Тула ушедшего века

Подписка на новости

Одежда и быт туляков в XX столетии

Тульская мода 60 – годов ХХ века.

Так одевались туляки в 60-хВ 1960-е годы Тула стремительно меняет свой облик. Идет массовое строительство блочных домов, которые позже получат в народе название «хрущевок», возводятся новые кинотеатры, цирк, открываются кафе. Меняется не только облик города, но и облик туляков. В эти годы в Туле впервые появляется мода. Мода 60-х - это мода  двадцатилетних, рожденных в тяжелые военные и послевоенные 40-е годы. Поколение, родившееся в 1940-е было первым советским поколением, которое стало жить в условиях относительной свободы и достатка. Конечно, тульская мода была всего лишь  робким отголоском модных мировых тенденций и существовала вопреки дефициту  тканей, одежды и  обуви. Мода 60-х, особенно в провинции, была каким-то новым массовым  социальным явлением, существовавшим вне коммунистической идеологии.            

                                                               

                                                         ПРИЧЕСКИ                                                       

Примено так выглядила популярная прическа бабетта. Для ее сохранения использовали новшество 60-х - капроновую сеткуМода коснулась, прежде всего,  мужских и женских причесок потому, что это был сравнительно дешевый способ соответствовать моде. Вместо бритых затылков и  «шестимесячных»  завивок появляются девичья прическа  «конский хвост» и мужская – «кокон». Если сделать прическу для девушек было не сложно, просто нужно было стянуть аптечной резинкой волосы на затылке, то молодежная мужская прическа требовала  большого терпения.  Для такой прически требовалось отпустить длинные волосы, что уже вызывало осуждение старших, а иногда и разбирательства на собраниях комсомольских и профсоюзных организаций. Решение на таких собраниях 1967 год. Туляки на пр. Ленина. У девушки - классическая прическа бабеттапринималось одно – немедленно подстричься. Тем, кто  отпускал волосы, необходимые для такой прически, должны были  проявить старание и терпение при ее создании. Спереди волосы тщательно зачесывались назад и укладывались в кокон. Удержать такую конструкцию на голове помог бы специальный крем для волос  «Фиксатор» или «Бриолин». Был он розового или красного цвета с запахом туалетного мыла и продавался  в маленьких железных баночках. Но этот крем был  «в дефиците», как тогда говорили, и его крайне трудно найти в продаже. Как всегда помогала молодежная смекалка. Для создания прически «кокон» (впервые ее продемонстрировал американский певец Элвис Пресли) растворяли сахар в воде и этим раствором укрепляли прическу. Такой «укрепленной» прически не страшен был даже ветер.

Модные элементы  в одежде туляков появлялись с некоторым опозданием от мировой моды. Возможно, в этом была вина закрытости советского общества и так называемого «железного занавеса». В основном девушки узнавали о чем – то новом в моде из зарубежных фильмов.  Настоящей сенсацией стал французский фильм «Бабетта идет на войну», появившийся вначале  60-х на экранах СССР.   Главную роль в нем играла  популярная в то время Бриджит Бардо.  Некоторые девушки смотрели этот фильм несколько раз и не потому, что он им очень нравился, а для того чтобы рассмотреть прическу героини и попытаться сделать такую же.  Прическу так и стали называть «бабетта». По сути это был тот же хвост, но закрученный в виде валика на макушке. Эту прическу легко можно было сделать из длинных и густых волос. Но если таких волос не было, то на выручку приходил начес. Это было парикмахерским изобретением 60-х годов. При помощи расчески волосы путались, что позволяло создать большой объем. Популярный женский журнал «Работница» в нескольких номерах писал, как вреден начес для волос. Среди туляков старшего возраста эту прическу из-за спутанных волос окрестили «Я у мамы дурочка» или «Я упала с сеновала, тормозила головой». Не смотря на осуждение общественности, юные тулячки продолжали носить бабетту. Сохранить ее в ветреную погоду было весьма сложно.  Лака для волос тогда не было. И вновь на выручку пришла смекалка. Растворенная  в  одеколоне  канифоль превращалась в жидкость, напоминающую сегодняшний лак для волос. Ее и наносили на прическу с помощью пулевизатора , что сохраняло бабетту на целый день.

                                                        «ДУДОЧКИ»

Второй, наиболее узнаваемой модной деталью первой половины 60-х годов были узкие брюки. В Туле их называли «дудочки». В магазинах такие брюки не продавались. Их шили на заказ у портных и всегда просили сделать поуже, отчего в народе ходила шутка, что подобные брюки можно было надеть, только намылив ноги. На улицах показались первые бесстрашные модницы в брюках, на них показывали пальцем, стыдили. Женские брюки  отличались от мужских тем, что тогда на них не делали гульфика, а застежка  была с левой стороны. Однако, узкие брюки вскоре стали обычным явлением, и мужчины 30 - 40 лет заузили  32 сантиметровые брюки до 20 – 22 см. Последним «писком моды» тогда считались  носки  красного цвета.

