Театр Юного Зрителя
Вторая половина 20-х годов стала временем бурного взлета театральной жизни рабочей Тулы. Главной сценической площадкой города и края был профессиональный Тульский драматический театр. Наряду с городским драмтеатром большую работу по художественному воспитанию туляков вел Тульский ТРАМ - театр рабочей молодежи.
Летом 1931 года Тульский горсовет поручил дирекции драмтеатра совместно с ТРАМом начать работу по непосредственной организации в городе детско-юношеского театра.
Будущий театр мыслился как инструктивно-педагогический, показательный. Были определены основные задачи театра: воспитание детей и подростков, развитие у них социальных инстинктов и коллективистских навыков. Театр должен был строить работу с учетом возрастной дифференциации детей от 6 до 9 и от 9 до 16-летнего возраста. А это означало, что каждый спектакль должен быть доступен и интересен своему зрителю. Важное место в программе будущего театра отводилось работе с родителями, педагогами, для которых театр должен был стать помощником в воспитании детей. При театре организовывался педагогический кабинет учета детских восприятий и детского творчества.
Тщательно подбирался состав будущего театра. Основная труппа была сформирована из актеров драматического театра и ТРАМа. В нее вошли артисты А. Алексеева, Б. Басевич, С. Дагаев, С. Ефремов, В. Ларин, В. Маликов, Н. Мелиоранский, Т. Наумова, О. Островская, В. Павлов, А. Пильх, С. Соколов, В. Суворов, В. Светин, Б. Трофимов, М. Матвеев, А. Игнатова.
Всех без исключения артистов театра объединяло стремлении служить своим искусством благородному и ответственному делу воспитания подрастающих поколений. Жажда творческих дерзаний, самозабвенная преданность идее детского театра отличала и В.В. Истомина-Кастровского, назначенного художественным руководителем и режиссером театра.
8 ноября 1931 года в здании Тульского драмтеатра состоялась первая постановка Тульского ТЮЗа - пьеса Н.Я. Шестакова «Путь далекий». В начале 30-х ставили пьесы «Дружным ходом» Л. Макарьева и А. Ореховского, «Винтовка 492116» А. Крона, «Бу-зонада» Л. Бочина и другие. Театр постоянно обращался к драматургической классике, зарубежной и отечественной.
В ноябре 1936 года у ТЮЗа появилась постоянная сценическая площадка. Театр разместился в построенном в начале XXвека здании бывшего Народного дома общества трезвости на улице Коминтерна. Премьерным спектаклем на постоянной сцене стала постановка пьесы В. Любимовой «Сережа Стрельцов».
В 1937 году театр ставил пьесы К. Тренева «Гимназисты», И. Штока «Корень жизни», Л. Рахманова «Беспокойная старость».
В сезон 1939-1940 годов в стране проходил первый Всесоюзный смотр детских театров, в котором приняли участие около 130 творческих коллективов. Тульский ТЮЗ для конкурсного показа представил спектакли «Сказка» по пьесе М. Светлова, «Пионерская застава» по пьесе Н. Хорькова, «Не всё коту масленица» по пьесе А. Островского, «Зеленый луг» по пьесе А. Балабана, «Красная Шапочка» по пьесе Е. Шварца. По итогам смотра Тульский ТЮЗ был назван в числе десяти лучших детско-юношеских театров страны.
22 июня 1941 года в театре не было спектаклей. Но не прошло и получаса после передачи правительственного сообщения о вероломном нападении Германии на СССР, как почти весь коллектив оказался в сборе. Собрание было недолгим. Гневно осудив гитлеровцев и выразив твердую уверенность в том, что враг неминуемо будет разбит, работники театра приняли решение отдать все свои силы делу победы над агрессорами. С первых же дней Великой Отечественной войны значительная часть актеров и музыкантов театра вошла в состав концертных бригад, выступления которых проходили на призывных пунктах в Туле и области, вокзалах города, позднее - в госпиталях и эвакоприемниках. Многие мужчины стали добиваться призыва в действующую армию. Ушли на фронт и погибли в боях за Родину актеры Е.Корабельников и В.Михайлов. Осенью записались добровольцами в Тульский рабочий полк артист П.Любимов и бутафор ТЮЗа Н. Тормозин.
В сентябре 1941 года спектакли ТЮЗа ставились на сцене городского драматического театра имени М.Горького. Его зал был более вместительным, чем тюзовский. Но и драмтеатр порой не мог принять всех желающих, так велик был интерес молодых туляков к театральным постановкам, так необходим был для них театр в это суровое время.
