Неоновая реклама времен развитого социализма
История появления неоновой рекламы берет начало с 1912 года, когда в
Париже появилась первая светящаяся вывеска над маленькой парикмахерской на бульваре Мотмартр. В 1920-е годы неоновая реклама уже освещала города США и Европы. В СССР первое применение газосветной трубки в качестве рекламы произошло в 1931 году. А.Селезнев, инженер-светотехник, изготовил неоновую вывеску "Сад" для московского парка недалеко от Таганской площади. Затем стали появляться неоновые установки для кинотеатров и предприятий общественного питания. А после была война, и в СССР было не до неоновых реклам. С окончанием войны понадобилось определенное время, а именно десять лет для того, чтобы страна встала на ноги и вновь появилась потребность в яркой наружной рекламе. Настоящий бум неоновой рекламы в СССР пришелся на 1960-е годы, когда началось промышленное конвейерное производство неоновых трубок, используемых для изготовления наружной рекламы ("Газосвет" в Ленинграде и заводом газосветной рекламы в Москве). В Тулу неоновая реклама пришла в начале 1960-х годов. Одним из первых светящейся рекламой был оборудован кинотеатр "Космос". Неоновая вывеска появилась и над входом в тульский цирк, который был построен в 1962 году. Массовое использование неоновой рекламы и иллюминации пришлось на 1967 год, когда в Туле и по всей стране праздновалось 50-летие Октябрьской революции. В 1960-е годы газосветные установки появились на бетонных козырьках над магазинами в возведенных пятиэтажках-хрущевках - "Восход" на пр. Ленина, "Спутник" на ул. Октябрьской, "Спорттовары" в стадионном проезде и многих других. Неоновые вывески украсили фасады над кафе-"стекляшками" ("Луч", "Малыш", "Елочка" и др.) Надо отметить, что наружная реклама в СССР не была оружием в конкурентной борьбе, а сводилась к ознакомлению жителей с производимыми услугами и товарами, а также служила оружием пропаганды. Ярким примером такого использования неоновой рекламы в Туле стала композиция на торце дома №49 по ул. Октябрьской (см. фото), которая сохранилась до наших дней. Качество неоновой рекламы тех времен было достаточно низким - трубки быстро выцветали, электропроводка подвергалось коррозии, и через короткий промежуток времени вывески переставали светиться, однако необходимо признать и тот факт, что советская реклама отличалась от современной хорошим дизайном и композицией, ведь они разрабатывались профессионалами с высшим художественным образованием, к тому же проходили согласование в министерствах на очень высоком уровне. В целом советская наружная реклама отличалась от западной (да и современной российской) отсутствием агрессии и навязчивости, честностью и задушевностью.
После распада СССР в стране стала развиваться коммерческая реклама. Неоновая реклама стала по-настоящему массовой, часто теряя чувство меры. Но это уже совсем другая история...
Михаил Тенцер. Фото из коллекции автора, Владимира Щербакова, Сергея Устинкина