) вынуждена тренироваться на дорожках стадиона и шоссе, а мы, все остальные, просто в шоке от происходящего… давайте распространим этот пост и заставим чиновников объясниться, почему они поставили на грань уничтожения исторический и культурный объект - тульский велотрек, заложенный в 1896 году!

Публикация с таким текстом вышла в наших соцсетях вечером 18 августа. Уже 20 августа подробнее

Форма входа