Тула ушедшего века

Подписка на новости

Вокзалы

Курский (Московский) вокзал

1912 год. Курский вокзал. Открытка издателя М.А. КампеляКурский (ныне Московский) вокзал являлся главным сооружением станции Тула Около 1910 года. Площадь Курского вокзала была таким же излюбленным местом у извозчиков, как сейчас у таксистов1 Московско-Курской железной дороги. Ее создание началось в 1865 году. Строительство железной дороги осуществлялось местными крестьянами и солдатами штрафных частей. Большая часть работ выполнялась вручную. В 1866 году началась прокладка железнодорожных путей в Туле, была построена железнодорожная станция Тула. Она находилась на окраине города недалеко от крупного села Мясново, позднее вошедшего в состав города.В 1867 году по построенной дороге в Тулу прибыл первый пассажирский поезд из Серпухова, а августе 1868 пассажирские поезда отправились из Тулы в Орел. Вначале в сутки отправляли две пары поездов. 1930-е годы. Так выглядело здание вокзала до реконструкции 1953-1956 годовПлата за место от Москвы до Тулы в 1-м классе – 5 руб. 40 коп., а в третьем классе – вдвое дешевле. Каждый пассажир имел право на бесплатный провоз в багажном вагоне одного пуда багажа (16 кг). Несмотря на сравнительно высокую цену билетов, поезда ходили переполненными, и вскоре были назначены дополнительные маршруты. Еще раньше началось движение грузовых поездов. В 1869 - 1870 годах была проложена вторая колея .Через несколько лет была осуществлена реконструкция дороги с целью усиления земляного полотна, замены лёгких рельсов, подсыпки балласта. После строительства ветви Сызрань-Вязьма в 1870-1874 годах и соединения этой ветки с Московско-Курской дорогой Тула стала важным транспортным узлом, что обеспечило ей широкие экономические связи со многими городами 1958 год. Скверик на площади Московского вокзала. Фото В. ПолюбинаРоссии. Промышленные предприятия Тулы получили простое средство доставки сырья и готовой машиностроительной продукции.

   Станции Тула был присвоен первый класс, согласно которому здание вокзала станции должно было быть кирпичным. Но первоначально было возведено временное деревянное здание. К 1868 году было построено двухэтажное каменное здание с красивым фасадом и высокими полуовальными окнами, которые пропускали много света и придавали конструкции воздушность. и антресолями в концевых его частях. Ризолит его Реклама ресторана московского вокзала из телефонного справочника 1960 года.главного входа был строгим и монументальным. Операционный зал в середине отделял помещения пассажиров 1-го и 2-го классов от аналогичного для 3-го класса. В здании имелись также служебные и складские помещения. Для пассажиров имелся буфет и ресторан. Для ожидающих поезда на платформе были сделаны навесы у здания вокзала. В легком деревянном павильоне ,находившимся слева от здания вокзала находилось багажное отделение. Здание вокзала было расположено в непосредственной близости к железнодорожным путям. Для удобства пассажиров была сооружена платформа с перроном, с которой и осуществлялась посадка и высадка пассажиров. За зданием вокзала было расположено паровозное депо станции Тула. Оно было рассчитано на 27 паровозов и имело поворотный круг на 21 паровоз. При депо в 1872 году были также открыты мастерские паровозного ремонта, одноэтажное здание которых располагалось на окраине станции вблизи железнодорожных путей в южную сторону. Оно сохранилось и в настоящее время. Существовало также и особое помещение для проживания паровозных кочегаров. Оно находилось недалеко от здания вокзала за помещением багажного отделения.

    В 1913 году к основному зданию было пристроено новое, расположенное слева от него перпендикулярно к старому зданию. В 1953-1956 годах здание вокзала, который уже имел к тому времени название Московского, было реконструировано по проекту Б.Д. Сергеева, К.И. Гурьева и Р.Г. Челнокова. В своей старой части, построенной в 1868 году, вокзал получил мощный шестиколонный портик,столь привычный для нас в настоящее время. На карнизе и аттике портика были сделаны барельефы и лепные детали. Получили новую отделку внутренние помещения вокзала. В главном его зале в верхней части стен были выполнены большие живописные картины на сюжеты героического труда и отдыха советских людей. В 1970-х годах справа от главного здания вокзала было сооружено здание пригородных касс и багажного отделения, были сделаны также подземные переходы из здания вокзала на платформы первого и второго пути. В 2004-009 годах была проведена последняя большая реконструкция платформ, здания вокзала. 

    От Курского вокзала отправлялись по городу пассажирские и грузовые извозчики, транспорт традиционный для Тулы в начале ХХ века. Расчеты с извозчиками осуществлялись по таксе, утвержденной Городской Думой. Отсюда начинался первый маршрут тульской конки, который связывал Курский вокзал с Киевской заставой, а с 1927г –тульского трамвая. Площадь, которая сложилась у здания, постепенно благоустраивалась. Она была приведена в порядок и заасфальтирована. Летом 1900 года по предложению начальника станции "Тула" Прокофьева был разбит сад со сценой для летнего театра и площадкой для фейерверков. В ход в сад был платным и стоил 10 копеек. Сквер на площади Московского вокзала существовал до 1960-х годов. Он был украшен гипсовыми фигурами шахтера и пионеров. Летом на траве сквера и в тени его деревьев ожидали поездов пассажиры. В 1960-70-е годы площадь Московского вокзала была еше более расширена. На ней было построено здание гостиницы «Москва».

  Вокзал был свидетелем многих встреч и событий, о чем свидетельствуют мемориальные доски на его здании. На вокзале часто бывали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Н.С. Лесков, П.И. Чайковский, С.И. Танеев. В 1904г через Тулу проезжали русские моряки – герои «Варяга» во главе с его командиром В.Ф.Рудневым. Туляками была устроена им торжественная встреча и подарены сувениры: тульские гармони, пряники, охотничьи ружья, модель скоростной морской пушки. 26 августа 1909г через Тулу проезжал император Николай II с императрицей Александрой Федоровной и детьми. Царскому семейству были подарены специально изготовленные для них самовары на фабрике наследников В.С. Баташева. В январе 1977г на Московском вокзале руководство Тульской области и Тулы встречало Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.

                                            Сергей Иванович Демидов

Читать еще

Форма входа