30 сентября 1941 года Тульский ТЮЗ показал своим зрителям премьеру - спектакль по пьесе М. Светлова «Двадцать лет спустя». В течение спектакля дважды звучал сигнал «Воздушная тревога!». Актеры вместе со зрителями спускались в подвальное помещение. Звучал «Отбой!» и спектакль продолжался. Новая работа ТЮЗа была встречена молодыми туляками с огромным воодушевлением. И каждый чувствовал, что теперь наступил его черед, пришло время его подвига. Пройдет всего несколько недель, и сотни юных патриотов вместе со старшими займут свое место в рядах героических защитников города русских оружейников. Для многих из них эта первая военная осень станет последней в их недолгой, но яркой и замечательной жизни.
Во время обороны Тулы здание ТЮЗа сильно пострадало от фашистских мин и снарядов. Подсчитали убытки. Оказалось: для того чтобы полностью восстановить здания драмтеатра, ТЮЗа и двух кинотеатров города, надо не менее 328 тысяч рублей.
К постановке спектаклей коллектив ТЮЗа приступил, не дожидаясь окончания ремонтных работ. Еще стояли морозы. В зрительном зале и на сцене температура воздуха была близка к нулю градусов. Но это не снижало огромного интереса юных туляков к театральным спектаклям. Кутаясь в зимние пальтишки и ватники, нахлобучив на брови шапки-ушанки и платки, мальчишки и девчонки согревали зал своим дыханием, улыбками, аплодисментами...
В 1943 году ТЮЗ работал над постановкой сказки «Золушка». Она предназначалась для самых юных зрителей и, естественно, требовала особого нарядного и сказочного оформления. По замыслу постановщика на сцене должен был появиться великолепный королевский дворец. Но как, из каких материалов сотворить чудо? На складе театра - лишь рулон старой подмоченной дождями марли. И тогда на помощь ТЮЗу пришел известный в городе художник-оформитель и декоратор Н. П. Чеков. До войны Чеков некоторое время работал в ТЮЗе, участвовал в создании кукольного театра. И вот - постановка «Золушки».
В распоряжении художника - лишь злополучная марля и то, что можно было найти на мусорной свалке. Дюжины ржавых обручей и марли, окрашенной с помощью обычной марганцовки, оказалось вполне достаточным для сооружения на сцене шести дворцовых колонн. Необычный сиренево-розовый оттенок придавал всему дворцу вид загадочный и таинственный. Нашлось и «золото» на капители. Для их создания пришлось спаять вместе несколько пустых консервных банок. В центре сцены, над падугой, художник подвесил на каркасе огромный королевский герб, сделанный аналогичным с капителями манером и украшенный чеканкой.
Своим самозабвенным искусством, неустанным творческим трудом коллектив Тульского ТЮЗа вносил достойный вклад во всенародное дело победы над немецко-фашистскими захватчиками. С огромным воодушевлением встретили тульские тюзовцы светлый праздник Победы. Спектакли того времени шли в атмосфере невиданного эмоционального и творческого подъема. Радость творческих дерзаний подкреплялась гордым чувством сопричастности славным свершениям армии и народа, устремленностью в будущее.
В 1946-1950 годах театр ставил пьесы и инсценировки «Сын полка» по повести В. Катаева, «Особое задание» С. Михалкова, «Парень из нашего города» К. Симонова, «Гастелло» И. Штока, «Два капитана» В. Каверина, «Девочки» В. Пановой. Этапным спектаклем Тульского ТЮЗа первых послевоенных лет стала постановка «Молодой гвардии» по роману А. Фадеева. Премьера спектакля состоялась 1 мая 1947 года. Это была первая в стране театральная постановка истории о юных героях Краснодона. В спектакле, поставленном главным режиссером театра А.Д. Каратовым, был занят почти весь состав труппы театра. В результате многомесячной напряженной творческой работы тюзовцам удалось создать целую галерею
запоминающихся образов молодых героев Краснодонского подполья. Основные роли в спектакле исполняли артисты Б. Случевский - Олег Кошевой, 3. Леонтьева - Ульяна Громова, В. Шалыгин -Сергей Тюленин, А. Рябова -Любовь Шевцова, А. Оржехов-ский - Иван Земнухов.
