Тула ушедшего века

Подписка на новости

Что бывало

Детский сад на ул. Карла Маркса. Начало 1970-х. Воспоминания Руслана Исаева.

С Игорем Дроздовым у старой 25 школы

Давно это было, давно. А вот перед глазами все, будто вчера, и люди, и дома, и солнце светит, и звуки машин проезжающих, и  смех в нашем детсаду, запахи лета и шум деревьев на нашей игровой площадке… А прошло почти полвека.  Позвольте поделиться некоторыми эпизодами из того периода, пришедшего на время детсадовского времени.

Детский сад наш находился на улице Карла Маркса. Номер дома не помню, но конечно помню его расположение. Это старый тульский район Чулково, рядом с железной дорогой, лесопосадкой и рекой Упой, которая протекала практически метрах в 200-300 от сада, надо только было перейти жд и лесопосадку.  Главный фасад здания выходил на улицу Карла Маркса, в нескольких метрах от поворота на улицу Кирова.

Это был старинный двухэтажный дом. Первый этаж, где собственно и располагался  сад – кирпичный, стены которого были отштукатурены в светлых тонах. А второй этаж(жилой) – деревянный с отдельным входом. Там проживало несколько семей. Внутренний двор объединял еще два дома, тоже двухэтажных, но деревянных. Как я потом случайно узнал у этого места даже было свое название ( к сожалению не запомнил) и оно имело свою историю. Рядом с этими домами стояли деревянные сараи, а внутри двора была колонка для воды.

Игровая площадка  - находилась рядом с садом, но надо было пройти метров 20-30 через дворик и мимо деревянных сараев.. Она была огорожена деревянным забором и вход – через закрывающуюся деревянную калитку, ключ к которой брали воспитатели. Заходя на площадку, дети сразу разбегались, выбирая место « по интересам».  Прямо от входа были беседка, стоящая в тени большого дерева и большой деревянный корабль с капитанской рубкой. Именно на нем происходили все «величайшие походы» в страну циклопов, по неизведанным морям вместе с друзьями.  Справа – качели, к которым иногда надо было выстоять очередь. Классическая  песочница и в глубине двора -  сарай с инвентарем. По периметру площадки и в центре - стояли высокие старинные тополя, дающие тень в солнечные дни и таинственно шумящие. А через забор была улица,  по которой изредка проезжали машины и автобусы 4 и 18 маршрутов на остановку. И уже построенный новый 12 этажный красный  кирпичный дом с продовольственным магазином на первом этаже.

Вход в сад был с восточной стороны. Небольшой предбанник и далее по ступенькам вниз в цокольный этаж, где была раздевалка. В ней стояли  шкафчики для верхней одежды и сменной обуви. Родители младшей группы заводили и переодевали, а старших просто доводили до входа , а переодевались они уже сами и спешили влиться в дружный детсадовский коллектив.

 Было три комнаты  - центральная с пианино, слева - спальня для малышей (кровати стояли стационарно), справа – группа для старших. Кровати доставались из специальных хранилищ на время тихого часа. Обедали в группе. Кухня, медкабинет и кабинет директора – между раздевалкой и группами (с левой стороны).  Ну и справа от раздевалки – умывальник и туалет. Руки мыли в обязательном порядке перед каждым приемом пищи, после прогулок.  Телевизора в группах не было.

Отдельной столовой в саду не было. Столы выставлялись прямо в группах, из кухни приносилась еда и наступало время приема пищи.  Утром был завтрак – конечно каша, молоко, вкусные булки. На обед предлагался горячий вкусный суп, второе, и десерт – компот/кисель. После тихого часа и прогулки нас вели на полдник – запеканка, чай, компот. И наконец ужин, на который я оставался крайне редко, т.к. меня обычно забирала мама сразу после 17 часов – время окончания ее работы в торговом училище, находившемся буквально в метрах 500 от сада.

Прогулка была  два раза в день. До обеда, после тихого часа перед полдником. Частенько родители забирали с игровой площадки. Уходить домой не хотелось и часто можно было услышать – ну еще 5 минут, сейчас…  Я очень  любил «воображать» перед мамой, когда она приходила за мной – катался высоко на качелях, носился и громко кричал, организовывал какие-то ситуации, в которых выглядел геройски…

Осенью  или весною 1973 г. Со мной произошло происшествие, которое также в некотором роде отразила устройство и порядок отношений в саду в то время. В нашей комнате старшей группы стояли обеденные (они же письменно-игровые столы). Кажется синего цвета. Углы у них были острые. И вот я, стоял спиной к этому углу, прислонившись. Кто-то двинул у стол, я не удержался и стал падать спиной. Ну и затылком прошелся по углу этого стола. Видимо здорово сорвал кожу. Пошла кровь. Наверное я зарыдал. Поднялся шум. Прибежали воспитатели, медсестра. Первично обработали рану и повели во взрослую поликлинику на Епифанской. В кабинет №5- хирург. В кабинете я немного струхнул, но старался не показывать этого. Довольно быстро и не очень больно наложили швы, перемотали голову бинтом ( прям красноармеец в гражданскую) и я гордо направился в детсад, где определенно чувствовал себя героем дня. Кстати старался не снимать повязку как можно долго, которая придавала мне героический вид. Снимать швы оказалось совсем не больно. Самое главное, что это происшествие не повлекло судебных исков и душещипательных разборов с выездом всевозможных омбудсменов.  Просто и по-человечески отнеслись к нему все. Наверное всё-таки сделав какие-то выводы для персонала.

