9 школа: знакомая и незнакомая (продолжение истории одной из трёх школ-близнецов)
Советская власть, установившаяся в октябре 1917 года, вместе с другими неотложными задачами решала и задачу реорганизации старой школы: отделение школы от церкви, подготовка учительства для работы в новых условиях, переход к совместному обучению мальчиков и девочек. В стенах бывших гимназий и училищ теперь проходили занятия школ I и II ступеней, а также единых школ, но их было совсем немного.
В школах I ступени обучались дети 8-13 лет, в школах II ступени до 17 лет, причем обучение сочеталось с трудовым воспитанием.
В двухэтажном здании на углу улиц Феодосиевской (ныне ул.Калинина) и Ложевой,специально построенном в 1912 году для 16 и 19 городских начальных училищ, теперь разместилась школа I ступени № 22.
Прежде чем рассказать о преобразованиях, которые с ней произошли в дальнейшем, хочу вспомнить ещё об одной старой Чулковский школе. Вот что про нее пишет Н.Н.Кириленко в книге "По улицам Тулы: Пролетарский район": « На углу улиц Ложевой и Логачевской (ныне Степанова) в доме Гладышева до революции размещалось 3-е высшее начальное училище. В высшие начальные училища (ВНУ) принимались дети в возрасте 10-13 лет, окончившие начальную школу. После Октябрьской революции 3-е высшее начальное училище было преобразовано в 9-ю школу II ступени. На тот момент это было единственная школа II ступени в Чулково. В 1921 году 9-я школа II ступени была объединена с 47-й школой I ступени и стала называться Единой трудовой школой (ЕТШ). В 1923 году ей присвоили название "Единая трудовая школа имени Красных Кузнецов"».
В Чулково появилось учебное заведение, дававшее возможность получить детям полное образование. Это было очень важно, так как пролетарская молодежь не могла посещать городские школы «ввиду плохой одежды и обуви». Но на весь район она была единственной, и настал момент, когда школа уже не могла вместить всех желающих.
Из доклада заведующей М.А.Шиляевой «О хозяйственном положении школы»:
«Главный и основной недостаток школы – это неприспособленность помещения. Школа представляет из себя жилой дом с тесными комнатами, без вентиляции, нет совершенно зала, куда бы дети могли выходить во время перерыва.
При чрезвычайно тяжелых условиях приходится заниматься и ученикам II ступени: духота, пыль, теснота, а между тем школа II ступени – одна на весь Чулковский район».
В школе было всего 4 классных комнаты при 10 группах учащихся, поэтому занятия велись в 3 смены: с 9 утра до 9 вечера. А с нового, 1923/24 гг., учебного года число групп увеличивалось до 15, так как было получено большое количество заявлений, как личных, так и коллективных, о приеме в школу II ступени.
В связи с этим и заведующая, и родительский комитет обратились в Губоно с просьбой о подыскании для школы более подходящего здания. 15 июля 1923 года до сведения 22-й школы I ступени и школы № 9 им. Красных кузнецов было доведено, что на основании постановления Губсоцвоса (губернский отдел социального воспитания) «9-ая единая школа переходит в здание 22-й школы, а 22-ая переходит в здание 9-й единой, причем ученики I ступени обеих школ остаются на местах, переселяются лишь ученики 9-й единой школы II ступени».
Так школа на углу улиц Калинина и Ложевой превратилась в Единую трудовую школу № 9 имени Красных кузнецов. В этих стенах она просуществовала достаточно долго, стала знаменитой, сыграла важную роль в дни обороны Тулы. Но это в будущем, а пока в ней просто учились дети.
В 1924 году в школах Тулы и Тульской губернии впервые были введены программы, разработанные Государственным ученым советом Народного Комиссариата Просвещения, получившие позднее название программ ГУСа.
Новые программы намечали изучение трудовой деятельности людей, изучение человеческого общества и, наконец, изучение природы, прежде всего, как предмет труда. Таким путем предполагалось связать школу с жизнью, активизировать ее работу.
В старших классах средних школ (8-е и 9-е классы) вводились профессиональные уклоны. Непосредственно в Туле таких школ было шесть, среди них 9-я единая школа, которой был придан «уклон» потребительской кооперации. Срок обучения – 9 лет.
Занятия в школе велись в две смены. Трудно представить, но в этом небольшом здании в 1927 году обучалось 378 человек в 1-ю смену и 328 – во вторую. В этом же здании велись занятия школы для взрослых № 2, а в свободное время оно использовалось для занятий домохозяев.
При школе имелась специальная площадка для игр, а также большая усадьба с деревьями, удобная для школьных работ. 10 марта 1924 года Комитет содействия школе (комсод) обратился в Губоно с просьбой о выделении средств для ремонта изгороди, так как она «местами разрушена, что дает возможность коровам и козам входить в сад и обгладывать деревья».
