Тула ушедшего века

Подписка на новости

Что бывало

Совсем как в Москве. Полная история тульских подземных переходов

Московский вокзал и первый подземный переход в Туле. 1990-е годыГлавные ворота Тулы

Именно так называли первый тульский переход – главными воротами Тулы. Само собой ворота у дороги ставить не будешь. Поэтому первый в истории областного центра подземный переход построили на Московском вокзале и открыли в декабре 1970 года.

К этому времени ежегодный поток пассажиров, проходивших через вокзал, исчислялся миллионами человек. Только в летнее время каждый день через Тулу проходили несколько десятков поездов, следующих на юг или в сторону Москвы. Соответственно на перроне иногда действительно было тесно, а из-за рискового нашего народа, не любившего ждать лишних пяти минут, даже опасно далее

Волнения таксистов на площади Ленина. 23.07.1990

Недовольные водители на площади Ленина. Фото Андрея Лыженкова23 июля 1990 г. на площади Ленина в Туле прошел митинг таксистов, требовавших убрать всех южных торговцев из города.
Причиной всех этих событий стал конфликт двухнедельной давности, когда четверо кавказцев избили таксиста. По одной версии – за то, что заломил цену, по другой пассажиры вели себя грубо, и отреагировали на сделанное им замечание. Не исключено, что соответствовали истине обе версии сразу. Как бы то ни было, у избитого были сильные травмы головы и других частей тела.

За две недели после случившегося видимой реакции со стороны тульских властей не последовало. Тульские газеты вообще об этом молчали. Хотя страсти в городе постепенно нагнетались. Под кавказцами в то время понимали продавцов, оккупировавших центральный рынок, из-за чего цены для большинства населения там держались очень высокие. Говорили о том, что рыночная мафия ничего не боится, в милиции и ОБХСС у нее все схвачено. Общее настроение всех горожан – надо навести порядок.

Пока милиция раскачивалась, таксисты решили сами искать справедливости; собрались перед центральным рынком на Хлебной площади и пытались въехать туда на машинах. Милиция тут же отреагировала. подробнее

Как Сталин в Щекино ночевал

Фото дома, где ночевал Сталин. Из архива А. И. ГиллераВ августе 1948 года И.В. Сталин совершил путешествие на автомобиле по стране, которая восстанавливалась после войны. Во время этой поездки глава государства переночевал в Щекино.

В нашем распоряжении оказался интереснейший фотодокумент из архива бывшего управляющего трестом «Щекинуголь» Абрама Иосифовича Гиллера. Предположительно, что именно в его доме и ночевал вождь. Мы употребляем здесь слово «предположительно» вот почему: известно, что

И.В. Сталин ночевал в доме управляющего трестом «Щекинуголь», но был ли в тот момент управляющим А.И. Гиллер, пока не выяснено. Однако в его архиве сохранилось фото, надпись на обороте которого свидетельствует, что Сталин ночевал в Щекино. И этот дом сохранился. Его нынешний адрес: город Щекино, улица Советская, 42. подробнее

Мозаичные панно на тульских хрущевках

Мозаика на тему покорения космоса. ул. Ложевая, 129В 1960-е годы на панелях пятиэтажных домов в нашем городе стали появляться мозаичные панно на тему пропаганды социалистического строительства, космоса, науки и образования (с изображением МГУ). Все они созданы в конце 1960-х годов на хрущевках серии 1-335АТ (тульская). Панели для них производились на двух заводах — алексинском ЖБИ и ЗКД (Завод крупных деталей). Районами, где первыми стали возводить данные дома, стал Пролетарский (ул. Мичурина/Ложевая) и Советский (ул. Халтурина). Сегодня эти мозаики, знакомые многим с детства, потускнели и местами осыпались. Однако эти декоративные элементы являются памятниками советской эпохи и безусловно должны быть сохранены!

см. фото мозаик на хрущевках

Авоськи, они же напраськи

1959 год. Улица Коммунаров в районе современного сквера Тулякам-Героям. Фото Владимира Полюбина. В руках женщины (Веры Михайловны Полюбиной) - авоська.Авоська — сетчатая, сплетённая из суровых нитей хозяйственная сумка, используемая преимущественно для посещения рынков и магазинов. В сложенном виде авоська занимает очень мало места, и поэтому её удобно брать с собою в дамскую сумочку, в портфель или в карман.
Во времена дефицита в СССР люди нередко носили авоську с собой на случай — авось удастся что-то купить (обычно в обеденный перерыв или по дороге с работы домой). Кроме того, в советских магазинах не было полиэтиленовых пакетов для покупок, и сумку нужно было приносить с собой.
Чтобы авоськи было удобнее держать, они иногда выпускались с надетыми на ручки гибкими трубками. Название «авоська» происходит от русского слова «авось» («возможно», «надеюсь, что»). Слово «авоська» существовало уже в начале 1920-х. Графиня Александра Львовна Толстая пишет в 1920-м: "Люди шли по мостовой, таща за собой санки, или несли мешки, сумки, прозванные „авоськами“ — авось что-нибудь раздобудут,— кусочек масла, конины, сухую воблу или селедку".
Существовало также шуточное анти-название авоськи - "напраська"

Фотографические заведения "Триумф" и "Победа"

