Тула ушедшего века

Подписка на новости

Новости

История борьбы с желтым сайдингом и поражения в ней

Визуальное сравнение говорит само за себяХроника событий:

Зимой 2018-2019 года без всяких согласований и в нарушение "Правил благоустройства территории муниципального образования г. Тула" руководство ГУЗ "Тульский областной дом ребенка №1" решило "украсить" здание Ф. Энгельса, 97, 1909 года постройки, желто-коричневым сайдингом без утепления фасада.

4 февраля 2019 в архитектурный надзор и Администрацию г. Тулы был направлен запрос. читать далее

Егор Иванович Бланкеннагель

Генерал – майор Е.И.Бланкеннагель. Портрет неизвестного художника. Конец XVIII — начало XIX веков. Холст. Масло.Тульская губерния одна из первых в России стала осваивать производство сахара из белой сахарной свёклы. Свекловицу, так крестьяне называли сахарную свёклу, издавна выращивали в нашей губернии. Однако местная свёкла содержала мало сахарозы и была малопригодна для изготовления сахара.

Отставной подполковник Яков Степанович Есипов первым в тульском крае и России разработал новую технологию для получения большего количества сахара из местной сахарной свёклы. Он стал обрабатывать свёклу сначала паром, а затем вымачивать её в холодной воде. Очищение свекловичного сока Есипов производил известью. Этот способ до сих пор применяется в сахарной промышленности.

В начале 1802 г. Я. С. Есипов сообщил, что получил 82 кг белого сахара из 250 кг сахара-сырца, выработанного из свёклы. Так был получен первый русский кристаллический сахар на первом заводе в России. Этот завод был построен в селе Алябьеве Чернского уезда Тульской губернии (в настоящее время село Алябьево находится во Мценском районе Орловской области), Я. С. Есиповым при участии Е. И. Бланкеннагеля.

Хотя изобретение Якова Степановича Есипова было большим шагом в развитии сахарной промышленности, но вряд ли оно стало успешным без вклада Егора Ивановича Бланкеннагеля. подробнее

Что происходит с тульским велотреком?

Так выглядит трек сейчас, в августе 2021 года. Фото Олега ШишкинаВ начале этого года началась его очередная реконструкция (читай «освоение бюджета»), была снесена восточная трибуна, разворочен весь периметр полотна. На аншлагах было указано, что заказчик строительства Государственное учреждение Тульской области «Центр спортивной подготовки сборных команд Тульской области», подрядчик - ООО «МОИЭК» (г. Химки Московской области), начало строительства декабрь 2020 - окончание строительства ноябрь 2022. Начали конечно, рьяно, но в июне строители исчезли вместе с аншлагами и теперь наш знаменитый и один из старейших велосипедных треков России стал напоминать декорации для фильмов про войну. В результате наша Тульская велосипедная команда трековиков, включая профессиональную команду «Марафон-Тула», в составе которой - чемпионы Европы (!!!) вынуждена тренироваться на дорожках стадиона и шоссе, а мы, все остальные, просто в шоке от происходящего… давайте распространим этот пост и заставим чиновников объясниться, почему они поставили на грань уничтожения исторический и культурный объект - тульский велотрек, заложенный в 1896 году!

Публикация с таким текстом вышла в наших соцсетях вечером 18 августа. Уже 20 августа подробнее

Храм во имя святителя Иоанна Златоуста.

Храм Иоанна Златоуста в 1925 году.Единоверие - вид воссоединения старообрядцев с православной церковью. Правда старообрядцы относились к единоверию настороженно, считая его способом заманивания их в Православную церковь. Храм был заложен 27 мая 1903 года. Закладку освятил архиепископ Тульский и Белевский Питирим. Через несколько дней "Тульские Епархиальные ведомости" писали: "В настоящее время кирпичная кладка доведена до окон и ведется очень успешно, несмотря почти на оскудение доселе собранных средств, в надежде, что благотворители и ревнители богоугодного дела не дадут этим средствам дойти до полного истощения". К моменту закладки храма на его строительство от жертвователей поступило 12 тысяч рублей, а требовалось еще 24 тысячи.
Но надежды на скорый сбор необходимой суммы денег не сбылись. Храм Иоанна Златоуста освятили только в 1913 году. Он был возведен в популярном в то время русском стиле. подробнее

Железнодорожное строительство в Тульской губернии в конце XIX - начале XX века

Тула. Курский вокзал. Начало XX века

Развивающаяся экономика государства в целом и Тульской губернии в частности требовала быстрых и удобных путей сообщения. Состояние дорог оставляло желать лучшего и издавна на Руси для передвижений ждали «зимника», слабо могли помочь и реки, они постепенно мелели и даже по Оке судоходство замедлялось. Чтобы перевезти 20 тысяч пудов груза(320 тонн), требовалось 2000 лошадей, 500 извозчиков и 1000 телег, а по железной дороге тот же объём можно было перевезти в 30 вагонах, используя 10 рабочих. В середине века Россия сильно отставала от США и Европы по протяженности железнодорожных путей, к 1855 году общая протяженность железных дорог составляла 979 верст,а к примеру в США- 27 718 верст.

Тула и Тульская губерния была важным промышленным, сельскохозяйственным и торговым регионом России. Губерния так же была крупным производителем и важным пунктом в транзитной перевозке зерна из Южных губерний подробнее

"Тула на старой открытке в футляре" (издание 4-е)

Обложка обновленного изданияПервое издание альбома «Тула на старой открытке» увидело свет в декабре 2012 года. Эта книга, основанная на коллекции старых почтовых карточек с видами города Тулы, имела большой успех, получила массу благожелательных отзывов, и была переиздана в 2014 году Администрацией города Тулы тиражом 600 экземпляров. Во втором издании были исправлены неточности и опечатки, кроме того, альбом получил новую обложку.

