Тула ушедшего века

Подписка на новости

Что бывало

Совсем как в Москве. Полная история тульских подземных переходов

Московский вокзал и первый подземный переход в Туле. 1990-е годыГлавные ворота Тулы

Именно так называли первый тульский переход – главными воротами Тулы. Само собой ворота у дороги ставить не будешь. Поэтому первый в истории областного центра подземный переход построили на Московском вокзале и открыли в декабре 1970 года.

К этому времени ежегодный поток пассажиров, проходивших через вокзал, исчислялся миллионами человек. Только в летнее время каждый день через Тулу проходили несколько десятков поездов, следующих на юг или в сторону Москвы. Соответственно на перроне иногда действительно было тесно, а из-за рискового нашего народа, не любившего ждать лишних пяти минут, даже опасно. Опять же в то время как раз запустили электрички Тула – Москва, на которых жители города ездили в столицу большей частью не по музеям.

Высокая загруженность имела и свои плюсы. Отчислений на строительство от полученных за последнее время доходов железнодорожникам хватило, чтобы профинансировать все работы самим. Строительство подземного перехода на Московском вокзале было неплановое, по прямому договору с мостоотрядом. При таких условиях финансирование объекта, снабжение материалами ложилось на плечи заказчика. Но кто ж откажет железнодорожникам. На помощь им пришли местные предприятия, в первую очередь тульский завод железобетонных изделий, поставлявший на объект раствор, бетон, блоки.

Во время строительства вывезли 3 000 кубометров грунта. Работы пришлось в болотистом грунте, это было особенно непросто. Тем более, что это был первый в истории города подобный объект. При этом работу вокзала и движение поездов остановить было невозможно, что создавало дополнительные трудности. Поэтому старались все делать быстро, практически каждую смену перекрывая план. Зато в итоге вместо полутора лет, предусмотренных проектом, уложились в год. Это, кстати, вообще оказалось потом фирменным стилем при строительстве многие таких объектов в Туле. Планировали как лучше – за полтора года, а получалось как всегда – за год.

Тоннель получился длиной в 55 метров, с выходами на платформы, в кассовый зал и на привокзальную площадь сразу к городскому транспорту – совсем как где-нибудь в Москве, Киеве или Ленинграде. Туляки с особым удовольствием пользовались новинкой, был в ней какой-то столичный шарм. Ведь никакими другими удобствами они еще не были избалованы.

В то же время был обещан другой подземный туннель на Московском вокзале, который начинался бы от нового кольца трамвая и опять же на платформы. Но эта идея была осуществлена только в восьмидесятые годы, на пике знаменитых колбасных электричек.

 

Зима 1975-76 годов. Строительство подземного перехода между корпусами ТПИ. Фото Бориса БарышниковаПодарок студентам

В 1976 году в Туле сдали в эксплуатацию первый подземный переход под главной городской магистралью – на проспекте Ленина, между двумя корпусами политехнического института. Вообще, что бы теперь кто не писал, у каждого подземного перехода в Туле была своя, важная история. Поэтому выбор места был не случаен. Необходимость в данном случае обусловлена тем, что студенты, спешащие из корпуса в корпус, конечно же редко пользовались светофорами, установленными на соседних перекрестках. И вообще не считали нужным делать такой крюк, тем более в короткой паузе между лекциями.

Есть даже точная дата, когда начались работы – 19 августа 1975 года. Переход делали достаточно просто. Перегородили до середины проспекта движение, обнеся его забором, и выкапывали большую траншею открытым способом. После чего сверху укладывали бетонные плиты. Когда работы на одной части будущего перехода были закончены, в середине октября перешли на другую сторону проспекта. Известно также, что смета на строительство этого перехода составила 180 000 рублей.

В тульских газетах отмечался потом еще один интересный факт. Переход стал первым объектом молодого мастера из пятого управления «Тулпромстроя» Николая Воронкова, выпускника как раз Тульского политехнического института. Где учился, там и сгодился.

