Тула ушедшего века

Подписка на новости

Трамвай

Косогорский трамвай: за и против

Косогорский трамвай на ЗеленстроеРовно 80 лет назад – весной 1932 года – в нашем городе началась еще одна ударная стройка. Власти решили пустить на Косую Гору трамвай.

Первая очередь косогорской линии, которая была открыта осенью 1932 года, соединила южную окраину города – конечную остановку «Толстовская Застава» у водонапорной башни – с Ивановскими дачами. К декабрю того же года трамвай дотянули до переезда через Московско-Курскую железную дорогу. И только в 1934 году, после сооружения путепровода через железнодорожные пути и моста через Воронку, рельсы подошли к самому заводу.
Сколько людских ресурсов и финансовых средств было вложено в эту стройку! Но все затраты оправдались сполна. Теперь Косая Гора была надежно соединена с Тулой. Поездка из пригородного поселка в оружейную столицу стала занимать всего 45 минут.

Трамвай у КМЗ

Со временем в связи с расширением города в южном направлении косогорская одноколейка постепенно становилась двухпуткой. Не надо было стоять на разъездах, ожидать встречного трамвая и быть свидетелем передачи вагоновожатыми друг другу так называемого жезла. К 1980 году кольцо «четверки» поэтапно переместилось от водонапорной башни к Менделеевскому поселку, который расположился на Орловском шоссе рядом со станцией Подземгаз.
Горожанам стало значительнее удобнее ездить на свои дачи. А то ведь раньше приходилось доезжать до пединститута, там пересаживаться на трамвай 4-го маршрута и добираться до нужной остановки. К тому времени еще действовали разъезды, и поэтому путь за город занимал больше времени, чем сейчас.

1983 год. Перегон Менделеевский поселок - Школьная

Я хорошо помню эти поездки на трамвае 4-го маршрута, т. к. мои родители в 1973 году купили дачу в 10-ти минутах ходьбы от остановки «Подземгаз». Летом на даче мы жили, как в загородном доме. Все свои трехмесячные школьные каникулы я проводил там. Для пополнения съестных запасов и других нужд время от времени приходилось выезжать в город. Даже по прошествии почти 40 лет перед глазами стоят картинки из того времени.

Мы стоим на остановке «Подземгаз». Снизу, от остановки «Школьная», в горку бойко поднимается трамвай. (В ту пору в большинстве своем это были не чешские вагоны, а отечественные трамваи, отделанные внутри деревом.) Вот трамвай проходит стрелку и останавливается напротив электроподстанции. Садимся. Платим кондуктору 5 копеек с носа, т. к. на косогорской линии абонементные талоны не действовали, и даже не было компостеров, которые были введены в 1973 году. Такая стоимость билета объяснялась тем, что маршрут был загородный. В Туле ведь за проезд платили 3 копейки. Едем. Следующая остановка – разъезд в Ново-Басово. Там нас поджидает трамвай, прибывший из города. Происходит обмен жезлами, и мы двигаемся дальше. Отвлекусь и напомню, что это самое высокое место в городе. Недаром там установлены ретрансляционные вышки. А рядом с остановкой располагались магазины. Продуктовый, промтоварный, который сгорел, потому что был деревянным и вместо него выстроили новый, пункт приема стеклотары и т.д. На этом пяточке всегда кипела жизнь. Здесь же была и автобусная остановка.

Поездная бригадаКогда мы ехали из города, то всегда ждали встречного трамвая. Так как это вершина холма, то отсюда хорошо обозревать окрестности. Хорошо было видно, когда от остановки «Подземгаз» отправлялся встречный трамвай. Во время его ожидания пассажиры-мужчины выходили курить. И как только трамвай появлялся в зоне видимости и приближался к разъезду, они, несколько раз быстро затянувшись, выкидывали свои бычки и заходили в вагон. Но вернемся к поездке в город. Трогаемся с места и едем к следующей остановке – «Ресторан «Отдых». Здесь в то время проходила граница Тулы, и отсюда начинался город. Разноформатные деревянные и каменные домики сменяют кирпичные и блочные многоэтажки. Из окна вагона видим расположенный напротив остановки пивбар. В жаркую погоду любители этого напитка с кружками в руках выходили на улицу и кучковались по 2-3 человека.

Хорошо помню ритуал поглощения пива 1970-х годов. Кружка подносилась ко рту медленно, с поднятым вверх локтем. Затем осторожным дуновением убралась пена, так чтобы она не попала в глаза. Потом медленно, как бы смакуя, кружка чуть-чуть опрокидывалась, и с помощью небольших глотков вожделенный напиток поступал в рот. Дальше у всех было по-разному. Кто-то смаковал эту кружку несколько минут, делая остановки, а кто-то ее опустошал до дна без пауз, на одном дыхании. Зрелище было ярким и запоминающимся. Но и эта картинка оказывается позади.

