Курский (Московский) вокзал
Курский (ныне Московский) вокзал являлся главным сооружением станции Тула 1 Московско-Курской железной дороги. Ее создание началось в 1865 году. Строительство железной дороги осуществлялось местными крестьянами и солдатами штрафных частей. Большая часть работ выполнялась вручную. В 1866 году началась прокладка железнодорожных путей в Туле, была построена железнодорожная станция Тула. Она находилась на окраине города недалеко от крупного села Мясново, позднее вошедшего в состав города.В 1867 году по построенной дороге в Тулу прибыл первый пассажирский поезд из Серпухова, а августе 1868 пассажирские поезда отправились из Тулы в Орел. Вначале в сутки отправляли две пары поездов. Плата за место от Москвы до Тулы в 1-м классе – 5 руб. 40 коп., а в третьем классе – вдвое дешевле. Каждый пассажир имел право на бесплатный провоз в багажном вагоне одного пуда багажа (16 кг). Несмотря на сравнительно высокую цену билетов, поезда ходили переполненными, и вскоре были назначены дополнительные маршруты. Еще раньше началось движение грузовых поездов. В 1869 - 1870 годах была проложена вторая колея .Через несколько лет была осуществлена реконструкция дороги с целью усиления земляного полотна, замены лёгких рельсов, подсыпки балласта. После строительства ветви Сызрань-Вязьма в 1870-1874 годах и соединения этой ветки с Московско-Курской дорогой Тула стала важным транспортным узлом, что обеспечило ей широкие экономические связи со многими городами России. Промышленные предприятия Тулы получили простое средство доставки сырья и готовой машиностроительной продукции.
Станции Тула был присвоен первый класс, согласно которому здание вокзала станции должно было быть кирпичным. Но первоначально было возведено временное деревянное здание. К 1868 году было построено двухэтажное каменное здание с красивым фасадом и высокими полуовальными окнами, которые пропускали много света и придавали конструкции воздушность. и антресолями в концевых его частях. Ризолит его главного входа был строгим и монументальным. Операционный зал в середине отделял помещения пассажиров 1-го и 2-го классов от аналогичного для 3-го класса. В здании имелись также служебные и складские помещения. Для пассажиров имелся буфет и ресторан. Для ожидающих поезда на платформе были сделаны навесы у здания вокзала. В легком деревянном павильоне ,находившимся слева от здания вокзала находилось багажное отделение. Здание вокзала было расположено в непосредственной близости к железнодорожным путям. Для удобства пассажиров была сооружена платформа с перроном, с которой и осуществлялась посадка и высадка пассажиров. За зданием вокзала было расположено паровозное депо станции Тула. Оно было рассчитано на 27 паровозов и имело поворотный круг на 21 паровоз. При депо в 1872 году были также открыты мастерские паровозного ремонта, одноэтажное здание которых располагалось на окраине станции вблизи железнодорожных путей в южную сторону. Оно сохранилось и в настоящее время. Существовало также и особое помещение для проживания паровозных кочегаров. Оно находилось недалеко от здания вокзала за помещением багажного отделения.
В 1913 году к основному зданию было пристроено новое, расположенное слева от него перпендикулярно к старому зданию. В 1953-1956 годах здание вокзала, который уже имел к тому времени название Московского, было реконструировано по проекту Б.Д. Сергеева, К.И. Гурьева и Р.Г. Челнокова. В своей старой части, построенной в 1868 году, вокзал получил мощный шестиколонный портик,столь привычный для нас в настоящее время. На карнизе и аттике портика были сделаны барельефы и лепные детали. Получили новую отделку внутренние помещения вокзала. В главном его зале в верхней части стен были выполнены большие живописные картины на сюжеты героического труда и отдыха советских людей. В 1970-х годах справа от главного здания вокзала было сооружено здание пригородных касс и багажного отделения, были сделаны также подземные переходы из здания вокзала на платформы первого и второго пути. В 2004-009 годах была проведена последняя большая реконструкция платформ, здания вокзала.
От Курского вокзала отправлялись по городу пассажирские и грузовые извозчики, транспорт традиционный для Тулы в начале ХХ века. Расчеты с извозчиками осуществлялись по таксе, утвержденной Городской Думой. Отсюда начинался первый маршрут тульской конки, который связывал Курский вокзал с Киевской заставой, а с 1927г –тульского трамвая. Площадь, которая сложилась у здания, постепенно благоустраивалась. Она была приведена в порядок и заасфальтирована. Летом 1900 года по предложению начальника станции "Тула" Прокофьева был разбит сад со сценой для летнего театра и площадкой для фейерверков. В ход в сад был платным и стоил 10 копеек. Сквер на площади Московского вокзала существовал до 1960-х годов. Он был украшен гипсовыми фигурами шахтера и пионеров. Летом на траве сквера и в тени его деревьев ожидали поездов пассажиры. В 1960-70-е годы площадь Московского вокзала была еше более расширена. На ней было построено здание гостиницы «Москва».
Вокзал был свидетелем многих встреч и событий, о чем свидетельствуют мемориальные доски на его здании. На вокзале часто бывали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Н.С. Лесков, П.И. Чайковский, С.И. Танеев. В 1904г через Тулу проезжали русские моряки – герои «Варяга» во главе с его командиром В.Ф.Рудневым. Туляками была устроена им торжественная встреча и подарены сувениры: тульские гармони, пряники, охотничьи ружья, модель скоростной морской пушки. 26 августа 1909г через Тулу проезжал император Николай II с императрицей Александрой Федоровной и детьми. Царскому семейству были подарены специально изготовленные для них самовары на фабрике наследников В.С. Баташева. В январе 1977г на Московском вокзале руководство Тульской области и Тулы встречало Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.
Сергей Иванович Демидов