Тула ушедшего века

Подписка на новости

Одежда и быт туляков в XX столетии

Одежда туляков в 1950-е годы ХХ века. Часть 2

Туляки 1950-еКроме портних, одежду шили также в пошивочных мастерских, так тогда назывались ателье по изготовлению одежды. Наиболее популярными пошивочными мастерскими в Туле были мастерские на Площадке рядом с молочным магазином (здание снесено); на углу Советской и Пирогова (сейчас здесь находится магазин); на ул. Советской недалеко от улицы Металлистов, на улице Менделеевской, где к ней примыкал Шурдуковский переулок (ныне не существует, здание снесено). На углу улиц Советской и Демонстрации находилось ателье по пошиву формы для офицеров, где также шили и гражданскую одежду. Это ателье считалось наиболее дорогим в Туле.

Здание ателье индпошива на углу ул. Менделеевской и Шурдуковского переулка (ныне не существует)Конечно, платья, сшитые своими руками или в тульских пошивочных мастерских из дешевой ткани, были в основном простых фасонов и неброских цветов, и отличалось от тех необычных трофейных немецких платьев, которые появились в городе после окончания войны и которые носили в Туле до начала 60 годов ХХ века. Трофейная одежда была результатом официально разрешенного командованием Советской армии изъятия вещей у мирного населения Германии. Многие офицеры привозили из Германии платья необычайной красоты. Среди них попадались концертные, и даже антикварные платья. Актриса Л.Гурченко в своей книге «Мое взрослое детство» так описывала платье, привезенное отцом из Германии: «Чтобы увидеть это платье, надо представить себе павлиний хвост, только не из перьев, а из бисера и переливающихся камней. Таким оно было сзади. А впереди платье было короче, и висели гирлянды бисера, как на абажуре. А к этому платью зеленые атласные туфли на высоком тонком каблуке 35-го размера — «ну вокурат як у дочурки». Иногда такие платья можно было купить в комиссионном магазине на ул.Коммунаров (совр. Пр. Ленина). Этот магазин находился недалеко от входа во двор кинотеатра им. Бабякина (теперь здесь торговый центр «Парадиз»).

Наиболее популярным магазином тканей был магазин на углу улицы Советской и Коммунаров, который был снесен при строительстве "белого дома". Здесь всегда можно было купить недорогую ткань. Однако, модные в 50 годы габардин, кашемир, крепдешин, бостон, бархат встречались очень редко. Их можно было купить только у спекулянтов.

В этом же магазине можно было купить белье и галантерейные товары. Мужское белье: кальсоны, кстати, появившиеся в начале 1914 года, они сохранили свою неизменную широкую форму и тесемки вместо пуговиц на щиколотке ноги, до конца 70 годов ХХ века, нательные рубахи, трусы (были они из ткани сатин, длинными до колен и всего двух цветов – черного и темно-синего), майки (теперь молодежь их называет «алкоголичками»). Кальсоны и нательные рубахи купить в магазине можно было почти всегда, трусы и майки (в Туле их называли «тельники») оставались дефицитом до середины 50-х годов.В 1950-е пижама стала повседневной домашней одеждой В 50-х годах стали популярными в народе (конечно, прежде всего, в интеллигентской среде) одежда для сна - пижама. Она представляла собой комплект из куртки и брюк, сшитых из хлопчатобумажной или атласной ткани в синюю, зеленую или красную полоску. С пижамой произошла удивительная трансформация, ее стали носить как домашнюю одежду. Особые трудности были с женским нижним бельем. Жительница Пролетарского района вспоминала: «Женского белья в магазинах не было. Трусы мы шили сами. Они мало чем отличались от мужских, но были более широкие и внизу вставлялась резинка.