Фотоотпечаток заведения «Триумф» . 1913 годФотографическое заведение «Триумф» - один из немногих образцов фотокабины-автомата в Туле начала ХХ века. Фотокабины были изобретены в 1888 году и были распространены в мире и в России. Производились они американской компанией “Photomaton” . Фотокабина состояла из двух отсеков, в одном из которых располагался клиент (клиенты), а в другом смонтировано оборудование. Аппаратный отсек содержал погружной фильм-процессор револьверного типа, купюроприемник и осветительные фотовспышки. Съемка велась на обращаемую фотобумагу без промежуточного негатива, благодаря чему время готовности не превышало 3-5 минут. В процессе работы автомата через определенный интервал времени последовательно делалось несколько снимков (чаще всего 4), которые получались в виде серии на полоске фотобумаги. Размер фото составлял 6,5х4 и 4х4 см. подробнее

Стиральная машина "Тула-2"

1962 год. Завод «Штамп». Стиральные машины «Тула-2»Совсем недавно, всего 60 лет назад, наш город славился не только пряниками, самоварами и оружием. В Туле производились вполне конкурентные промышленные товары длительного пользования. На «Туламашзаводе» выпускались мотороллеры и швейные машинки, на Комбайновом заводе – газовые плиты, а на заводе «Штамп» - стиральные машины. О них сегодня и пойдет речь.
В конце 1950-х появилась потребность в автоматизации процесса стирки. В те времена она была связана прежде всего с использованием реле времени. Первой моделью стиральной машины, снабжённой простейшим реле времени (таймером), явилась «Тула-2» (1959 год). Машина была рассчитана на одновременную стирку двух килограммов сухого белья; она снабжалась насосом для удаления стирального раствора и ручными механическими валками для отжима белья. Продолжительность стирки от 1 до 5 минут. далее

Детский сад на ул. Карла Маркса. Начало 1970-х. Воспоминания Руслана Исаева.

С Игорем Дроздовым у старой 25 школыДавно это было, давно. А вот перед глазами все, будто вчера, и люди, и дома, и солнце светит, и звуки машин проезжающих, и  смех в нашем детсаду, запахи лета и шум деревьев на нашей игровой площадке… А прошло почти полвека.  Позвольте поделиться некоторыми эпизодами из того периода, пришедшего на время детсадовского времени.

Детский сад наш находился на улице Карла Маркса. Номер дома не помню, но конечно помню его расположение. Это старый тульский район Чулково, рядом с железной дорогой, лесопосадкой и рекой Упой, которая протекала практически метрах в 200-300 от сада, надо только было перейти жд и лесопосадку.  Главный фасад здания выходил на улицу Карла Маркса, в нескольких метрах от поворота на улицу Кирова.

Это был старинный двухэтажный дом. Первый этаж, где собственно и располагался  сад – кирпичный, стены которого были отштукатурены в светлых тонах. А второй этаж(жилой) – деревянный с отдельным входом. Там проживало несколько семей. Внутренний двор объединял еще два дома, тоже двухэтажных, но деревянных. Как я потом случайно узнал у этого места даже было свое название ( к сожалению не запомнил) и оно имело свою историю. Рядом с этими домами стояли деревянные сараи, а внутри двора была колонка для воды. подробнее

Как Ротницкий детей к Толстому водил

Бюст А.С. Пушкина в Детском саду. 1900-е годы. С открытки И.В. МигуноваХочу рассказать об одном событии, которое навсегда запечатлелось в моей памяти. Летом я и другие ребята иногда уходили в Пушкинский сад на Киевской улице. Там было много зелени. В сад собиралось много людей. Киевская улица, главная в Туле, была шумной, по ней ездила конка, проходило много разного люда, а в саду, кроме нас, детвора с Центрального переулка, хорошо одетые мальчики и девочки, которые катали обруч, играли в мячи, большие, красные с синим, - все это под присмотром нянек и матерей. Часто в сад заходил один молодой человек. На вид ему было около 18-20 лет, красивый, высокий, хорошо одетый: в перелине-крылатке и в шляпе. Лицом он напоминал поэта Надсона. Звали его Ротницкий Лев (Арий - прим.адм.) Давыдович. Был он сын богатых торговцев железом и скобянкой. От скуки или по каким другим причинам, этот Ротницкий часто собирал нас, ребятишек, в возрасте 8-12 лет, заводил с нами беседу, выдумывал какие-нибудь игры или что-нибудь рассказывал нам. подробнее

Всесоюзная велогонка 1956 года. Тульские кадры

На этом фото, сделанном на площади Восстания запечатлен сам Г.А. Липскеров. Он стоит слева около «Победы»Всесоюзная многодневная велогонка по «большому кольцу» Москва - Минск - Киев - Харьков – Москва началась 19 июля 1956 года. Старт прошел в Парке культуры и отдыха имени Горького после чего спортсмены проехали по шоссейным дорогам страны более 2600 км. Гонка финишировала 5-го августа на стадионе в Лужниках, проходила она и через Тулу, где было сделано несколько фото. Фотокорреспондентом соревнования был Георгий Абрамович Липскеров. Он попал на один из снимков, сделанных в Туле.  Георгий Абрамович Липскеров (1896-1977) — советский фотограф и кинодокументалист. Участвовал в Гражданской войне. Свою профессиональную деятельность начал в 1923 году. Работал фотокорреспондентом в «Союзфото», затем в фотохронике ТАСС. Его фотографии печатались в московских периодических изданиях. Наряду с фотографией занимался спортом — был чемпионом Москвы по тройному прыжку, чемпионом страны по гребле, занимался парашютным спортом и лыжами. Липскеров был фоторепортёром армейской газеты «За Родину». далее

Форма входа