Тульский ТЮЗ пятидесятых годов заразительно оптимистичен. Каждая новая постановка была буквально пронизана жизнеутверждающей силой, здоровым оптимизмом и неподдельной искренностью. Один из характерных спектаклей того времени - «На улице Счастливой» по пьесе Ю. Принцева, поставленный в сезон 1954-1955 годов. Роль Кузьмы Степикова в этом спектакле - первая самостоятельная работа впоследствии широко известного артиста театра и кино, народного артиста СССР (1989 г.) Вячеслава Михайловича Невинного. Рецензенты спектакля отмечали, что хотя роль Кузьмы Степикова в пьесе и невелика, В. Невинный нашел для своего героя такие живые черты, что зритель чувствует к нему горячую симпатию и понимает: главное в душе этого рабочего паренька - стремление к знаниям, к труду. В игре В. Невинного радовали свежесть и непосредственность, умение постоянно быть в контакте с партнерами. Тульский ТЮЗ дал В. Невинному путевку в большое искусство, способствовал становлению и развитию его артистического таланта. Дебютировав на тюзовской сцене, В.М.Невинный поступил в школу-студию Московского художественного академического театра, а после ее окончания в 1959 году был зачислен в труппу этого прославленного коллектива.
Значительным явлением в жизни театра тех лет стало его обращение к драматургии B.C. Розова. Открыв в жизни своих героев драматические коллизии, Розов вывел их в литературу, детско-юношеские театры страны, говоря словами А.Н.Островского, «возвратил их в жизнь».
Уже постановка первой Розовской пьесы «Ее друзья», осуществленная в сезон 1950-1951 годов режиссером П. Дюмоном, стала серьезной заявкой на глубокое проникновение во внутренний мир молодого современника. Спектакль призывал молодежь смело преодолевать жизненные трудности и невзгоды.
В сезон 1953-1954 годов на сцене Тульского ТЮЗа заслуженный деятель искусств Чувашской АССР В. Петров поставил спектакль по пьесе «Страницы жизни». Спектакль правдиво рассказывал о трудностях становления молодых характеров, о тех изменениях, которые внесла жизнь в отношение молодежи 50-х к труду.
В 1958 году ТЮЗ ставил пьесу Розова «В поисках радости», а в 1960 году - «Неравный бой». Близки и понятны были тульским тюзовцам традиции бытового реалистического театра, приверженность которым -одна из самых характерных черт Розовской драматургии.
Параллельно с творчеством Розова театр успешно осваивает драматургию такого мастера, как А.Н. Арбузов. Пер вое знакомство туляков с драматургией Арбузова произошло в 1938 году, когда на тюзовской сцене (почти за год до знаменитой постановки на сцене Московского Театра Революции) была поставлена пьеса «Таня». В 1958 году Тульский ТЮЗ ставил пьесу Арбузова «Дальняя дорога», в 1960 году - «Старые друзья», в 1961 году - «Город на заре». Позднее тульские зрители увидели такие спектакли по пьесам драматурга, как «Домик на окраине» (1965 г.), «Старомодная комедия» (1975 г.), «Мой бедный Марат» (1980 г.). Основная тема пьес Арбузова - сложный процесс формирования духовного и нравственного облика молодого современника. Его герои - мечтатели, искатели, романтики.
Заметный след в истории Тульского ТЮЗа оставили и 60-е годы. Благодаря успехам отечественной детской драматургии театр получил возможность выбирать к постановке наиболее интересные с его точки зрения пьесы, удовлетворять запросы всех категорий юных зрителей. С большим успехом в первой половине 60-х годов шли спектакли для детей младшего школьного возраста «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Сокровище Бразилии» М. Машаду, «Мальчиш-Кибальчиш» А. Гайдара, «Катя и чудеса» Н. Гернета и Г. Ягдфельда. Ребята среднего школьного возраста с интересом смотрели «Умные вещи» С. Маршака, «Сомбреро» С. Михалкова, «А с Алешкой мы друзья» Г. Мамлина.
Для старших школьников ТЮЗ осуществил постановку пьес «Машенька» А. Афиногенова, «Перед ужином» и «В день свадьбы» В. Розова. Немало пришлось потрудиться коллективу театра, прежде чем на афише появились названия классических спектаклей «Горе от ума» А. Грибоедова и «Ромео и Джульетта» В. Шекспира.