Лифчики покупали на базаре у спекулянтов» Необходимо отметить, что в 50-е годы лифчиками в Туле называли бюстгальтеры. Многие тулячки вспоминали, что местом, где всегда можно, было купить лифчик на толкучке, был … женский туалет. Мини-бикини 1959Сюда никогда не заходила милиция и спекулянты или портнихи свободно торговали своим товаром. Было несколько белошвеек, которые шили женское белье более высокого качества из атласа и шелка. Их услугами пользовались жены тульских высокопоставленных начальников. Бюстгальтеры 50 – годов по своей форме отличались от современных. Чашечки бюстгальтеров шились из четырех частей, что позволяло иметь остроконечную конусообразную форму груди, форму популярную в то время. Обязательным для женщин было ношение комбинации. Появляться в платье, надетом на белье, (о, ужас) считалось неприличным. Вот как определяет предназначение этой части женского туалета современный толковый словарь: «Комбинация — нарядная облегающая женская сорочка, надеваемая поверх нательного белья непосредственно под платье с целью лучшей посадки платья и подчеркивания фигуры. В отличие от сорочки имеет большую длину, тонкие бретели». Предметом женской зависти тех лет были комбинации из натурального шелка, украшенные вышивкой и кружевами.

После Фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году в Туле стали очень популярны широкие юбки с широким поясом. Чтобы придать юбкам объем использовались нижние юбки. Шили их из марли (уходило до 5 метров) или из тонкой ткани. Такую нижнюю юбку сильно крахмалили. Коренная тулячка вспоминала, что если шли гулять, то старались не садиться, чтобы не помять накрахмаленную юбку. «Было очень тяжело весь вечер провести на ногах, ни разу не присев».В середине 50-х годов в Туле появилась странная женская мода. Модным «трендом» стало следующее: на легкое платье женщины стали надевать жакет от официального женского костюма. Такое сочетание было просто неуместно. Но женщины продолжали так одеваться. Причина подобной моды была следующей. В 50 – годы широкое распространение получили пыльники – легкие летние пальто. Были они в большом дефиците, да и стоили дорого. Лишь немногие женщины могли себе позволить пыльник. В качестве альтернативы пыльнику женщины стали использовать жакеты от женского костюма.

Среди городской толпы в эти годы часто можно было видеть женщин одетых в плюшевые жакеты. Безошибочно можно было сказать, что это деревенские, приехавшие в город. У деревенских женщин в 50-е годы зимней одеждой на выход стал черный плюшевый жакет на ватине. Тулячки пренебрежительно называли такие жакеты «плюшками». Эти жакеты были очень практичными и функциональными. Деревенские неслучайно шили жакеты из плюша. Во-первых, это выглядело «богато», то есть говорило об определенном уровне достатка, во-вторых, плюш был тканью стойкой к износу. Фасон плюшевого жакета зависел от местных предпочтений. По рассказам местных жителей, в Веневском районе предпочитали жакеты с большим воротником, а в некоторых деревнях Щекинского района предпочитали шить жакет, повторяющий форму телогрейки: воротник-стойка, манжеты на рукавах, хлястик.

Середина 50-х годов – время появление китайской продукции в тульских магазинах. Яркие ткани с необычными восточными рисунками, махровые полотенца, мужские рубашки «Дружба», обувь, зонтики – все это отличалось высоким качеством и использованием модных элементов тех лет. В пятидесятые годы одежда из Китайской Народной Республики прочно была связана в сознании советского народа с высоким качеством. Большая часть китайских товаров народного потребления несколько ослабила дефицит в торговле Тулы. Однако, среди китайских товаров были такие, которые являлись предметом мечтаний многих тулячек. Одним из них была шубка из серого китайского козлика. Модный силуэт и необычный мех шубки всегда привлекал внимание в уличной толпе.

При социализме, несмотря на всеобщее равенство, материальное благосостояние людей было неоднородным. И тогда некоторых людей причисляли к богатым, а некоторые подходили к категории бедных. Богатые одевались более модно. В их гардеробе было больше дефицитных и дорогих вещей. Наличие воротника из черно-бурой лисы почти автоматически причисляло женщину к категории богатых. Особо модной (и дорогой) считалась лиса с мордой, лапами и хвостом. Самым большим шиком считался воротник из двух черно-бурых лисиц. Кстати, для такого воротника шилось специальное пальто с воротником стойкой, как на военных френчах. Тулячки берегли чернобурку и часто зимой ходили без воротника.

50 – е годы были временем больших перемен, когда советские люди попытались сочетать совершенно противоположные идеи, понятия, вкусы, все то, что дала им хрущевская оттепель. Что из этого получилось, судить последующим поколениям.  см. фото туляков 1950-х

Владимир Шариков.

Читать еще

Форма входа