Современным горожанам это может показаться странным, но в 20-е годы XX века, улица Феодосиевская (Калинина) была одной из окраинных улиц в Туле. До постройки Феодосиевского храма она называлась Полевой, потому что дальше, за Щегловским ручьем, города не было, там уже начинались поля. Это хорошо видно на плане Тулы 1929-30 гг.: школа № 9 отмечена номером 54.
Во второй половине 30-ых годов 9-я школа стала известной далеко за пределами Тулы. О ней писала местная пресса: газеты «Коммунар» и «Молодой Коммунар», а также столичные издания. Её ставили в пример и призывали следовать её почину. Небольшой рассказ о тульской школе № 9 был включен в книгу для чтения для младших классов «Родная речь» 1946 года издания. Такую известность и славу принес ей школьный сад, созданный руками юных мичуринцев под руководством своего учителя.
Осенью 1933 года в 9 школу пришел новый преподаватель естествознания – Иван Дмитриевич Попов. В одной из бесед он рассказал школьникам о работах великого преобразователя природы Мичурина; свою беседу он закончил демонстрацией фильма о Мичурине и предложением заложить свой пришкольный сад.
Под руководством Ивана Дмитриевича Попова ребята подготовили для посадок пустырь за школой. Посадочный материал дали школе родители – любители садоводства. Ребята любовно охраняли и выращивали свой сад, и в 1934 году городской отдел народного образования Тулы выделил школьникам средства для поездки в Мичуринск. Они побывали в гостях у Ивана Владимировича Мичурина, который провел с ними интересную беседу, призвал выводить новые сорта растений и подарил саженцы из своего сада.
Через несколько лет после экскурсии к Ивану Владимировичу Мичурину на пустыре около 9-й школы вырос прекрасный сад. Что же выращивали ребята на пришкольном участке? Вот каким его увидел летом 1940 года А.М. Казанский, заместитель директора института усовершенствования учителей.
«На участке нашли себе вторую родину маслина, алтайская облепиха, дикая уссурийская груша, обильно плодоносящая японская вишня, виргинская розовая черемуха, гибридная мичуринская рябина.
Юные цветоводы школы продемонстрировали замечательную коллекцию георгинов из 17 сортов: белые, красные, желтые, ярко алые, оранжевые, темно-бордовые. Разнообразные по величине и времени цветения, они приветливо встречали нас при входе на участок. До 500 кустов роз цвели на участке, наполняя сад своим нежным ароматом. Петуньи, левкои, астры, вербены, душистый горошек, львиный зев и гладиолусы пестрым ковром цвели на клумбах и вдоль дорожек. Белая фиалковая лилия, редкое луковичное растение с запахом фиалки, подаренная тульским юннатам самим Мичуриным , была гордостью участка.
В школе однолеток распикировано до 1500 сеянцев яблони. На небольшом участке рассажена смородина однолетнего, двухлетнего и трехлетнего возрастов, выведенная путем черенкования. В открытом грунте выращивалось несколько экземпляров египетского хлопчатника. Юные мичуринцы успешно выращивают дыни и арбузы, используя собственные семена.
Интересен коллекционный питомник яблонь. Здесь и бельфлер-китайка, и пепин-китайка, и славянка, и бессемянка. Яблони отличаются от обычных ростом, формой и окраской листьев».
Юннаты не только выращивали на своем участке редкие для нашей полосы виды растений, но и вели большую исследовательскую работу: скрещивали разные виды яблонь, добивались повышения урожайности в нашем климате южного растения клещевины, скрещивали ветвистоколосную яровую пшеницу с многолетней пшеницей Цицина, проверяли сорта помидоров на скороспелость, работали с каучуконосами.
По результатам работы опытный участок школы № 9 трижды становился участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Из почетной книги Всесоюзной сельскохозяйственной выставки о достижениях юных натуралистовТульской области 1939 г.:
Кружок юннатов при 9-й школе г.Тулы.
Бунина Евдокия, 15 лет, комсомолка
Вялов Евгений, 14 лет, пионер
Гайдуков Мстислав, 17 лет, комсомолец
Грызлова Нина, 14 лет, пионерка
Деревенский Виктор, 14 лет, пионер
Исаичев Павел, 16 лет, пионер
Качалова Нина, 14 лет
Крючков Анатолий, 14 лет
Приятелев Евгений, 17 лет
Пронин Василий, 14 лет, пионер
Обидарова Тамара, 14 лет, пионерка
Шатров Николай, 16 лет, ученик техникума, - с 1936 года работают по размножению и выращиванию плодово-ягодных растений мичуринских и местных улучшенных сортов на площади 0,50 га. Всего выращено и роздано по школам и колхозам посадочного материала: яблок и груш 243 дерева, слив и вишен 34 дерева, фруктовых кустов 570, семян новых культур 36 сортов, семян ржано-пшеничных гибридов 1320 кг.
