«Трамвай пойдет по Фридриха...»
Трамвайная линия, проходящая по улицам Болдина, Оружейной и Фр. Энгельса, в 2012 отметила полувековой юбилей. Она была открыта в начале 1962 года для того, чтобы принять на себя поток пассажиров, которые пользовались трамваем на улице Коммунаров. Городские власти готовились заменить трамвай на главной магистрали города троллейбусом.
Изначально планировалось, что трамвайные пути будут проложены до конца улицы Оружейной и около завода резиновых технических изделий для вагонов будет оборудовано оборотное кольцо. Но проект был скорректирован. Кстати накануне открытия трамвайного движения эта магистраль сменила свое название. До наименования «Оружейная» улица была Китаевской. Вероятно, это название пошло от располагавшихся рядом населенных пунктов Верхняя и Нижняя Китаевка.
Вскоре обрела свое нынешнее наименование и улица Болдина, которая
ранее называлась Гражданским проспектом. Сейчас трамвай проходит по Болдина всего два квартала. Однако планировалось, что рельсы будут уложены по всей магистрали вплоть до улицы Короленко. Там предполагалось построить трамвайное кольцо и продлить линию дальше через дамбу по улице Дм. Ульянова с выходом на улицу Красноармейскую. Но вместо трамвая по этому маршруту был пущен троллейбус. Внимательный горожанин заметит, что по нечетной стороне улицы Болдина на отрезке от улицы Оружейной до улицы Макаренко для трамвайных рельсов была специально оставлена полоса. Сейчас это так и не использованная
территория заросла деревьями.
При проектировании нового облика улицы Фр. Энгельса на отрезке от улицы Советской до улицы Первомайской также планировалось выделить для трамвая отдельную полосу для движения. Об этом свидетельствует расположение многоэтажных домов, построенных в 1960-е и 1980-е годы на ее четной стороне. Осуществить планы по обустройству улицы до конца городским властям помешали два квартала частного сектора от улицы Л. Толстого до улицы Пушкинской, да еще недействующий в то время храм Серафима Соровского. Если бы задуманное было воплощено в жизнь, то сейчас первая половина улицы выглядела точно также как ее вторая часть (от улицы Первомайской и до улицы Агеева). Кстати именно для расширения улицы Фр. Энгельса был снесен и знаменитый дом-«утюг».
Добавлю, что у дома-«утюга» в 1960-1970-х годах стояла будка стрелочника. В его обязанности входило переключение стрелок в нужном направлении. В то время автоматических стрелок еще не было или было мало. Для срочной связи со стрелочником будка была телефонизирована. Работали там в основном пенсионеры.
А на остановке «Улиц Гоголевская» до сих пор стоит будка, в которой находится пост ревизора по безопасности движения. Согласно правилам эксплуатации трамвая, такие посты должны быть оборудованы перед особо крытыми или продолжительными уклонами. В них дежурит ревизор по безопасности движения, который дает специальные сигналы для отправки трамвайных поездов по опасному участку пути.
Первое время линия по улицам Болдина-Оружейной-Фр. Энгельса выполняла функции дублера ветки по главной улице города. Сначала здесь работал только маршрут «Кольцо». Трамваи с литерой «К» курсировали по кругу, образованному двенадцатью улицами, в обе стороны и помогали тулякам без пересадки попадать, например, из поселка Красный Перекоп в район центрального парка. Через год по линии была пущена снятая с улицы Коммунаров «единичка». А в августе 1963 года по улицам Болдина-Оружейная-Фр. Энгельса стала ходить и «двойка», что привело к окончательному переносу трамвайного движения с главной улицы города Тулы на параллельные магистрали. В 1976 году к маршрутам № 1 и № 2 прибавился маршрут № 14, который в отличие от перечисленных выше линий до сих пор работает в городе.
В середине 2000-х годов возникла реальная угроза закрытия трамвайного движения по улицам Болдина-Оружейной-Фр. Энгельса. Городские власти посчитали, что на ней слишком мал пассажиропоток. Чтобы сохранить на этих улицах вагоны на электрической тяге, трамвайщики предлагали даже организовать движение только до улицы Советской. Дальше трамваи должны были возвращаться назад. Но для этого потребовалось бы два двухсторонних многовагонных трамвая. Слава Богу, здравый смысл восторжествовал и бредовая идея о закрытии путей не была реализована.
В 2007 году руководство МУП «Тулгорэлектротранс» предложило оживить трамвайное движение на улице Фр. Энгельса, соединив ее веткой с улицей Коминтерна. Планировалось, что новая линия пройдет по улицам Первомайской и Фрунзе, на которых есть достаточно места для размещения трамвайных путей. Однако идея трамвайщиков городскими властями была отвергнута.
В 2008 году в биографии линии началась новая глава. Рельсы по улице Фр. Энгельса от улицы Советской и до улицы Первомайской «одели» в плитку и пустили по ней автотранспорт. Но перед этим был проведен ремонт ливневой канализации и значительный подъем рельсового полотна на отрезке улицы от остановки «Улица Каминского» до остановки «Улица Советская». Здесь в прежние годы особенно в дождливую погоду трамваи напоминали морские суда, потому что вода полностью скрывала под собой рельсы.
С названием улицы Фр. Энгельса связано также интересное наблюдение. В прежние годы некоторые водители трамваев, если их вагон не запланировано должен был проезжать по данной магистрали, частенько объявляли: «Трамвай пойдет по Фридриха, по Фридриха…» И все всё понимали.
На улице Фр. Энгельса разыгралась и финальная сцена криминального происшествия, связанного с угоном трамвая. Случилось это в разгар лета 1968 года в два часа ночи. Подвыпивший слесарь одного СМУ с конечной остановки «Московский вокзал» угнал трамвай, решив добраться на нем до дома. А жил он в поселке Косая Гора. Чтобы остановить беглеца, на улице Фр. Энгельса отключили электропитание контактной сети. Трамвай, проехав какое-то расстояние по инерции, остановился у улицы Агеева. Хулиган был схвачен преследователями и вскоре предстал перед судом.
Для данного исследования интересен и тот факт, что вначале улицы Фр. Энгельса в 1983 году снимался один из эпизодов художественного фильма «Парад планет». В кадр попала как сама улица, так и трамваи на ней.
Владимир ЩЕРБАКОВ
Фото И. Минаева, В. Полюбина, из коллекций А. Наумова, М. Тенцера, В. Щербакова,