                                                       ЯРКИЕ   ЦВЕТА

Отличительной особенностью 60-х годов было то, что в молодежную одежду пришли яркие цвета. Из ткани с крупным цветочным рисунком стали шить не только женские платья, но и мужские рубашки. Считалось модным для таких рубашек воротник апаш и разрезы по бокам. Носили такие рубашки,  не заправляя в брюки, «на выпуск». За подобные рубашки, узкие брюки и кокон на голове можно было получить прозвище «стиляга». Откуда пошло это слово сейчас трудно сказать, но оно определило появление нового молодежного стиля – свободного и функционального.  Этот стиль никак не вписывался в облик молодого строителя коммунизма. Началась борьба со стилягами. Кроме обсуждения этой проблемы на комсомольских собраниях, тех кто, по мнению комсомольских активистов, подходил под категорию «стиляг» не пускали или даже выгоняли с танцев в клубе «Серп и молот», Доме Офицеров  и с танцплощадки в Центральном парке.

                                                       «УЗКИЕ  ЮБКИ»

Модные силуэты 60-х. Тульские красавицыМода 60-х сделала кардинальный поворот от советского пуританизма к сексуальности. Впервые одежда стала подчеркивать фигуру, а не скрывать ее. Тульские девушки  стали носить вещи, которая тогда считались скандальными и провокационными. Конечно, речь идет об «узких юбках» и  черных  платьях. «Узкими» такие юбки называли потому, что они плотно облегали бедра или как тогда говорили «были в облипку», а их ширина у колен позволяла сделать всего полшага, отчего походка девушки становилась семенящей. Длина такой юбки едва доходила до середины колена (какой разврат), что, вызывало особое, внимание мужчин и порицание их жен. Общественность тогда даже не  предполагала, что в Лондоне уже появились мини.   Черное обдегающее платье, скорее всего, было тульским аналогом маленького черного платья Шанель 1926 года,  возрожденного  дизайнером Дживанши  в 1961 году. Оно, так же как и юбка облегало фигуру и могло иметь достаточно смелый вырез на груди или на спине.

Начало 60 –х время сосуществования нескольких модных силуэтов. Наряду с  облегающими платьями и юбками - «карандашами» некоторое время продолжали носить и широкие юбки. Правда, силуэт платья немного изменился. Появилась заниженная талия, а юбка была не столь объемной как раньше. Многие тулячки стали носить прямые платья. Их крой  был  простой. Такие платья  быстро раскраивали закройщицы во многих тульских магазинах тканей, где  появилась новая услуга, которую называли «стол раскроя». Самый популярный «стол раскроя» находился в магазине «Ткани» на улице Коммунаров. Здесь можно было купить ткань (тогда в продаже появилось много ярких тканей из Китайской Народной Республики), раскроить ее в магазине и тот же день сшить платье  дома.

                                                     «БЕЛЫЕ ПЛАЩИ»

Ок. 1965 года. Популярные белые плащи и только что появившиеся плащи болоньяВначале  60 – х стали популярными «белые плащи». На самом деле эти плащи были светло-серого  или светло-бежевого цвета с большим воротником, поясом и клапанами на карманах. Именно такие плащи носили герои французских фильмов того времени – Жан Габен, Лино Вентура и Жан-Поль Бельмондо. Обычно облик киногероя завершала плоская фуражка белого цвета. В то время швейная промышленность выпускала только фуражки – шестиклинки  и  только темных тонов. Чтобы быть в модном тренде молодежь шила подобные фуражки у «частников», так тогда называли портных, нелегально, изготовлявших одежду и головные уборы. Но  их изготовление  стоило дорого, и не всем было по карману.   Случайно или нет, но, вначале  60-х, в тульских магазинах появились плоские фуражки белого цвета в узкую черную полоску, которые напоминали фуражки киногероев и которые сразу же стали пользоваться огромным успехом у молодежи. В Туле подобные фуражки можно было встретить очень часто. Их носили  школьники, студенты, молодые рабочие и даже люди пожилого возраста.  Считалось, что человек одетый в белый  плащ и белую фуражку был «одет по моде».