Проектировали переход в Москве, так что по замыслу он ничем не должен был отличаться от столичных. Для удобства пешеходов под ступеньками сходов проложили даже тепловые батареи. Хотя работы продвигались с некоторым трудом. Часто подводили поставщики с Алексинского завода железобетонных изделий, откуда приходили некачественные плиты.

После того, как основные работы завершились, за дело взялась единственная в управлении «Отделстрой» бригада редкой тогда специальности лепщиков, выполнившая орнаментированный карниз перехода. Сначала лепщики делали из шамотной глины модель, потом отливали гипсовую форму. И еще месяц в мастерской «Отделстроя» готовили все детали карниза. Одновременно с лепщиками звено плиточников выкладывало черным «кабанчиком» стены перехода.

Параллельно благоустраивали территорию. Дорожники покрыли асфальтом почти две с половиной тысячи квадратных метров тротуаров и проезжей части проспекта. Переход был сдан в эксплуатацию в середине мая 1976 г.

Однако приживался он в Туле долго. Дело в том, что этим переходом сломали уже устоявшиеся для всех окрестных жителей порядки. Прежде было две транспортных остановки – на улице Агеева и на улице Циолковского. Никому тогда не казалось, что они расположены слишком близко друг к другу. Теперь же их объединили в одну, и чтобы сесть на троллейбус, надо было пройти больше обычного.

Но если бы только это. По замыслу переходить дорогу на перекрестке улицы Агеева с проспектом теперь не было никакой необходимости, ведь буквально в ста метрах от этого места появился прекрасный подземный переход, как в Москве. Однако, упрямые туляки не спешили делать крюк, и топали через дорогу по старинке. И тут началась борьба хорошего с еще более хорошим. Туляков решили заставить ходить по переходу. На проблемном перекрестке начал дежурить работник ГАИ, который когда предупреждал, когда штрафовал нарушителей. Или подъезжал милицейский жигуленок, который через громкоговоритель объяснял нарушителям, чего конкретно от них хотят городские власти. 

По большей части присутствие гаишников, конечно, несколько настораживало. Но как только они исчезали, люди опять выбирали более короткую дорогу.

Борьба эта длилась много лет, и закончилась полной победой здравого смысла. Переход не закопали, но и ходить через перекресток тоже разрешили. Сразу же отпала необходимость в специальном работнике ГАИ, которому, к тому же, приходилось разрываться. Ведь нарушали не только в этом месте. Наиболее безрассудные студенты по-прежнему старались перейти дорогу как раньше, не опускаясь под землю. И вот это заканчивалось настоящими трагедиями – некоторые молодые люди попадали под колеса транспорта, иногда со смертельным исходом.

В историю студенческого перехода вошла и табличка, которую в 2017 году некие активисты из организации «Белое дело», повесили над входом под землю в память о Верховном главнокомандующем в период гражданской войны. Табличка гласила: «В этой стране жил выдающийся русский офицер, ученый и исследователь А. В. Колчак». Сняли ее достаточно быстро. Конечно, вряд ли устроители акции мыслили так широко, но забавно, что неподалеку отсюда есть улица имени академика Обручева. А в одном из его главных романов – «Земля Санникова» есть эпизодический персонаж, который можно ассоциировать как раз с Колчаком, принимавшим участие в обсуждении экспедиции на Землю Санникова. Известно ведь, что Александр Васильевич был еще и полярным исследователем, одним из тех, кто как раз искал эту самую легендарную Землю Санникова.

 

1977 год. Подготовка к строительству подземного перехода в районе ул. Каминского. Троллейбусные провода перенесли к центру улицы и перенесли остановку (она вдали, где стоит дальний троллейбус). Фото из коллекции Владимира ЩербаковаПо дороге на рынок

В 1978 году в Туле открылся любимый переход московского блогера Ильи Варламова, высокомерно назвавшего его «градостроительной ошибкой» – на проспекте Ленина напротив почтамта. Опять же «жуткий», пользуясь его терминологией. Почему выбрали именно это место, теперь достаточно сложно понять. А вот тогда ответ был очевиден. Люди ехали до остановки «Улица Каминского», чтобы отправится затем на Центральный рынок. По тем временам это была одна из самых бойких точек города в выходные дни. Сейчас, когда морковку, мясо и картошку можно купить рядом с домом в одном магазине, Подземный переход на Каминского после открытия. Первые годы параллельно существовали надземный и подземный переходы. 1978-79 ггактуальность такой поездки утеряна. Но в семидесятые годы проблема была еще крайне важна – на базар и с базара ехали огромные толпы людей.

