Загадочный альбом
Многие тульские церкви – Староникитская, Владимирская (Николы за валом), Успения в Павшине, Святодуховская (Георгия на Хопре) и другие – не были запечатлены в дореволюционное время и в первые годы советской власти ни на открытках, ни на фотографиях. Они видны лишь издали на панорамных снимках города, зачастую на фото закрыты другими зданиями. Изначальный облик этих храмов в советское время был сильно искажен. Между тем в конце XIX века имелась уникальная возможность сохранить их изображения на века…
В деле архива Тульской духовной консистории сохранилось адресованное этому ведомству предложение тульского дворянина, титулярного советника Георгия Андреевича Михнева. 6 октября 1899 г. он писал:
«Желая прийти на помощь беднейшим ученикам Тульского духовного училища <…>, я предпринял снятие фотографических снимков со всех церквей города Тулы, чтобы составить особый альбом к предстоящему 17 октября сего года торжеству столетия Тульской епархии.
Ныне я желал бы получить от епархиального начальства разрешение на подписной лист для лиц, кои изъявили бы желание получить таковой альбом от меня по цене по 14 рублей за экземпляр, более чем в 50 снимков.
Всю сумму, могущую быть собранной от продажи 100 и более, по мере требования этих альбомов, за исключением расхода на приобретение материалов и уплаты переплётчику за работу, я желал бы отдать в особый фонд упомянутого училища»1.
В других документах, адресованных в консисторию, Г.А. Михнев сообщал: себестоимость альбома составляет 9 рублей, а прибыль, предназначенная для духовного училища, - 5 рублей с одного экземпляра. Он просил консисторию помочь с распространением издания, а также разрешить выпуск брошюры с каталогом снимков2.
На фотографиях были внешние и внутренние виды тульских храмов, а также наиболее ценная церковная утварь. Г.А. Михнев привел перечень церквей, которые собирался включить в свой альбом: Заводская с интерьером (Воскресенский собор, что на Старом городище. – Н.К.), Иоанна Предтечи с интерьером (домовая церковь в Архиерейском доме. – Н.К.), Архиерейский дом, Казанская, кремлевские соборы, храмы женского Успенского монастыря, церковь Петра и Павла, Николочасовенская, Апостольская (Сошествия Святого Духа на Апостолов, или Георгия на Хопре. –Н.К.), Завальская (Владимирская, или Николы за валом. – Н.К.), Староникитская, Троицкая, Спасская с интерьером, Сретенская, Пречистенская с интерьером, Сергия Радонежского с интерьером, Вознесенская, Николо-Зарецкая, Черниговская с интерьером, Донская с интерьером, Рождества Христова, Благовещенская, Флора и Лавра, Ильинская, Александра Невского, Покровская3.
В резолюции епископа Тульского и Белевского Питирима говорилось:
«Намерение, с которым г. Михнев желает выпустить в свет свой альбом, конечно, доброе. Но нельзя забывать, что г. Михнев только фотограф-любитель, почему и альбом его далеко не отличается тою чистотою работы, какая всегда отличает фотографа-специалиста; к тому же и цена назначена не особенно умеренная. Рекомендовать поэтому его альбом нашему епархиальному складу, а через него и всем учреждениям, подведомым Епархиальному начальству, - неудобно. Не примет ли г. Михнев на себя все хлопоты по распространению своего альбома?»4
На этом архивное дело заканчивается. Видимо, получив отказ, титулярный советник так и не выпустил альбом с видами тульских храмов.
Именно этим предположением, подкрепленным, в частности, тем, что никто из знакомых мне краеведов не знал об этом альбоме, я и закончила публикацию данного материала под названием «Неизданный альбом» в «Тульском краеведческом альманахе» (№ 8, 2011).
Однако, как выяснилось после этой публикации, в феврале 1969 г. в газете «Коммунар» была опубликована статья историка-архивиста, краеведа А.А. Петухова «Запечатленная история». Аркадий Аркадьевич — старший научный сотрудник и зав. отделом Государственного архива Тульской области, сотрудник областного партархива, автор около 500 краеведческих публикаций. Приведем полностью его публикацию из «Коммунара»:
«С недавнего времени туляков очень порадовали научные реставраторы, обновившие древний кремль, Успенский собор. К сожалению, мы лишены возможности видеть их внутренние красоты , созданные поколениями народных мастеров. О замечательных постройках мы знаем недостаточно. А ведь памятники прошлого — это дорогие реликвии истории
В связи с последним решением правительства издать сводный каталог памятников истории и культуры, в котором памятники нашей области должны занять соответствующее место, небесполезно вспомнить об одном забытом источнике.
Осенью 1899 года мелкий служащий земства, родом из Белева, Г.А. Михнев (в «Коммунаре» опечатка: «Михеев». - Н.К.) по собственной инициативе заснял и скомплектовал фотоальбом видов культовых зданий губернского центра. В нем были представлены: Успенский собор, церкви — Оружейная, Всехсвятская, Флора и Лавра, Вознесения и другие, выполненные по проектам и при участии В. Федосеева, К. Сокольникова, и взятые теперь под государственную охрану. Особую ценность имели фотографии, запечатлевшие картины, фрески, настенные изображения, внутренние убранства храмов, древние церковные облачения, уникальные сосуды.
Автор изготовил и распространил альбомы за свой счет. В наши дни михневские ( в «Коммунаре» - «михеевские». - Н.К.) альбомы затерялись и потому не привлекаются исследователями. Известен лишь один, далеко не лучший, экземпляр альбома.
Пользуясь случаем, просим читателей откликнуться и помочь в розысках этого краеведческого пособия».
Ксерокопию этой своей публикации из «Коммунара» мне любезно предоставил сам Аркадий Аркадьевич Петухов, после того, как ознакомился с моим материалом в «Тульском краеведческом альманахе». Он рассказал, что тогда, в 1960-е годы, один из пользователей Госархива Тульской области искал материалы о Михневе. А.А. Петухов общался с этим человеком, и тот рассказал ему об альбоме — то ли имел его сам, то ли у кого-то видел. К сожалению, Аркадий Аркадьевич не помнит ни фамилии этого человека, ни откуда он приезжал (вроде бы он был не из Тулы).
Естественно, архивиста заинтересовал этот загадочный альбом, и он, после публикации своей статьи в «Коммунаре», и сам занялся поисками сведений о Михневе. Ему удалось выяснить, что Михнев был родом из Каширы. Аркадий Аркадьевич просил помочь в поисках московских коллег-архивистов, но эти поиски успехом не увенчались.
Может быть, кому-то из посетителей сайта «Тула ушедшего века» известно что-либо о Михневе и его альбоме?
Будем благодарны за любую информацию об альбоме. Пишите или mike9693@yandex.ru Звоните 8 (4872) 31-25-17 в рабочее время
Наталия Кириленко