Один из лучших спектаклей тех лет - «Сказка о сказках» А. Зака и И. Кузнецова. Для юных зрителей это было подлинное путешествие в страну сказочных героев. Тысячи мальчишек и девчонок, побывавших на спектакле, пережили волнующие, незабываемые минуты. Режиссёром-постановщиком спектакля был талантливый деятель советского театра для детей, народный артист Грузинской ССР Николай Яковлевич Маршак, брат известного писателя и драматурга С.Я. Маршака. В 1962 году, всего за несколько месяцев до своей преждевременной кончины, Н.Я. Маршак возглавил Тульский ТЮЗ. Человек щедрой души и открытого сердца, большой знаток детской психологии, он оставил добрый след в памяти тульских тюзовцев.
В те годы на тюзовской сцене выступало немало талантливых актеров. Одна из них - Галина Ивановна Лукьянова, которую часто называли «тульской Сперантовой». Диапазон ее творческих перевоплощений был действительно очень широк, и в этом плане ее работу на сцене Тульского ТЮЗа можно было сравнивать с игрой известной актрисы московского Центрального детского театра В.А. Сперантовой. Очень близки друг другу и герои, созданные актрисами: смелые, мужественные ребята, знающие цену дружбе, обладающие обостренным чувством справедливости.
Принципиально важным для театра было обращение в сезон 1963-1964 годов к драматургии такого мастера, как А.Н. Афиногенов. Одна из его последних и лучших пьес «Машенька», написанная в довоенном 1940 году, и по сей день состоит в репертуаре многих драматических театров страны.
В числе творческих удач театра тех лет постановка сказки П. Ершова «Конек-Горбунок», пьесы А. Хмелика «Пузырики», «Эй, ты, здравствуй!» Г. Мамлина, «Город на заре» А. Арбузова, «Прощание в июне» А. Вампилова.
В 60-е годы значительно обновился творческий состав Тульского ТЮЗа. Притоку в состав труппы молодого талантливого пополнения в значительной степени способствовало открытие в 1964 году на базе театра Тульского филиала Московского театрального училища имени Б.В.Щукина. Ядро творческого коллектива театра в эти годы составляли выпускники училища Нина Полицан, Людмила Вериго, Валерий Жуков, Александр Карасев, Светлана Киреева, Валентина Силко, Алевтина Кочетова.
Верность традициям - характерная и отличительная черта Тульского ТЮЗа. 70-е годы обогатили театральные традиции. Новые актеры и режиссеры внесли в жизнь ТЮЗа новую живительную струю, новое мироощущение и миропонимание. Почти каждый год театр дарил юным тулякам по новой интересной сказке, а иногда и по две. На тюзовской сцене шли сказки «Перстенек», «Иван - честной работник», «Волынщик из Страко-ниц», «Зайка-зазнайка», «Король-олень», «По щучьему веленью», «Емелино счастье», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Долой огуречного короля!», «Ох уж эти челдобречки!».
В 1978 году на афишах Тульского ТЮЗа появилось имя Л.Н. Толстого. К 150-летию со дня рождения нашего великого земляка театр поставил инсценировку его известной повести «Казаки» (автор инсценировки М.Л. Рогачевский). Приятной новинкой следующего года стала постановка пьесы А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». 1980 год принес юным тулякам радость встречи с малоизвестной драмой М.Ю. Лермонтова «Два брата».
Этими и другими постановками из классического репертуара театр утверждал: классика всегда современна! С помощью классики театр стремился связать живыми трепетными нитями прошлое и настоящее, повести со зрителем откровенный и честный разговор о вечных истинах и вечных ценностях.
С началом 90-х годов второй раз в течение XX столетия в России коренным образом изменилась система общественных отношений, переосмысливались жизненные принципы. Исчезла идеологическая цензура, прекратились поучения «старших товарищей» относительно того, что и как следует ставить. ТЮЗ перестал быть местом «добровольно-принудительных» культпоходов.
В конце 1991 года театр поставил спектакль по трагедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь», в 1993 году - спектакль по современной пьесе Г. Горина «Забыть Герострата!..». В 1994 году на тюзовской сцене вновь ставится А.Н. Островский. Но уже другой, не тот, что раньше, а заново прочитанный. В 1995 году к 50-летию Победы над фашизмом ТЮЗ ставит «Василия Теркина» по известной поэме А.Т. Твардовского.