                                                           

                                                               СИНТЕТИКА

Примерно в 1962 – 1963 годах в Туле появилась странная мода. Юноши и девушки стали шить рубашки и кофточки из прозрачной  ткани типа органзы. Это увлечение тульской молодежи становится понятным, если мы вспомним, что начало 60 годов  время распространение синтетических материалов и прежде всего ставшего популярным нейлона. Из-за отсутствия полупрозрачного нейлона молодежь стала использовать доступную органзу, которую называли «газом». Синтетические материалы постепенно стали занимать большое место в одежде. Начавшая работать в 1961 году Киреевская фабрика искусственного меха стала выпускать  меха белого, серого и черного цвета. Из этого меха стали шить шубы и шапки - боярки. С 1962 года шубы из искусственного меха, которые почему – то стали называть меховыми пальто, можно было сшить в новом Доме бытового обслуживания на улице Каминского, где работало несколько ателье. Здесь же находился демонстрационный зал, где специально отобранные девушки и юноши еженедельно показывали модели платьев и костюмов. Вообще культурная жизнь Тулы в это время стала более разнообразной за счет таких показов.  В магазине «Ткани» на улице Коммунаров (пр. Ленина)  модные  показы  проходили  ежемесячно.  В нашем городе проводили показы мод и московские модельеры. Их работы всегда вызывали особый интерес. В декабре 1962 года москвичи привезли лавсановые куртки, утепленные пенопластом, а не ватой, как было принято в то время.  Это стало настоящей сенсацией. Куртки были объемными, коренным образом отличающиеся от того, что предлагала швейная промышленность того времени. В городе долго обсуждали столь необычные модели.

Синтетические ткани постепенно занимают прочное место в одежде туляков. Появляются ткани с лавсаном. Из них стали шить женские платья и мужские рубашки. Они хорошо стирались и почти не требовали глажки. В газетах об одежде из лавсана писали, как об одежде будущего, экономивших время женщинам-хозяйкам. Синтетические нити  стали использовать для изготовления ткани для верхней одежды. Первые пальто, из такой ткани, появившиеся в Туле, вызывали недоумение. Ворсовая фактура ткани с лавсаном больше походила  на мех, чем на ткань.

Но подлинным открытием стали синтетические носки. Их называли «безразмерными» за эластичность. Такие носки подходили для четырех размеров. Синтетические носки были с резинкой у щиколотки, что позволило отказаться от неудобных мужских подтяжек для носков. Впервые на мужских носках появился рисунок. Был он скромным, неброским. Однако, у спекулянтов можно было купить носки с ярким рисунком. Такие носки пользовались особой популярностью у молодежи.

                                                      «БОЛОНЬЯ»

С середины 60-х начинается господство на тульских улицах плащей из ткани «болонья». Свое название нейлоновая ткань получила от итальянского города Болонья, где впервые была создана. Название этой ткани дало название плащу. Его так и стали называть – болонья.  По сути, болонья была всего на всего дождевиком. Но молодежь стала  носить плащ  в любую погоду. Привлекала его компактность. Его можно было свернуть и положить в портфель или сумку, где он занимал немного места. При необходимости плащ можно было достать и вновь  надеть. Он почти не мялся. Появилась особая молодежная манера носить болонью. Его  носили, не застегивая на пуговицы, и с закатанными рукавами.  Болоньи  сразу же попали в категорию дефицита. Но их всегда можно было купить у  спекулянтов. При стоимости плаща  в 20 – 30 рублей приходилось платить 60  и даже 80 рублей.

                                                            ТУФЛИ

Модная обувь 60-х годов60-е годы господство туфель с узкими носами. Самыми модными женскими туфлями были туфли с узким носом и каблуками  «шпильками». В Туле их называли еще «гвоздиками». Мужские туфли, продаваемые в магазинах, были представлены моделями далекими от современной моды. Они были тяжелы, уродливы и, скорее, годились для забивания гвоздей, чем для повседневной носки. В 60-х годах на улицах Тулы было много маленьких кабинок, в которых можно было почистить обувь и произвести ее ремонт. В них работали преимущественно армяне, которые были мастерами своего дела. У них, конечно неофициально, можно было заказать изготовление модных мужских туфель. Заказавший их клиент получал элегантные мужские кожаные туфли с очень острым узким носом и высоким,  немного скошенным, каблуком. Стоили такие туфли 20 – 25 рублей, немалые по тем временам деньги. Минимальная зарплата в то время была 40 рублей.

                                                         САПОЖКИ

Зимы в 60-е годы были снежными. На ул. Коммунаров лежали большие сугробы снега, счищаемого с тротуаров. Жители нашего города носили зимой валенки, бурки. Женщины - зимние утепленные ботиночки. В 1965 году в Туле появились женские зимние сапожки. Были они короткими на небольшом каблуке. Эта обувь стала популярной у женщин и сразу же попала в разряд дефицитных изделий. С этого времени начинается победоносное шествие женских сапожек.

                                             

                                                                             Владимир Евгеньевич Шариков

 

см. фото туляков 1960-х

Читать еще

Форма входа