Одежда туляков в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны производство гражданской одежды полностью прекратилось, вся промышленность была переориентирована под военные нужды. На многих предприятиях Тулы был организован пошив сапог, телогреек, рукавиц. Но одежды для солдат все равно не хватало. В Туле приступили к сбору теплых вещей для красноармейцев. В последние месяцы лета из Тулы на фронт отправили 113 полушубков, 293 пары валенок, 1158 пар шерстяных перчаток и варежек. В сентябре в Туле прошла выставка, обучающая женщин ремеслу изготовления солдатской одежды. Тогда же был организован сбор теплых вещей для фронтовиков. Менее чем за месяц, туляки и жители области собрали 1506 полушубков, 2295 пар валенок, 2429 ватных курток - памятным многим поколениям телогреек, 1574 пары ватных шаровар, большое количество шинелей, кожаных пальто, курток, шапок – ушанок, одеял и теплого белья. Одежда туляков в годы войны не отличалась большим разнообразием. В основном люди были одеты в военную форму или телогрейки. Военную форму без знаков отличия носило и гражданское население, но это не было проявлением модного в те годы «военного стиля», а, было вызвано сложными условиями военного времени..
Обычной одеждой для туляков, как мужчины, так и женщины, стала телогрейка. Она превратилась из одежды, предназначенной для работы в одежду повседневную, что связано это было с двумя обстоятельствами. Во – первых, работая по 14 – 18 часов в сутки на заводах, людям некогда было переодеться, да и другой одежды иногда просто не было. Во-вторых, телогрейка была очень практичной одеждой. Куртка из простеганной ваты или ватина, все элементы которой: воротник стойка, манжеты на рукавах, хлястик имели, прежде всего, функциональное назначение – ограничить проникновение холодного воздуха к телу, как нельзя лучше оправдывала свое название – телогрейка. Её носили и осенью, и зимой, и весной и даже в холодные дни летом. В годы войны телогрейка стала самой популярной одеждой в Туле, да и в стране. Такое понятие как мода в военные годы исчезло из повседневной жизни. В основном приходилось носить то, что осталось с довоенных времен. Характерной чертой женских платьев конца 30 – начала 40 – х годов был четкий прямой силуэт с широкими плечами. Этот силуэт остался популярным и годы войны. Многие девушки стали обновлять свои старые платья воротничками, бантами, манишками. Купить одежду можно было на рынке или в комиссионном магазине. Бывший директор Тульского краеведческого музея В.И.Боть рассказывал, что в годы войны, будучи студентом Педагогического института, ему удалось купить в комиссионном магазине куртку из хорошего сукна с металлическими пуговицами, на обратной стороне которых было написано слово «England». Куртка была очень удобная, имела большие внутренние карманы, куда свободно входили тетради для записей лекций. Как могла попасть в наш город эта английская куртка – оставалось загадкой. И только через много лет выяснилось, что под Ефремовым в военные годы формировался чехословацкий полк, обмундирование для которого поставляла Англия.
Нехватка самого необходимого и суровые условия жизни привели в годы войны так называемой «самодельной» моде. Еще с давних времен тульские женщины отличались особым умением украшать одежду, делая ее непохожей на одежду других. В годы войны это качество тулячек возродилось. Тулячки стали шить комбинированную одежду, когда из нескольких старых платьев делали одно новое, а из двух старых пиджаков одну куртку. Для одежды военного времени стало характерным применение множества конструктивных деталей - кокеток, вставок, накладных карманов, которые делались из другой ткани. Самой доступной в военное время тканью была марля. Интересна история появления этой ткани. В начале XIX века в Россию из французского города Марли, расположенного недалеко от Версаля, стала поступать ткань, которую называли по имени места ее производства «марля». Между прочим, известны прозаик А.А.Бестужев некоторое время жил в Марли и взял себе псевдоним «Марлинский». Марля окрашивалась в зеленый, синий или серый цвета и сначала использовалась для изготовления чехлов на мебель, люстры и пр. Только на рубеже XIX - XX веков она стала основным материалом для бинтов и перевязок при медицинских операциях. В годы войны молодые тулячки стали шить платья из марли, предварительно окрасив ее. Для окраски использовали природные красители – бузину, одуванчик и т.д. Конечно, платья получались примитивными. Но так хотелось появиться в новом платье на танцах! Но если проблему с одеждой как-то удавалось решить, то пришедшая в негодность обувь превращалась в огромную, казалось, неразрешимую проблему. Женщины продолжали носить довоенные ботики, резиновые калоши, повторяющие форму туфель. Они защищали туфли от грязи, да и немного согревали ноги от холода. Кто-то носил, сохранившиеся с довоенных времен утепленные мехом женские ботиночки. Все чаще женщины стали носить сапоги. Могли ли они тогда представить, что через 20 – 25 лет, изобретенный, советскими модельерами, новый вид обуви - женские сапожки – завоюют мир. Однако, суровые морозы и условия жизни в военное время, работа в холодных помещениях, долгое стояние в очередях для «отоваривания» карточек, требовали другой обуви, прежде всего более теплой. Валенки, эта исконная русская зимняя обувь, могла бы решить эту задачу. Но во время войны валенки стали большим дефицитом, их, прежде всего, направляли на фронт. Многие туляки вопрос с зимней обувью стали решать так. Из простеганной ткани и ваты стали шить не только телогрейки и шапки, но и обувь, называемую бурками. Это были высокие, до колен, простеганные носки, чаще всего без плотной подошвы, которые можно было носить только с калошами. По сути, простеганную зимнюю обувь стали называть бурками по аналогии с другой зимней обувью - облагороженными валенками из белого фетра, к которым пришивалась кожаная подошва, мыс, пятка. Двойной отворот у колена отделывался коричневой или желтой кожей. Верхом элегантности в военное время считались бурки из твердого фетра. Фетровые бурки будут популярны до 60 – годов ХХ века. Эту обувь любил носить Н.С.Хрущев. А в фильме Л.Гайдая «Операция «Ы»… бурки носил один из героев Бывалый.
В войну приходилось много ходить пешком и обувь, особенно летняя, быстро изнашивалась. Примерно летом 1942 года в Туле появилась «новая мода». Тульские умельцы придумали шить летнюю женскую обувь из старых автомобильных шин и дерматина. Из шины вырезались подошвы, а из дерматина изготавливались верх туфель. Обувь получалась прочная, но очень некрасивая, поэтому, идя на танцы, девушки просили у подруг довоенные туфельки, пусть старые, но красивые. Во время войны чулки стали непозволительной роскошью, поэтому женщины с помощью карандаша или краски наносили на ноги рисунок, имитирующий чулки. Многие женщины в войну стали носить мужские солдатские шапки-ушанки, ватные штаны, телогрейки и сапоги, что было вызвано не только дефицитом женской одежды, а практическими соображениями. Для выполнения мужской работу лучше всего подходил мужской комплекс одежды, как наиболее функциональный. Однако, даже в экстремальных условиях войны им удалось сохранить женственность. Интересно, что самым распространенным женским головным убором в годы войны оставался платок. А 1943 году многие тулячки стали носить белые пуховые береты, подражая довоенным звездам кино, олицетворение женственности и сексапильности. см. фото туляков в 1940-е годы
Владимир Шариков