Тула ушедшего века

Подписка на новости

Новости

Василий Васильевич Логгинов и Тульский учительский институт

Вид на бывшее здание Учительского института. Конец 1950-х. Фото Владимира Егорова

В начале XX века Россия демонстрировала устойчивый экономический рост, постоянно рос спрос на квалифицированную рабочую силу, что вызывало острую необходимость борьбы с неграмотностью, повышения образовательного уровня населения. Русское правительство взялось за решение трудной задачи введения всеобщего начального образования. С 1905 по 1913 год количество городских начальных училищ только в Туле увеличилось более чем в 4 раза. В связи с увеличением количества начальных учебных заведений возникла острая потребность в подготовке большого количества педагогических кадров для них. По всей стране открывались учительские семинарии и институты. В этих учебных заведениях продолжались и развивались традиции отечественного педагогического образования.

В 1911 году Министерство народного просвещения планировало открыть в Московском учебном округе учительский институт в одном из трёх губернских городов: Смоленске, Туле или Нижнем Новгороде. Руководство Московского учебного округа склонялось в пользу Тулы, поэтому 11 января 1911 года попечитель Московского учебного округа А. А. Троицкий обратился в Тульскую городскую управу с письмом, в котором извещал управу о намерении открыть в Туле учительский институт и спрашивал, не найдёт ли управа «возможность оказать какое-либо пособие и содействие по учреждению института».

Учитывая дефицит городского бюджета, городская управа обратилась к опыту решения этого вопроса городскими властями Ярославля, где ранее был открыт учительский институт. Получив ответ на свой запрос из Ярославля, тульские власти «пришли к тому заключению, что для устройства в Туле учительского института, городское общественное управление, по примеру г. Ярославля, могло бы отвести безвозмездно усадебное место в городе потребного размера». Такое мнение городской управы было утверждено Тульской городской думой на заседании 16 марта 1911 года. Учитывая положительное решение вопроса о поддержке городскими властями планов по открытию института, Министерство народного просвещения  разрешило открыть учительский институт в Туле с 1 июля 1911 года. Директором вновь открываемого учебного заведения был назначен статский советник Василий Васильевич Логгинов – опытный педагог, бывший директором Арзамасской учительской семинарии. Ко времени назначения в Тулу Василий Васильевич за безупречную службу по духовному ведомству и ведомству Министерства народного просвещения был награждён орденами Святой Анны 3-й степени и Святого Станислава 2-й степени.

Перед ним стояла сложная задача создания «с нуля» учительского института в незнакомом городе. Василию Васильевичу предстояло наладить учебный процесс, для чего необходимо было найти для института подходящее помещение, решить вопросы оснащения института мебелью и учебными пособиями, подобрать педагогические кадры, организовать приём учащихся, разработать и согласовать учебные программы и планы, а также порядок аттестации учащихся. Василий Васильевич успешно преодолел все неминуемые в таком непростом деле трудности, и учительский институт в Туле заработал.

Для института были арендованы помещения у тульского купца Василия Романовича Гречихина в строящемся здании на углу улиц Посольской и Петровской улиц (современный адрес – улица Советская, д. 33). До 1 февраля 1912 года на время строительства этого здания учительский институт временно занимал две комнаты во втором городском высшем начальном училище на Миллионной улице (современный адрес – улица Октябрьская, д. 41).

Первым днём работы института считалось 4 октября 1911 года, когда начались приёмные испытания. Желающих поступить в первый класс было 140 человек, из них к вступительным испытаниям были допущены 92 человека. В первый класс приняли 30 человек, то есть конкурс составил более трёх человек на одно место, что говорит о высокой востребованности учительского института в Туле. Социальный состав учащихся первого класса института отражал социальную картину всей страны начала прошлого века: 83,3% крестьяне, 13,4% мещане, 3,3% из духовного сословия, что делало институт поистине «народным» учебным заведением. Почти все принятые в институт – 83,9% были учителями начальных классов, имевшими опыт педагогической работы, но часто не имевшими  никакого педагогического образования.

Несмотря на название, учительский институт не был высшим педагогическим учебным заведением. Набор и программы преподаваемых предметов, близкие к гимназическим, но без иностранных языков, классно-урочная система обучения, квалификация преподавателей и трёхлетний курс обучения характеризуют учительский институт, как среднее мужское педагогическое учебное заведение, готовившие учителей для высших начальных училищ. Расписание занятий предусматривало пять уроков по 50 минут в день. С первого класса были предусмотрены два урока гимнастики и урок гигиены в неделю. Гигиену преподавал врач института Григорий Александрович Гамбурцев.

Участок земли за Киевской заставой, выделенный городом для строительства собственного здания института, Василий Васильевич Логгинов посчитал неудобным ввиду удалённости от центра города и наличия поблизости городских свалочных мест. Благодаря его хлопотам, Тульская городская дума 7 ноября 1913 года выделила для института другой участок земли, взамен прежнего, на Ваныкинской (Первомайской) улице. Но строительство здания института так и не началось из-за разразившейся мировой войны.

