Тула ушедшего века

Подписка на новости

Трамвай

По Станционной до поселка металлургов

Епифанское шоссе (ныне ул. Приупская) в районе нынешнего трамвайного депо. Вдалеке - трамвай № 9 направляется в Криволучье по одноколейной линии. 1950-е годы.В 1960-е–1970-е годы, когда в Туле с главных улиц городскую электричку вытесняли, в Криволучье было наоборот. Там трамвайные пути, проходившие по узкой улице Приупской, были перенесены на главную магистраль Новотульского микрорайона – улицу Металлургов. Более того, для трамвая была выделена специальная обособленная полоса движения.

Вообще же криволученская линия трамвая ведет свою историю с конца 1930-х годов, когда по улицам Плеханова и Станционной (ныне – улица Приупская) была открыта однопутная линия с разъездами, как на Косую Остановка-разъезд «Песчаный карьер» одноколейной криволученской трамвайной линии. Находился примерно напротив въезда в нынешнее трамвайное депо. Фото на память у вагона, который направляется в город. 1950-е годыГору. В 1935 году была введена в строй первая домна Новотульского металлургического завода (НТМЗ), и поэтому быстро растущий поселок, в котором жили рабочие предприятия, стал нуждаться в надежном сообщении с городом, до которого было четыре километра. Ранее на территории нового района стояла деревушка Криволучье. Она получила свое название, вероятно, потому, что протекающая здесь река Упа образует крутую излучину. В пре­жние времена деревню окружали пустыри и непролазные топи. Теперь – это один из красивейших районов города.

Строительство трамвайной линии началось в 1938 году. В июле 1939-го она Остановка трамвая «Улица Школьная» (ныне «Улица Гайдара») на улице Металлургов. 1961 годбыла сдана в эксплуатацию. Первое время магистраль обслуживали четыре двухвагонных поезда. Время поездки по маршруту Тула – Соцгородок НТМЗ (другое название предприятия в те годы – Металлокомбинат) или обратно занимало 40 минут. Интервал движения вагонов – 20 минут. Стоимость проезда от конечной до конечной составляла 35 копеек (по городу – 15 копеек, за городом – 20 копеек). Долгие годы этот маршрут был самым протяженным – длина рельсового пути от Московского вокзала до поселка металлургов составляла 10,4 км.

Вид из окна одноколейного криволученского трамвая, идущего по Епифанскому шоссе (ныне улица Приупская). Вдали - Чулково, Щегловский ручей и улица Мичурина. 1961 год.Криволученская линия начинала свой путь от улицы Марата, потом – спускалась вниз по улице Плеханова, пересекала Щегловский ручей (этот отрезок пути действует и сейчас), выходила к песочному карьеру, который находился на месте нынешнего слияния улиц Ложевой и Металлургов, и после уходила вправо по улице Станционной.

На этой магистрали рядом с трамвайны­ми путями, слева, находилась дорога, по которой ходил автотранспорт. Справа – в низине – проходили пути Ряжской железной дороги. В отдельных местах две линии сходились друг с Трамвайный разъезд в начале улицы Металлургов. 1962 год.другом на очень близкое расстояние – менее 100 метров. По обеим сторонам этого отрезка пути находились угодья местного колхоза: поля, конюшня, свинарник и прочее. Сейчас от них остались лишь фруктовые сады, которые не стали вырубать, а раздали людям. Затем трамвайные пути сворачивали на главную улицу поселка металлургов и доходили до общежития НТМЗ. Там, на углу с улицей Доватора, для трамваев был построен разворот.

Много лет конечная остановка трамвая в Криволучье называлась «Поселок НТМЗ». Со временем слово «поселок», как не нужный атавизм, отпало. На схемах и маршрутных табличках трамваев стали писать просто «НТМЗ». Из-за 1950-е годы. Долгое время трамвай и велосипед в Криволучье были основными средствами передвиженияэтого у приезжего человека могло возникнуть ошибочное представление о том, что на «девятке» можно было доехать до самого предприятия, которое на самом деле находилось намного дальше. Подобная ситуация, кстати, была и с другими населенными пунктами г. Тулы. Например, Косая Гора и Красный Перекоп, изначально были все-таки пригородными поселками, а не районами города, как сейчас.