Третье издание вышло в дополненном виде. За пять прошедших с момента выпуска книги лет было обнаружено несколько редчайших фотографий дореволюционной Тулы,  которые вы найдете в приложении «Редкие фотографии». Жемчужиной этого издания стали уникальных 24 снимка Тулы 1887 года из коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. Кроме того, существенно увеличилась глава «Туляки. Одежда и быт», дополненная краеведом Владимиром Евгеньевичем Шариковым, работавшим и над первым изданием «Тулы на старой открытке». Иллюстративный ряд для этой статьи составили оригинальные кабинетные фото из коллекции проекта «Тула ушедшего века» 

Нышешнее четвертое издание "потолстело" на 40 страниц. Книга дополнена редкими фотографиями, в том числе 28 уникальными фото Тульского полицейского управления 1890-х годов. Существенно переработан раздел "История тульской фотографии" - расширена информация о тульских дореволюционных ателье, найдены редкие фото и адреса, по которым работали старые фотографы. Кроме того, издание получило новый дизайн обложки и слипкейса. Книгу можно купить подробнее

Авоськи, они же напраськи

1959 год. Улица Коммунаров в районе современного сквера Тулякам-Героям. Фото Владимира Полюбина. В руках женщины (Веры Михайловны Полюбиной) - авоська.Авоська — сетчатая, сплетённая из суровых нитей хозяйственная сумка, используемая преимущественно для посещения рынков и магазинов. В сложенном виде авоська занимает очень мало места, и поэтому её удобно брать с собою в дамскую сумочку, в портфель или в карман.
Во времена дефицита в СССР люди нередко носили авоську с собой на случай — авось удастся что-то купить (обычно в обеденный перерыв или по дороге с работы домой). Кроме того, в советских магазинах не было полиэтиленовых пакетов для покупок, и сумку нужно было приносить с собой.
Чтобы авоськи было удобнее держать, они иногда выпускались с надетыми на ручки гибкими трубками. Название «авоська» происходит от русского слова «авось» («возможно», «надеюсь, что»). Слово «авоська» существовало уже в начале 1920-х. Графиня Александра Львовна Толстая пишет в 1920-м: "Люди шли по мостовой, таща за собой санки, или несли мешки, сумки, прозванные „авоськами“ — авось что-нибудь раздобудут,— кусочек масла, конины, сухую воблу или селедку".
Существовало также шуточное анти-название авоськи - "напраська"

Фотографические заведения "Триумф" и "Победа"

Фотоотпечаток заведения «Триумф» . 1913 годФотографическое заведение «Триумф» - один из немногих образцов фотокабины-автомата в Туле начала ХХ века. Фотокабины были изобретены в 1888 году и были распространены в мире и в России. Производились они американской компанией “Photomaton” . Фотокабина состояла из двух отсеков, в одном из которых располагался клиент (клиенты), а в другом смонтировано оборудование. Аппаратный отсек содержал погружной фильм-процессор револьверного типа, купюроприемник и осветительные фотовспышки. Съемка велась на обращаемую фотобумагу без промежуточного негатива, благодаря чему время готовности не превышало 3-5 минут. В процессе работы автомата через определенный интервал времени последовательно делалось несколько снимков (чаще всего 4), которые получались в виде серии на полоске фотобумаги. Размер фото составлял 6,5х4 и 4х4 см. подробнее

Улица Братьев Жабровых

Ноябрь 1919 года. Похороны Алексея Жаброва

Улица Братьев Жабровых до 1922 года называлась Георгиевской, в честь Владимирской (Георгиевской) церкви (на Ржавце). Здание 15 по ул. Ленина - это по сути часть храма, или то что от него осталось в результате реконструкции.  Александр и Алексей Жабровы - сыновья переплетчика Василия Жаброва. Алексей Жабров (1896 - 1919) в 1918 году занимался организацией образования и музейного дела в Туле. В начале 1919 года добровольно ушел в Красную Армию. Летом 1919 года участвовал в боях с казачьими отрядами генерала Мамонтова, вторгнувшихся в южные уезды губернии. Осенью этого же года командир роты Алексей Жабров участвовал в боях с частями генерала Деникина под Курском. В одном из боев взят в плен. Бежал. В ноябрьскую стужу военный патруль Тулы обнаружил легко одетого человека на улице города. Это был Алексей, который жестоко простудился, и у него уже не хватало сил дойти до родного дома. Результат - крупозное воспаление легких и воспаление мозга. Спасти не удалось. Скончался 23 ноября 1919 года. Похоронен с воинскими почестями в братской могиле в Сквере Коммунаров. подробнее
 

Дом Конопацких восстанавливают

Июнь 2021. Насколько прекраснее стал выглядеть дом Конопацких и как ужасен бэкграунд...Приятно осознавать, что общественный резонанс все-таки приносит положительные результаты! Но не только лайки и комментарии в публикациях о плачевном состоянии дома сыграли свою роль. Администрация и Министество культуры без сомнения не оставляли без внимания Дом Конопацких. Мы много и жестко критиковали городские власти за то, что дом был продан. Критиковали и инвестора ООО «Модерн» за бездействие с 2016 года… И вот мы можем констатировать - Максим Вячеславович Ермолов сдержал своё слово! На Дом Конопацких теперь приятно взглянуть, и мы поздравляем всех людей, которые переживали за судьбу дома все это время! Дом Конопацких и Дом Губернатора, который также преображается на наших глазах - это победы здравого смысла и желания сделать наш город лучше, гармоничнее и привлекательнее. Ещё раз спасибо всем, кто был причастен к восстановлению здания!

Форма входа