Конечно, жаль, что тогда не могли прислушаться к мнению еще не родившегося продвинутого московского мыслителя, однако и нынешним оценщикам нашей «провинциальности» это тоже урок. Прежде чем нести наукообразную чушь, неплохо бы для начала изучить матчасть, то есть историю предмета, о котором говоришь.

Хотя кое в чем Варламов оказался прав, говоря, что наличие перехода Слепой музыкант с собакой-поводырем уже давно стал легендой перехода на Каминского. Ноябрь 2008 годапровоцирует нарушать правила тех, кто не хочет опускаться под землю. Но некоторые же и двойную сплошную по доброй воле пересекают, это не значит, что ее не надо рисовать на дороге вовсе. То, что это место также надолго стало одной из автодорожных проблем города – факт. И здесь пришлось поставить на вахту строгого работника ГАИ с полосатой палочкой. Что  все равно останавливало далеко не всех нарушителей.

Вот, например, какая умилительная сценка была описана в газете «Коммунар» в апреле 1979 года. Внимательный читатель, конечно, оценит особенности времени – в газетах не принято было называть граждан на Б., В. и прочие буквы алфавита. Все фамилии нарушителей публиковались полностью. Иначе, в чем же критика?

«5 апреля старший техник отдела изысканий института «Тулагипросельхозстрой» М. Е. Дерябин, будучи совершенно трезвым, пересекал проезжую часть в районе подземного перехода на углу проспекта Ленина и ул. Каминского в неположенном месте. Здесь в 16 часов 25 мин. особенно оживленное движение автомобилей. Но Дерябин не воспользовался специально построенным подземным переходом, а, мешая работе транспорта, пошел через улицу.

Водитель такси В. П. Раракин начал сигналить, предупреждая нарушителя-пешехода, но тот не обращал внимания, шел дальше. Грубое нарушение правил дорожного движения заметил инспектор патрульной службы, младший сержант милиции А. П. Морозов, стал подавать сигналы свистком. Тогда, бравируя своей «смелостью», а точнее невоспитанностью, М. Е. Дерябин вернулся обратно и еще раз пересек улицу, не прибегнув к подземному переходу.

Подобное неуважение к «закону дорог», как и следовало ожидать, не могло остаться безнаказанным. Сотрудники ГАИ остановили нарушителя. Как обычно, к месту происшествия собрались зеваки. Среди них нашлись «добренькие» дяди и тети, которые вместо того, чтобы осудить бестактность Дерябина, стали за него заступаться: «Да что он сделал такого? Чего пристали к человеку?»

Но правильно поступили работники милиции, пресекшие подобные действия гражданина Дерябина, граничащие с хулиганством. Это подтвердил и сам нарушитель правил, внеся на следующий день в кассу №11207 штраф – десять рублей».

Только представить эту картину! Есть переход, по проспекту достаточно оживленное движение транспорта, стоит милиционер, и фактически за его спиной кто-то все равно норовит перебежать дорогу.

Переход на улице Каминского тоже в каком-то смысле оказался в московском стиле. В девяностые годы его оккупировали многочисленные торговцы – газетами, галантереей и прочей мелочевкой. Ряды торговцев стояли плечом к плечу от одного края до другого. И торговля у них шла бойкая. В то время как раз торговля и прочие мероприятия в переходах почему-то стали особенно популярны. Вспомнить, например, фильм Дмитрия Астрахана «Перекресток», где в переходе играла популярная некогда группа «Дядя Алик», и никого из зрителей фильма это не удивляло.