В начале 1996 года в театре состоялась премьера спектакля «Все как у святых, только наоборот», поставленного режиссером Тульского академического театра драмы В. Кондратьевым и художником ТЮЗа Т. Матус по фантастической комедии американского писателя Д. Ван Друтена «Книга, свеча и колокол». Спектакль, рассказывающий о магии и магической силе любви, был адресован взрослой аудитории. Он выявил большой творческий потенциал Тульского ТЮЗа. Был ли это, как писала местная газета, «прорыв, скачок, взлет к тому, что называют искусством», вопрос спорный. Как правило, к вершинам сценического искусства не взлетают, а восходят. И процесс этот не разовый, не сиюминутный, а долгий и упорный. Спектаклем «Все как у святых, только наоборот» тюзовцы просто показали, что могут быть «другими», могут перевоплощаться, жить на сцене взрослой жизнью с ее сложными проблемами, конфликтами, противоречиями. Успех любой постановки - сумма многих слагаемых. В данном случае он определился в
известной мере и выбором пьесы, обращенной к лучшим человеческим чувствам, несущей в себе заряд доброты.
В середине 90-х годов на должность главного режиссера ТЮЗа был приглашен Владимир Шинкарев - человек ищущий, целеустремленный, без диктаторских замашек, но строгий и требовательный как к окружающим, так и к самому себе. Обладая удивительным умением заражать театральный коллектив любовью к общему делу, B.C. Шинкарев своей теперь уже многолетней работой в театре сумел доказать, что понятие «главный режиссер» - не административное, а творческое. Первой работой B.C. Шинкарева на сцене Тульского ТЮЗа стал спектакль по пьесе молодого местного драматурга В.А. Трофимовой «Мой Тристан».
Хроника последних пятнадцати лет деятельности театра пестрит сценическими находками, яркими актерскими и режиссерскими работами. В эти годы повышается его сценическая культура, растет ответственность за воспитание юных поколений туляков. Все это создает Тульскому ТЮЗу авторитет одного из ведущих детско-юношеских театров Российской Федерации, способного чутко улавливать общественные настроения, образно постигать и отражать действительность, проявлять мудрое, бережливое отношение к духовным и нравственным ценностям народа, к его истории, к его героям.
Ярким свидетельством этого стала постановка в 2000 году режиссером B.C. Шинкаревым «Легенды о «Молодой гвардии». Трагическая и героическая история молодогвардейцев, очищенная от идеологических стереотипов советского времени, стала откровением для молодежной аудитории, не знакомой с романом А.А. Фадеева. И спектакли в Туле, и спектакли на выездах убедительно показали, что патриотические чувства не чужды современной молодежи. Постановка стала не просто аншлаговой, она стала триумфальной.
В 2003 году Тульский ТЮЗ получил приглашение принять участие в проведении Дней России в Республике Таджикистан. Это были первые настоя щие гастроли за последние 12 лет. Гастрольная афиша включала в себя четыре спектакля, среди которых два детских -« Пеппи Длинныйчулок » и «Щелкунчик и мышиный король», и два взрослых - «Ромео и Джульетта» и «Тринадцатая звезда». Гастроли прошли на едином дыхании. Не чувствуя усталости, тюзовцы давали по 2-3 спектакля в день при постоянно переполненном зрительном зале.
Центральным событием 2004 года стало для ТЮЗа участие в III Всероссийском фестивале спектаклей для подростков «На пороге жизни», проходившем в Рязани в апреле. Туляки показали гостям фестиваля спектакль «Трепетные истории» по пьесе современного драматурга Ксении Драгунской. Спектакль, отличавшийся искренностью и необычностью сценического решения, понравился всем, в том числе и драматургу, которая присутствовала на фестивале. Для нее было приятной неожиданностью, что в отличие от других театров страны, которые, как правило, берут к постановке лишь одну из двух частей пьесы, туляки поставили ее в полном объеме.
Свое 75-летие коллектив ТЮЗа, возглавляемый Борисом Карцевым, встречает романтически устремленным в будущее. Его отличает богатство творческой фантазии, неуёмная страсть поиска, новым свидетельством которых стала юбилейная премьера - спектакль по сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». В сказке, в классике, в пьесах современных авторов театр целеустремленно ищет своего героя, он постоянно ворошит улей трепетных детских сердец, вскармливая их живительным нектаром настоящего большого искусства.
Автор статьи: Б.К. Тебиев, источник - газета "Тула"
Фото из коллекции: А.И. Наумова, М. Тенцера, В. Щербакова