Но вернемся к самой линии. Движение по ней осуществлялось по принципу «подожди другого». На разъезде водитель трамвая ждал встречного вагона и только после его прихода мог продолжить движение. Проезжающему вперед передавалась так называемая эстафе­та – специальная путевка-жезл, дававшая право на дальнейший путь.

Однако бывали случаи, когда некоторые нетерпеливые вагоновожатые не дожидались встречного состава и на свой страх и риск продолжали движение. Иногда они успешно проскакивали до следующего разъезда, так и не увидев на своем пути встречного трамвая. Но чаще всего неизвестно куда спешащему нарушителю правил движения все-таки приходилось давать задний ход, возвращаться на исходную позицию и пропускать встречный им поезд.

Есть в истории криволученской линии и трагические страницы. Перед самым закрытием движения по одноколейке – во второй половине 1960-х годов – по вине нерадивой вагоновожатой на повороте в конце улицы Плеханова лоб в лоб столкнулись два трамвая. Это произошло из-за большой скорости одного из составов, водитель которого не дождалась встречного поезда и поэтому поспешила быстрее проскочить данный участок пути. Вагоновожатые очень поздно увидели друг друга и не успели нормально затормозить. В результате аварии: два искалеченных моторных вагона и сильное сотрясение мозга у одной из сидевших за контроллером женщин, которая из-за сильной головной боли больше не смогла водить трамвай.

В последние годы на линии было три разъезда. Первый находился в самом начале улицы Станционной и назывался по месту расположения – «Песоч­ный карьер». На протяжении многих лет в карьере добывали необходимый для строительства сыпучий материал. Даже близлежащие улицы и пере­улки в том районе до сих пор имеют соответ­ствующие названия – 1-я Песочная, 2-й Песочный и т. д. Существовали на ул. Станционной и другие остановки. Одна из них называлась «Колхоз», т. к. вблизи находились угодья одного из местных коллективных хозяйств им. Сталина.

Дважды останавливался трамвай и на улице Металлургов. Одна из остановок называлась «Станционная», потому что находилась неподалеку от платформы «Криволучье» Ряжской железной дороги (ныне – остановка «Улица Чаплыгина»), а другая – «Школьная» (ныне – остановка «Улица Гайдара»). Долгие годы эту трамвай­ную линию обслуживали трамваи только 9-го мар­шрута, которые, как и сейчас, ходили до Московского вокзала.

В 1960-е годы район ближнего Криволучья стал бурно застраиваться. В течение всего нескольких лет из окон трамвая можно было наблюдать такую картину: сначала множество строительных площадок, а затем – стройные ряды блочных пятиэтажек светло-коричневого цвета. Прошло еще немного времени, и по улице Металлургов, которая стала просторнее и теперь смыкалась с улицей Мичурина (ныне – улица Ложевая), стали прокладывать двухпутную трамвайную линию, по которой открыли движение в апреле 1967 года. Ее протяженность состави­ла 5,4 км.

Изменило свою «прописку» и трамвайное кольцо, которое переместилось от ул. Доватора на двести метров вперед по ул. Металлургов и разместилось возле Театрального переулка. В середине 1970-х годов эта конечная остановка была переименована. Ее название было привязано к конкретному месту – стадиону «Металлург».

Благодаря новым путям появилась возможность увеличить количество трамваев 9-го маршрута. В течение дня на линию стали выходить 16 трамвайных поездов и еще два в утренние часы. Вследствие этого вдвое сократился интервал движения вагонов, – который составлял теперь 5–6 минут.

Новая линия в Криволучье позволила жителям микрорайона в дальнейшем пользо­ваться помимо «девятки» еще тремя трам­вайными маршрутами – 6-м, 7-м и 10-м. Теперь пассажиры могли, не ожидая встреч­ного трамвая, быстро и без пересадки доехать в центр, на Московский вокзал, в Заречье и в район Щегловской засеки.

Однопутка с разъездами была, естест­венно, закрыта и вскоре разобрана. Теперь на ее месте располагаются гаражи, которые подступают к самой железной дороге. О былом напоминают лишь кое-где сохранив­шиеся деревянные столбы, на которых была подвешена контактная сеть для трамвая.

Владимир ЩЕРБАКОВ

Фото В. Розанова, из коллекций А. Оландера, М. Тенцера,

В. Щербакова и музеев ОАО «Тулачермет»,

МУП «Тулгорэлектротранс» и школы № 49.

Читать еще

Форма входа