Убрали же тульских торговцев носками и газетами сразу же после взрыва в подземном переходе в Москве на Пушкинской. В Туле на это происшествие отреагировали своими антитеррористическими мерами и переход моментально опустел.

9 июля 1980 года. Открытие Перехода у автовокзала. Фото из коллекции Сергея ГусеваРоза, пробившая гильзу

В олимпийском 1980 году в Туле, в районе автовокзала, открыли самый помпезный из всех тульских переходов. Он и сейчас выделяется своим внешним видом, а в то время был почти произведением искусства.

Работа по его сооружению начались в июне 1979 г. По нормативам на такого рода объекты отводится полтора года, однако строители пятого управления Тулпромстроя как всегда взяли обязательство сделать все за год – чтобы приурочить к моменту прибытия олимпийской эстафеты. Хотя, учитывая, что Подземный переход у автовокзала сразу после открытия. 1980 годкрасивый переход не могли не сдать к моменту прибытия в Тулу эстафеты олимпийского огня, сначала, наверное, определились со сроками. А потом стали судить-рядить, как все обставлять. Негоже если открытие Олимпиады в Москве тульские строители не отметят своими рекордами. Стыд на весь мир.

Трудиться приходилось в сложных условиях, ведь полностью перекрыть движение на этом перекрестке было невозможно, поэтому дорогу перегораживали частично, без остановки движения основных видов городского транспорта. Но все равно выходило тесновато.

С трамваем вообще получилось неудобно. Из-за строительства подземного перехода в июле 1979 года движение трамваев, которые идут по улице Ф.Энгельса, остановили на две недели. Однако поставщики, как всегда, подводили и подводили. Уложиться к намеченному сроку 31 июля так и не удалось. Пришлось продлить локаут еще на весь август, а там и сентября немного зацепили. В итоге вместо двух недель нарисовалось почти два месяца.

На все это время, правда, запустили по имеющимся рельсам две трамвайных сцепки, курсировавших от автовокзала до улицы Советской. Так что те пассажиры, кто привык пользоваться трамваем или приобрел месячный проездной билет, продолжали пользоваться любимым видом транспорта. Правда, ждать приходилось долго – иногда аж по полчаса. Но все равно ждали. Особенно те, у кого проездной только на трамвай.

Всего на этом объекте трудилось 35 человек, включая студентов стройотряда политехнического института и присланных с предприятий города плотников и землекопов. Студенты работали усердно – все ж таки были на заработках. А вот командированные с предприятий для рытья траншей, большей частью загорали на травке, оказались не слишком загружены. Опять же какой завод отправит на синекуру работоспособного и старательного землекопа. Такие самим нужны. А здесь у них был свой круг общения. В конце лета, например, забухал прораб, и перестал появляться на стройплощадке вообще. Пришлось срочно искать ему замену.

Также стройку периодически лихорадило из-за отсутствия техники, которую не всегда присылали вовремя. Да еще не выделили ставки сторожа, а забор вокруг стройки не очень-то пугал, и местные жители слегка подтыривали отсюда стройматериалы.

С приближением срока прибытия олимпийской эстафеты работы все-таки ускорили, и сдали объект с оценкой «хорошо». Всего в этой работе были задействованы одиннадцать различных строительных организаций. Сама стройка обошлась без малого в семьсот тысяч рублей.

Переход открыли 9 июля 1980 г. Торжественная процедура открытия проходила со стороны главного корпуса политехнического института. В полдень, после короткого митинга, на котором представители общественности благодарили строителей за отличный труд с оценкой «хорошо», председатель горисполкома Б. П. Ардаманов разрезал красную ленту. Переход был открыт. Чтобы поглазеть на него, люди специально ездили к автовокзалу.

Общая протяженность нового дорожного перехода в Туле составила 145 метров. Каждый из четырех его входов имел пандус для детских колясок – тоже революционное событие для своего времени. Декоративные ограждения входов, задуманные архитектором П. Н. Спасибовым, воплотили в жизнь умельцы завода «Тула». Внутреннюю отделку разноцветной плиткой выполнили мастера «Отделстроя». Лампы освещения были красиво декорированы разноцветными панно.