Наиболее активные юннаты были премированы, а руководитель кружка И.Д.Попов награжден серебряной медалью.
Тульский городской совет присвоил школе имя Ивана Владимировича Мичурина, улица Ложевая, на которой находилась школа, также стала носить его имя. Так в Туле появилась улица Мичурина.
Работа на пришкольном участке не мешала учебе. На январском 1941 года совещании учителей отмечалось, что по результатам первого полугодия школы Пролетарского района по успеваемости заняли первое место, а 9-я школа достигла самого высокого процента успеваемости в городе – 92 процента.
Дальнейшая работа мичуринцев была, как и жизнь всего советского народа, была прервана войной.
Начавшаяся война резко изменила планы учеников и учителей. Многие из них ушли на фронт. Стремительное наступление немцев создало угрозу захвата Тулы. В октябре 1941 года в здании 9-й школы разместился городской комитет обороны. Об этом упомянул в своей книге первый секретарь первый секретарь Центрального райкома партии Ардалион Николаевич Малыгин.
«9-я школа, где разместился городской комитет обороны, находилась в Пролетарском районе. Там жили мои родители. Правда, они уже давно эвакуировались, и я почти не бывал дома…
С 9-й школой у меня были связаны самые лучшие воспоминания детства и юности. Она дала мне образование, здесь приобрел я навыки комсомольской работы. Но на это раз школа производила тяжелое впечатление. В коридорах и классах разместились обкомовские и горкомовские работники. Обстановки в войсках никто не знал. К тому же все были голодны.
В этот день школа, где помещался городской комитет обороны, напоминала встревоженный муравейник: одни куда-то спешили, другие кому-то что-то доказывали, отдавали распоряжения, кричали в телефонные трубки, перебирали вещевые мешки».
Враг недолго хозяйничал на территории тульской области. В конце декабря 1941 года Советская Армия отбросила его за пределы области.
Для быстрейшего восстановления занятий в школах уже в январе 1942 года было принято решение в срочном порядке подготовить помещения для занятий учащихся и обеспечить обучением всех детей школьного возраста.
В школах Тулы занятия начались 9 января 1942 года. Из-за недостатка школьных зданий занятия проводились в 3-4 смены. В «Списке школ г.Тулы на 1 октября 1942 года» в Пролетарском районе значится и 9 средняя школа, адрес: ул. Мичурина и Калинина, 60, руководитель: Сморыго Алексей Титович.
После введения с 1943/44 учебного года раздельного обучения мальчиков и девочек 9-я школа стала мужской, а девочки учились в 21-й женской школе (ул.Кирова, д.135), где до недавнего времени размещалась открытая (сменная) школа №1. Их связывала тесная дружба, сохранившаяся на долгие годы.
Весной 1946 года, поддерживая довоенные традиции, комсомольцы и пионеры 9-й школы посадили на своем участке 12 яблонь, грядку черенков смородины, заложили 2 парника цветов.
Эксперимент по раздельному обучению закончился около 1953 года, школы вновь стали едиными. Примерно в это же время 9-я школа переехала на улицу Замочную в здание, построенное в 1940 году для 25-й школы и занятое во время Великой Отечественной войны госпиталем.
Небольшое школьное здание с мичуринским садом заняла семилетняя школа № 54. В 50-е годы сад по-прежнему сохранялся, бывшие ученики этой школы до сих пор помнят необычные растения: кто-то – миндаль и лавровишню, кто-то – разноцветные шары георгин размером с голову.
Еще позже в этом здании разместилась коррекционная школа № 42, которая и просуществовала там вплоть до сноса старой Чулковской застройки в начале 70-годов. Местные жители приложили руку к разбору здания на стройматериалы: хорошо подогнанные доски пола отрывались с большим трудом. Школа была построена на совесть. Последние её дни успел запечатлеть фотограф Игорь Щербаков на снимке в начале статьи.
И напоследок еще немного 9-й школе. В 70-е годы для 9-й школы построено новое современное здание. В 1998-м году она получила статус гимназии (Гимназия №3 на ул.Калинина). В гимназии есть прекрасный музей, в котором среди прочих экспонатов имеется фотография мичуринского сада и учителя И.Д.Попова.
Помимо упомянутых в тексте книг для написания статей использованы архивные материалы , воспоминания учеников 9-й и 54-й школы и местных жителей.
Мариана Ефимова