Человек-легенда. Учитель химии 20 школы Н.Г. Герасько
Самым ярким воспоминанием о времени, проведенном в 20 школе была Надежда Гордеевна Герасько, легендарная "Гордевна", внушавшая шок и трепет не только нам, ученикам, но и преподавателям, которые с опаской вторгались в ее владения в конце 3-го этажа. Она могла запросто парить ноги в тазике прямо на уроке, или выйти с палкой наперевес в коридор, учуяв запах курева из мужского туалета. Обычно при этом она, поигрывая палкой как бейсбольной битой, бесцеремонно распахивала дверь туалета с грозной командой: "Выходи по одному!". После этого из туалета тут же пулей вылетали все, кто там находились, включая преподавателей-мужчин.
В книге "Моя история... (Тульские тетради)" Георгий Готтесман так описывает ее: "... К нам должна была явиться знаменитая Надежда Гордеевна Герасько, легенды о которой разошлись далеко за школьные пределы. О ее изощренной строгости пересказывалось множество ужасных историй. Например, как она во время контрольной устанавливает стул на стол, а затем усаживается сверху - и зорко наблюдает, чтобы никто даже и не подумал списать у соседа либо подшпаргалить. Герасько, если угодно, была брэндом двадцатой школы, слывя символом всего самого страшного, чего вообще возможно ожидать от учительской братии. У нее никогда не было клички. Звали ее за глаза исключительно Гордевной... А потом она пришла, поздоровалась и провела обычный, без всяких сопутствующих ужасов урок. Постепенно мы к ней попривыкли, освоились и поняли - что никакая она не страшная. Вот экстравагантная - да, ее своеобразия хватило бы и на десяток преподавателей. Непередаваемым было уже одно произношение. Грассируя и как бы опуская звук "р", она тем не менее умудрялась им в то же время заменять "л". Говоря, например, не "Заславский", а "Засравский". Конечно же, то ее "р" ни в коей мере не было раскатистым: Засгавский!... Но лексика - это ладно. Гордевна не "выкала" ученикам, как наш директор. Наоборот - обращалась с нами небрежно, как с пешками. Любимой характеристикой было слово "борван" (болван)... Более сильным определением было: "Мезский мавый!"... Но никаких экзекуций, упаси бог, никогда не устраивала. Также и не сооружала она у нас мебельных пириамид. Может, уже подсостарилась. Подсматривала же за нами сквозь пальцы, на которые порой опускала свой морщинистый лоб, неподвижно сидя по нескольку минут за столом. А нам же в это время была видна лишь ее ярко-рыжая крашенная прическа, увенчанная высоким коконом-шиньоном."
Из перлов Гордевны: кашлянул на уроке ученик. Гордевна: "Шо так мерзко кашляешь? За дверь захотел?". Кто-то прислонился к батарее. Гордевна: "Шо дедулька, заме-е-ерз? К теплой печке прислонился?" Ученик не знает правильного ответа: " Ну шо, баран, доску подпер? Не знаешь, шо такое молекулярный объем???". Ученице: "Что, Подгорнова, в окно смотришь? За дверь захотела? На меня смотреть надо!" На следующем уроке ученица "пожирает глазами учительницу": "Подгорнова? Ты шо на меня так уставилась???" Пытается завязать разговор по душам: "Шо, Яицкая, вздыхаешь? Влюбилась безнадежно?" Незадачливой учительнице рисования, приоткрывшей дверь во время урока, чтобы сообщить что-то важное "Марин, дверь закрой! Дура што ль? Химия идет!". Наблюдает за онемевшим от страха и незнания учеником, подмигивает остальным показывая на недотепу: "Дуб стоял дубовый!". Прибегает к крайней мере наказания: "Выть вон!!!" (ученик испаряется за доли секунды).
Слабостью Н.Г. Герасько была приключенческая литература. По воспоминаниям Михаила Черкасова: "Как-то два с половиной урока Гордевна заставила мою одноклассницу читать классу повесть об индейцах вместо занятий, а когда повесть кончилась, тут же влепила нам контрольную. Правда, по химии, а не изложение этой повести."
Справедливости ради надо добавить, что несмотря на чудачества, Надежда Гордеевна преподавала химию блестяще. Многие ученики 20 школы стали учеными-химиками. Артем Абакумов, один из любимых учеников Гордевны, стал ученым, живет и работает в Бельгии, преподает химию в университете Антверпена. И еще. Проработав в школе около 40 лет, Гордевна тем не менее помнила всех своих учеников и всегда первой узнавала на улице, приветливо здороваясь. Печально, но она закончила свою жизнь в психлечебнице, позабытая и заброшенная всеми, ведь при всей своей известности Надежда Гордеевна была очень одиноким человеком...
Читать еще о 20 школе http://www.tulainpast.ru/shkoly/row1200/