Тула ушедшего века

Подписка на новости

Троллейбус

Как начинался тульский троллейбус

Подвеска контактного провода троллейбуса на улице Коммунаров. Весна 1963 года.В 1950-е годы наш город стал активно расстраиваться. Жилищное строительство велось как на его окраинах, так и в центре. Для того чтобы удовлетворить все возрастающие потребности горожан в передвижении по Туле необходимо было либо активнее развивать трамвай, либо пускать по тульским улицам новый вид транспорта. Выбор был сделан в пользу бесшумного и экологически чистого троллейбуса.
Как все начиналось, описывает в книге «Народные колеса» (2002 г.) тульский журналист Владислав Аникеев. «В Управление точного машиностроения Тульского Совета народного хозяйства позвонил первый секретарь Тульского обкома КПСС А. И. Хворостухин. Первый секретарь поинтересовался положением дел в отрасли и попросил на завтра собрать директоров заводов для совета по транспортным проблемам.
Алексей Иванович поставил вопрос: «Что будем строить дальше – скоростной трамвай или троллейбус?» Обсудили. Пришли к единому мнению: троллейбус…»
Чтобы запустить новый вид транспорта в Туле потребовалось приложить немало усилий. Прежде всего, было необходимо построить троллейбусное депо на 50 машин. Место для него выбрали в конце улицы Луначарского рядом с железнодорожными путями. До сих пор этот парк является Строительство троллейбусного депо в Заречье. 1962 год.единственной площадкой в городе для обслуживания подвижного состава тульского троллейбуса.
Кроме этого для надежного снабжения троллейбуса электричеством в Заречье была сооружена еще одна подстанция.
Но и это еще не все. Необходимо было провести обустройство дорожного полотна и установить опоры для подвески контактного провода там, где их не было.
Городские власти решили открыть сразу два троллейбусных маршрута. Они должны были связать центр города с его северной окраиной и с улицей Курковой. Оборотные кольца были устроены у троллейбусного депо на Тула ушедшего века Нравится · 23 октября · отредактировано ·    Строительство контактной сети по ул. Металлистов закончено. 1962 годулице Луначарского, на площади Челюскинцев (ныне Крестовоздвиженская площадь) и на Московском шоссе за поселком Куруловка. К последнему тульскому топониму требуются пояснения.
Краевед Наталия Кириленко в книге «По улицам Тулы: Зареченский район» (2009 г.) сообщает, что на месте деревни Куруловка в советское время был основан Октябрьский поселок. «Название «Куруловка» вышло из употребления около сорока лет назад, – пишет она. – Последним напоминаем о нем была конечная троллейбусная остановка…».
В 1966 году в ознаменование 25-летия героической обороны Тулы у троллейбусного кольца «Поселок Куруловка» был установлен памятник Пробное движение по улице Октябрьской. Октябрь 1962 годабоевой славы – 122-миллиметровая гаубица.
Общая протяженность двух линий составила 8 км.
Специально для троллейбуса в 1961 году был сдан в эксплуатацию Московский путепровод на улице Октябрьской над путями Сызрано-Вяземской железной дороги. До этого там много лет подряд был обычный переезд со шлагбаумами. Предполагалось, что по этому мосту будет также пущен и трамвай, поэтому его сделали по тем временам максимально широким.
Также благодаря троллейбусу был построен новый железобетонный мост В день открытия троллейбусного движения в Туле. Площадь Челюскинцевчерез канал р. Упы у оружейного завода. Раньше в том месте магистраль делала излом почти в 90 градусов, что создавало неудобства для проезда транспорта. Теперь эта часть дороги была выпрямлена.
Будущих водителей для тульского троллейбуса отбирали по конкурсу. Из 157 претендентов до обучения было допущено 27 человек. В основном это были шоферы с большим опытом работы. Их учеба и стажировка проходили в Рязани, где троллейбус работал еще с 1949 года.
Водитель троллейбуса из этого, первого, набора Алексей Гуркин, который с 1972 года трудился начальником троллейбусного депо, до сих пор с теплотой вспоминает время учебы и помнит всех своих товарищей поименно. Благодаря ему, у нас есть возможность зафиксировать для истории имена первых водителей тульского троллейбуса.

Первая очередь тульского троллейбуса была открыта 3 ноября 1962 года. Торжественный митинг состоялся на территории построенного троллейбусного депо. На нем присутствовали представители органов власти, строители, наладчики из Москвы и, конечно, новоиспеченные троллейбусники.
Традиционную красную ленточку разрезал заместитель председателя горисполкома Борисов. Под аплодисменты первый троллейбус под управлением водителя-наставника из г. Рязани Алексея Васина выехал из ворот парка. Его пассажирами стали как участники митинга, так и простые туляки.
Машина проследовала по улицам Луначарского, Октябрьской, Советской, Металлистов до площади Челюскинцев. Отсюда новый вид транспорта начал свою регулярную работу на благо туляков. За рулем первого рейсового троллейбуса, отправленного по маршруту № 1 (Площадь Челюскинцев – Поселок Куруловка), находился водитель Петр Степанов. Ему же был выписан путевой лист за № 1. Затем отправился троллейбус 2-го маршрута (Площадь Челюскинцев – Улица Курковая).
Движение по улицам Тулы открывали троллейбусы марки ЗиУ-5. Эти машины были изготовлены на троллейбусном заводе в г. Энгельсе Саратовской области, который в то время носил имя председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого. Вот почему и «ЗиУ» – «Завод имени Урицкого».
Эта машина стала одной из самых массовых моделей отечественного троллейбуса. За годы производства (1959–1972) их было выпущено по разным сведениям от 15 до 20 тысяч штук. Они работали во всех городах СССР, где было троллейбусное движение. Поэтому неудивительно, что в Туле в 1960-е годы работали троллейбусы только этой модели. Стоит добавить, что других быть и не могло. В СССР только завод в г. Энгельсе поставлял троллейбусы для всей страны.
Троллейбус ЗиУ-5 мог вместить до 120 человек и развить скорость до 68 км/час. Его отапливаемый салон был оснащен мягкими двухместными сидениями типа «диван» (36 посадочных мест), удобными форточками для проветривания в летнее время. Две широкие 4-створчатые двери обеспечивали пассажирам быстрый вход-выход. Теплой и удобной была и кабина водителя. Корпус машины был обшит листами из алюминия. В процессе серийного производства ЗиУ-5 неоднократно совершенствовались: конструкторы устраняли недостатки и доводили свое детище до совершенства. Например, с середины 1960-х годов троллейбус получил пониженный уровень пола задней площадки.
Отличительными элементами троллейбуса были большая хромированная эмблема, которая крепилась спереди под лобовыми стеклами над фарами, маршрутный указатель на задней части крыши, прозванный «скворечником», а также вмонтированные в подножки светильники, которые автоматически зажигались в темное время суток при открывании дверей.
Первое время на улицы в Туле ежедневно выходило до 10 машин: по пять на каждый маршрут. Всего же к концу года парк троллейбусов насчитывал 15 машин.
В июне 1962 года накануне начала эксплуатации в оружейной столице нового вида транспорта управление трамвая г. Тулы было переименовано в трамвайно-троллейбусное управление (ТТУ). С таким названием предприятие проработало более 30 лет, пока не было переименовано в 1993 году в «Тулгорэлектротранс».

                  Владимир Щербаков

Читать еще

Форма входа