Несостоявшаяся улица Тулы
Старые карты Тулы, как и фотографии, – ценнейший источник информации. Если уметь их «читать», то можно узнать много чего интересного из истории родного города. Например, о том, что через нынешнюю площадь Победы должна была пройти магистраль.
Планировалось, что свое начало она возьмет от того места, где главная улица Тулы (тогда улица Коммунаров), уходящая на юг, делала плавный поворот влево. Место здесь было оживленное. В начале 1950-х годов там построили трамвайное кольцо, а чуть позже – автовокзал. На карте место развилки двух улиц было похоже на детскую рогатку. В довоенное время архитекторы Тулы проектировали, наряду с традиционным расположением улиц, также и лучевое. Позже от этих планов отказались. И сегодня от несостоявшейся улицы, кроме карт, осталось лишь два напоминания. Первое. Два одинаковых учреждения, построенных под углом к нынешней улице 9 Мая. Сейчас там располагается Центр развития культуры Тульской области. Дома-близнецы были возведены с таким расчетом, что рядом пройдет магистраль. И второе. Последний квартал улицы Смидович. По отношению к своей основной оси он делает у завода РТИ и стоматологической поликлиники заметный крен вправо. Почему? Да потому, что это часть той самой несостоявшейся улицы. Завод РТИ начал строиться сразу после войны еще с учетом прежней планировки улиц.
Для чего хотели построить эту магистраль? Вероятно, для выхода к деревне Нижнее Волохово, а затем и к будущему Новокалужскому шоссе. Отказались от этих планов, вероятно, потому, что предстояло возводить дорогостоящий виадук над ж/д веткой. Она соединяла кирпичный завод «12 лет Октября» (теперь на его месте рынок «Южный») и завод РТИ с Московско-Курской железнодорожной трассой. Сегодня данная трасса городу бы очень пригодилась. Действительно, это очень удобно: не выезжая на проспект Ленина, сразу попасть на Калужское шоссе.
Владимир Щербаков
Иллюстрации из архива автора