15 февраля 1913 года при учительском институте открылось городское высшее начальное училище, где под руководством опытных наставников проходили педагогическую практику воспитанники института.

В 1914 году состоялся первый выпуск Тульского учительского института. На 1 января 1914 года в трёх классах института учились 83 человека. Социальный состав учащихся за три года сильно не изменился: 81,9% крестьяне, 15,7% мещане и 2,4% почётные потомственные и личные граждане. Возраст учащихся колебался довольно сильно от 17 до 34 лет. Большую часть учащихся, по-прежнему, составляли учителя начальных классов, повышавшие свою квалификацию.

Из 83 учащихся 60 человек учились за казённый счёт и получали казённую стипендию 70 рублей в год, а 23 человека учились за плату 50 рублей в год. Большинство учащихся нуждались. Ситуацию усугубляло отсутствие общежития при институте, иногородним учащимся приходилось жить на частных квартирах по 3 – 4 человека в комнате. Квартирная плата по причине всё время возраставшего спроса на аренду жилья в Туле постоянно повышалась, что ставило некоторых учащихся в критическое положение. Самым нуждающимся из них институт мог оказать пособие в весьма незначительном размере чуть более 40 рублей в год. Были случаи оставления учёбы в институте ввиду отсутствия средств к существованию у некоторых учащихся.

Медицинскую помощь учащимся оказывал врач института Г. А. Гамбурцев. По ходатайству директора института учащимся выдавались лекарства из аптеки общества тульских врачей со значительной скидкой.

К 1914 году институт имел удобную мебель, в достаточном количестве  литературу и учебные пособия, некоторые неудобства доставляло отсутствие класса для занятий гимнастикой.

Успехи в работе директора института не остались незамеченными. В 1914 году Василий Васильевич Логгинов был награждён орденом Святой Анны 2-й степени. Кроме работы в институте Василий Васильевич с августа 1911 года по 1918 год исполнял обязанности председателя педагогического совета  женской гимназии О. Н. Никольской.

Коллегами Василия Васильевича по институту были: законоучитель – священник Алексей Козьмич Нежданов, преподаватель естествоведения и географии Михаил Николаевич Ижевский, преподаватель математики и физики Алексей Иванович Чистяков, преподаватель истории и географии Пётр Вениаминович Нарциссов, преподаватель русского языка Макарий Васильевич Орлов, учитель чистописания, черчения и рисования Стефан Яковлевич Тишин, учитель пения Михаил Валерьевич Тимофеев и врач Григорий Александрович Гамбурцев.

С установлением советской власти в стране началась масштабная реформа образования, направленная на слом существовавшей «царской» системы и построение совершенно новой «пролетарской» модели. В ноябре 1918 года учительский институт был преобразован в педагогический институт, получивший статус высшего учебного заведения и вскоре ставший институтом народного образования (ИНО), потом – педтехникум.

Вопрос возможности продолжения работы преподавателей и руководителей в советских учреждениях образования решался персонально путём так называемых «выборов» учителей (по-новому «школьных работников»).

О том, как в Туле проходила эта процедура, зачастую использовавшаяся для сведения личных счётов,  можно прочитать в воспоминаниях Михаила Андреевича Соколова (1859 – 1942), бывшего в 1911 – 1918 годах председателем педагогического совета и учителем русского языка в Тульской Ольгинской женской гимназии.

М. А. Соколов писал, что перед началом 1918-1919 учебного года в тульской педагогической среде «стали ходить слухи о перевыборах учительского персонала и, наконец, при Гороно для этой цели возникла «коллегия по перевыборам учащих». 5-го сентября в шесть часов вечера назначено было первое заседание. Приглашены были директор учительского института Логгинов, директор частной мужской гимназии Перов, учитель семинарии Н.Ив. Троицкий и учитель второй гимназии Соколов (автор воспоминаний – прим. авт.). Первым было поставлено дело Лонгинова. Выступали свидетели, дававшие свои показания о его педагогической деятельности. Это были ученики института, искусственно подобранные из числа недовольных своим начальством. Ясно, какие должны были получиться их показания, и по содержанию этих-то показаний директор обязан был отчитываться. Нужно однако заметить, что директор Логгинов держал себя с должным достоинством и частенько окорачивал лжесвидетелей.

Совсем иначе повёл себя Перов. Он умоляющим голосом как бы просил себе извинения перед почтенным президиумом из рабочих и у своих учеников, обещая им не повторять более допущенных промахов. Стыдно и возмутительно было наблюдать эту комедию и выслушивать и хвастливые, (заносчивые) речи обвинителей, и унизительную защиту начальника заведения. Дело затянулось до глубокой ночи».

О дальнейшей судьбе Василия Васильевича Логгинова пока ничего не известно.

Константин Струков

Читать еще

Форма входа