Сад "Эрмитаж"
В 1896 году в Туле никому до этого не известный приезжий купец Яков Михайлович Федотов приступил к обустройству перекрестка трех тульских улиц – Воздвиженской, Серебрянской и Калужской (теперь Революции, Халтурина и Демонстрации) – для открытия, по примеру столицы сада, а затем и театра.
На месте, занимаемом сегодня Тульским медицинским училищем, в середине XIX века располагалась усадьба почетного гражданина Тулы, купца первой гильдии Александра Прокофьевича Молчанова. Несколько деревянных строений, сад и пруд напоминали, скорее, деревенскую идиллию, нежели центр города оружейников. Неудивительно, что эту усадьбу Молчанова в Туле называли «Молчановской дачей».
Александр Прокофьевич был сыном тульского купца и француженки Софьи Александровны Миннер, принявшей перед свадьбой русское подданство. Возможно, именно его матушка приложила руку к созданию изысканной, хотя и не помпезной усадьбы в центре Тулы. В 1856 году Молчанов умер, и купец Федотов уговорил его наследников продать ему усадьбу за семь с половиной тысяч рублей. Сделка состоялась, и началась работа по превращению купеческого гнезда в центр зрелищ, отдыха и увеселений.
В первый же год в саду, который Федотов назвал «Эрмитаж», устроили ресторан с открытой террасой и несколько беседок на берегу пруда. Ресторан принимал посетителей круглый год, здесь постоянно работали музыканты нанятого Федотовым оркестра (он платил им по 500 рублей в месяц). Приготовлением еды занимались три повара (каждый получал в год по 1000 рублей; для сравнения – повар в больнице тогда зарабатывал 180 рублей, а врач – 1200 рублей), гостей за столиками обслуживал официант (ему платили 75 рублей в месяц). Летом на пруду работал прокат лодок, устраивались водные праздники с иллюминацией и фейерверком.
В 1898 году Федотов закончил строительство здания театра в саду. В отличие от других построек это было каменное сооружение с большим зрительным залом почти на 500 мест и балконом. На просторной сцене имелась суфлерская будка, слева и справа от подмостков находились две директорские ложи, справа от сцены имелись еще шесть лож для особых гостей. Как и положено театру, Федотов предусмотрел здесь восемь артистических уборных, комнату для бутафора, а в подвале располагалась декорационная мастерская. Зрители входили в театр со стороны Серебрянской улицы (ныне Халтурина), справа их ждал буфет с открытой террасой, слева – зрительный зал. Если пройти прямо, можно оказаться на крытой веранде, откуда открывался чудный вид на освещенный пруд и беседки.
И ресторан, и театр, и вся территория сада освещались электрическими фонарями. Отапливались здания с помощью водяного отопления (в котельной сада работал нефтяной двигатель). Все имущество сада Федотов застраховал в компании «Якорь» на 8727 рублей. Летом 1898 года в беседе с проверяющими из Тульской губернской земской управы Федотов признался, что сад, ресторан и театр приносят ему до 2 тысяч рублей дохода в месяц, а за год прибыль превышает 25 тысяч.
Вход в сад и театр был платным: в месяц 300 рублей, что, конечно, отпугивало простых смертных и привлекало изысканную публику, желающую хорошо провести вечер. На подмостках «Эрмитажа» выступали все заезжие знаменитости, дававшие концерты в зале Дворянского собрания, в том числе и театральная труппа Станиславского. На содержание собственной труппы Федотов выделял 750 рублей в месяц.
После революции сад «Эрмитаж» стал исключительно летним и назывался теперь «Летний клуб и театр железнодорожников на углу улиц Калужской и Халтурина» (позднее «клуб им. Ленина»). После того, как железнодорожники отстроили себе прекрасный Дворец культуры на улице Ульянова, клуб на Калужской пришел в запустение и был снесен. При строительстве медицинского училища красивый пруд сровняли с землей…
Ирина Светлова (статья из журнала «ЧитайГород», октябрь 2008 года)