Дни рождения отмечались всей группой. Юбиляра после обеда поздравляли все – дети и воспитатели. Группа собиралась в  комнате, виновника торжества выдвигали в центр и начинались «славословия» в его адрес. Тон задавали воспитатели, а продолжали друзья-товарищи.  Преподносился подарок  от лица «заведения» - официальный. Например книжка, цветные карандаши, альбом… И от лица желающих – можно было нарисовать картину, сделать аппликацию, ну или просто подарить подписанную открытку.  В общем, дни рождения, впрочем как и другие праздничные даты всегда были « на карандаше» и отношение к ним было ответственное, коллективное!

Как и в любом другом  учреждении подобного профиля, концерты и утренники были одним из составляющих элементов повседневной жизни. Проводились они практически каждый месяц и были приурочены к каким-либо датам – будь то 23 февраля, 8 марта и конечно, Новый Год.

Как раз перед наступающим 1974 и проходил один из таких концертов. Уверен, что репертуар его был классическим и неизменным , но все же попытаюсь вспомнить некоторые детали:

Начался он после завтрака. В большой комнате (окна на ул. Карла Маркса) была установлена елка. Причем ее появление для нас было в некотором смысле неожиданным, т.к. еще вчера вечером ее не было. Елка была наряжена и переливалась светом электрических гирлянд. Гул, стоявший в воздухе от разговоров вдруг внезапно стих и в комнату вошли Дед Мороз и снегурочка. Градус восторга начал расти. Я тоже был под впечатлением, хотя в лицах этих сказочных персонажей улавливались некоторым образом черты нашего завхоза – дворника-истопника  (имя не помню) и новой молодой воспитательницы. Но сомнениям этим я не дал возобладать над очевидным и продолжил следить за происходящим. Был концерт,  в котором принимали участие дети, подготовившие номера. И я , изрядно волнуясь и бледнея выступил с сольной партией на металлофоне ( такая небольшая черная коробочка с металлическими клавишами, по которым надо стучать молоточком) с бессмертным произведением «Жили у бабуси..». Был хоровод с дедом Морозом и Снегурочкой, были конечно же и подарки! Красочные подарочные коробочки с конфетами, шоколадками и мандаринами. И самое главное – на концерте были наши родители и родственники. От нашей семьи – моя Бабушка. Лица их светились счастьем, видя своих чад!

Я запомнил этот день очень хорошо. Видимо в нем сконцентрировалось много добра и тепла, как впрочем и  другие дни того замечательного времени.

Проходили новогодние праздники, время двигалось к весне и для детей, чей возраст в наступившем году становился 7 лет – наступала время подготовки к поступлению в школу. В негласной детсадовской  иерархии такие дети становились самыми старшими  – «подготовишки». С это6го момента, по определенному графику они начинали посещать школу, в которую планировали поступать. В школе проводились занятия с учителями  начальных классов по изучению букв, письму, общим вопросам. Делалось это бесплатно. Хотя наверное в каждой семье занятия подобного плана проводились и родителями. Но как бы то ни было, такие мероприятия безусловно способствовали как образовательной, так и общепсихологической0 подготовке детей.

Заканчивался май 1974 г. День выдался немного пасмурным. Нас, подготовишек, пригласили в группу, где собрался весь коллектив сада – воспитанники, персонал, воспитатели. Конечно же мы знали причину этого собрания, но все равно было очень волнительно и торжественно. Мы стояли в центре зала. Выступил директор сада. Насколько я помню, она говорила о том, что вот и заканчивается наш беззаботный период жизни и наступает новый – более серьезный и ответственный. О том, что мы не должны забывать всех тех, кто занимался нашим воспитанием в саду, и чтобы мы учились и росли порядочными людьми. После чего нам подарили настоящие кожаные портфели. И мы, невероятно гордые таким подтверждением нашего нового социального статуса уже практически считали себя настоящими первоклашками!

А позже пришла мама, забирать меня из сада. Меня и еще нескольких ребят вышли провожать наши воспитатели, которые стояли и махали нам вслед… Так и закончился тот день и тот золотой  этап  моего детства.

*

Сад прекратил свое существование в 90-х. После него в доме располагалось какое-то учреждение. Но в последствие здание  было разрушено и на его месте теперь автомобильная стоянка.

К сожалению я не помню имен наших замечательных воспитателей, нянечек. Но в памяти осталась их доброта и забота, любовь к нам и порученному делу. Помню и имена своих друзей - Стрельцова Светлана, Шерстобитов Игорь, Глебов Саша, Дроздов Игорь, Баженов Михаил, Марк Хайт. И если кто-то может поделиться своими воспоминаниями о нашем саде, было бы замечательно. Тем самым мы сохраним еще один небольшой кусочек памяти для следующих поколений.

Руслан Исаев

Читать еще

Форма входа