Памятник Ленину на площади Восстания
Образ Владимира Ульянова-Ленина, практически "обожествленный" пропагандой СССР, был растиражирован в годы Советской власти миллионами изображений, статуй, бюстов и барельефов. Существовало целое направление в искусстве - лениниана. Памятники Ильичу стояли во всех городах и поселках страны. Тула не была исключением. Самым значительным из них являлся монумент на площади Восстания. Открытие бронзового памятника работы скульптора Матвея Яковлевича Харламова (1870-1930) произошло 8 августа 1926 года при массовом стечении народа. Интересный факт: средства на скульптуру были собраны жителями Тулы. Также интересно то, что тульский Ленин был вторым в СССР после ленинградского памятника на Финском вокзале, то есть в этом деле Тула превзошла даже Москву, где памятники Ленину появились гораздо позже. Площадь Восстания, обнесенная трибунами, долгие являлась конечным и кульминационным пунктом ежегодных демонстраций трудящихся 1 Мая и 7 Ноября. Под громогласные "Ура" колонны демонстрантов приветствовали тульские лидеры партии КПСС. Однако с постройкой архитектурного комплекса "Белого Дома" и открытием нового памятника Ленину (скульптор М. Захаров) на площади его же имени 5 ноября 1983 года, маршрут демонстраций несколько изменился: до самого 1991 года демонстрации шли к Кремлю мимо нового Ленина. Судьба "предыдущего" Ленина после этого изменилась: с площади Восстания около 1983 года его перенесли на территорию Тульского артиллерийского училища, где он находится и поныне. Несомненно, этот памятник представляет значительную художественную ценность, хотя бы потому что скульптор видел Ленина. Матвей Яковлевич Харламов - талантливый скульптор-монументалист с дореволюционным опытом (он - один из авторов горельефа "Народы России", украшающего мраморный зал Этнографического музея), после революции он активно включился в создание памятников Ленину. Самого Ленина он видел дважды - на митинге в 1917 году и на похоронах Елизарова в 1919 году. В дни похорон вождя в 1924 году он специально ездил в Москву - лепить с натуры его голову. И в своих памятниках он стремился запечатлеть не абстрактный образ, а конкретного человека.