Мы едем дальше. Справа мелькают вывески: «Ресторан «Отдых», «Автомотозапчасти «Стрела», «Русский чай», «Богатырь»… Следующая наша остановка конечная – «Пединститут», где мы будем пересаживаться на другой трамвай. Проезжаем «девятиэтажный» универмаг и одиночная линия становится двухпуткой. Здесь нас поджидает встречный вагон, который везет новых пассажиров на Косую Гору. Для поездки в город можно было конечно воспользоваться и автобусом № 118 сообщением Тула – Косая Гора, но благодаря чьему-то «умному» указанию в середине 1970-х годов остановка «Подземгаз» была ликвидирована. И тулякам, имевшим дачи в районе Толстовского поселка и деревни Пирово, приходилось пользоваться только трамваем.

Прошли годы. Со временем косогорская трамвайная линия утратила свое былое значение. С укреплением автобусного сообщения и появлением вездесущих маршрутных такси, которых в Туле прозвали автолайнами, острая необходимость в трамвае исчезла. Но он все равно продолжал честно перевозить своих пассажиров на Косую гору и обратно. В марте 2008 года благодаря ошибочному решению городских властей линия была закрыта. Закрыть, конечно, легче, чем улучшить. Но не прошло и трех лет как в городской администрации заговорили о демонтаже теперь уже двухпутной линии от улицы Станиславского до кольца «Менделеевский поселок». Доводы властей таковы, что ликвидация трамвая поможет избавить южную окраину города от пробок.

Конечная остановка трамвая в поселке Косая ГораНе могу понять, как можно так, походя, принимать решения о разрушении того, что создавалось упорным трудом нескольких поколений туляков? Неужели юг города лишится трамвая, который долгие годы был там вообще единственным видом общественного транспорта? Неужели мы больше никогда не проедемся с ветерком по проспекту Ленина, обгоняя длинные вереницы автомобилей, стоящих в пробках? Не могу в это поверить! Неужели проблему пробок нельзя решить по-умному, с государственным подходом? Тем более что расширение магистрали на данном участке проспекта Ленина за счет трамвайных путей, по мнению экспертов, не даст ожидаемого эффекта. Пробки там будут всегда. Почему? Во-первых, ежегодно увеличивается количество автомобилей. Во-вторых, пропускной способности в этой части проспекта, прежде всего, мешает скопление трех светофоров на небольшом отрезке пути от рынка «Южный» до троллейбусного кольца. В-третьих, парковки транспортных средств у бордюра магистрали лишают транспорт целой полосы для движения. При желании можно найти выход из данной ситуации. Как? Первое – строительство подземных или надземных переходов у рынка «Южный» и у троллейбусного кольца. Это позволит перевести светофоры с трехфазного в двухфазный режим работы. Второе – расширение пространства для остановки городского транспорта возле магазина «Березка». Третье – запрещение парковки у бордюра и сооружение новых карманов для автотранспорта на всем протяжении проспекта от ул. 9 Мая до рынка «Южный». Четвертое – расширение части ул. Н. Руднева, которая выходит на проспект. Пятое – создание с помощью светофоров «зеленой волны» для автотранспорта.

кольцо у ПединститутаВ 1970-е годы у городских властей уже была идея расширить проспект Ленина от ул. 9 Мая до пединститута. Но тогда трамвайные пути предлагалось перенести на ул. Н. Руднева и вывести их на проспект у памятника-танка. Почему же так не сделать теперь? На ул. Н. Руднева место для трамвая есть. Требуется только немного потеснить территорию нынешнего Могилевского сквера, который раньше опоясывало трамвайное кольцо. На этой линии трамвай имеет обособленную от остального транспорта полосу движения. Это делает его маневренным видом транспорта особенно в часы пик. Сейчас объехать пробки в районе Зеленстроя можно только на трамвае. С его ликвидацией такой возможности у туляков не будет. Будут стоять все. Плюс ко всему город активно расширяет свои границы именно на юг, поэтому пассажиропоток в этом направлении будет только увеличиваться. Кроме этого можно также расширить место для движения автотранспорта и на путепроводе. Для этого надо трамвайные пути вплести друг в друга, как это делается на узких улочках в городах Европы. Движение вагонов на этом участке не столь интенсивное, поэтому трудностей с проездом моста у трамваев не будет. Плюс ко всему можно также уменьшить правую пешеходную зону моста. Кроме того, для обхвата еще большего количества пассажиров можно продлить трамвайные пути дальше на юг, до центра Менделеевского поселка, и устроить там кольцо.
Трамвай на Косой горе
Сегодня лишь ограниченный человек не понимает того, что трамвай перспективный вид транспорта. Его активно развивает практически вся Европа. И только в бывшем СССР линии трамвая закрывают. У этого вида транспорта масса преимуществ. У него наибольшая после метрополитена провозная способность. Трамвай – менее энергоемкий вид транспорта, нежели троллейбус. Он хоть и дорог в постройке, но относительно дешев в эксплуатации. Немаловажное значение имеет и аспекты безопасности движения. Трамвай реже других видов транспорта попадает в дорожно-транспортные происшествия. Но самым главным достоинством трамвая является экологическая составляющая. Вагоны на электрической тяге не делают вредных выбросов в атмосферу.

Нельзя лишать туляков права выбора способа передвижения по городу! Я выбираю трамвай!

                                                                                                            Владимир Щербаков

 

Читать еще

Форма входа