Восточный торец перехода венчала ниша, в которой была установлена эмблема Олимпиады-80, изображающая беговые дорожки, которые венчала вверху пятиконечная звезда. В западном торце, в такой же нише, подсвеченной люминесцентными лампами, была композиция в настроении площади Победы – латунная роза, пробившаяся сквозь гильзы старых снарядов – символ 35-летия мирной жизни советских людей.

Все, кто строил переход, через газету обратились с большой просьбой к тулякам относиться к нему как можно бережнее.

Не помогло.

Первой исчезла роза, потом и сами латунные гильзы. Все ж таки цветмет принимали на вес и в те времена. Потихоньку начали бить стекла в оригинальных светильниках, подсвечивающих переход изнутри. Потом сдалась и эмблема Олимпиады-80, от которой долгое время торчали из стены лишь рожки да ножки, на которых она когда-то крепилась. Жаль, что от всей этой красоты не осталось на память даже фотографий, по которым можно было бы судить о самом замысле.

В девяностые переход вообще забился водой, превратившись в болото в самом центре города. Он стоял в бездействии с 1998 года, и, казалось, погиб навеки, ведь летом вода доходила практически на уровень тротуара. Из достопримечательности переход превратился в одно из главных позорищ Тулы. 

И вдруг неожиданно у администрации города нашлись деньги. Переход осушили, отремонтировали систему ливневой канализации. Внутри демонтировали старую плитку, выровняли стены и пол, установили тепловые пушки. Для детских и инвалидных колясок оборудовали на лестницах специальные съезды. Для пышности установили еще над входами пластиковые поликарбонатовые навесы, да еще со стеклянными дверями, сохраняющими тепло, – опять же как в Москве.

Новое открытие перехода состоялось 11 июня 2008 года. В торжественной церемонии принимали участие губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, вице-губернатор Алексей Кораблев, глава муниципального образования город Тула Владимир Могильников, глава администрации муниципального образования город Тула Альберт Уколов. Можно было бы, конечно, и на более высоком уровне открыть, но для этого пришлось бы приглашать президента России.

 

Гробы и черепа

Последний на данный момент подземный переход в Туле сделали в створе улиц Мосина, Металлистов и Советской.

До того, как Металлистов стала пешеходной улицей, в обычное время суток это место не выглядело таким уж бойким. Однако когда начиналась или заканчивалась смена на двух главных тульских предприятиях – оружейном и машиностроительном заводах, который по старинке иногда еще продолжали называть новым оружейным, одновременно к остановкам транспорта устремлялось несколько тысяч человек. Конечно, такая огромная толпа не слишком-то была озабочена соблюдением дорожных правил, да и в любом случае создавала неудобства движению.

Постановлением Совмина СССР от 29 апреля 1974 г. «О мерах по развитию в 1975-1980 годах городского хозяйства Тулы» предприятия Миноборонпрома СССР, расположенные в Туле, обязаны были построить за счет собственных средств и лимитов подрядной деятельности ряд объектов. Так машзаводу отводились мероприятия по укреплению берегов Упы рядом с территорией предприятия. А также финансирование подземного перехода через Советскую улицу. Которым, собственно, должны были пользоваться и его же рабочие.

Строительство перехода до сих пор овеяно в городе всевозможными легендами о том, что на этом месте до революции располагалось кладбище Сретенской церкви восемнадцатого века и, когда копали котлован, находили человеческие скелеты и прекрасно сохранившиеся дубовые гробы. Считается, что эти захоронения относятся ко времени, когда в Туле была очередная эпидемия холеры. Чтобы не разносить заразу по округе, всех хоронили в черте города. Понятно, что в свое время эти находки не афишировались, хотя в городе о них тут же стало известно.

Интересно, что первые кости и гробы на этом месте обнаружили еще в 1920 году, когда копали дренажную траншею рядом со Сретенской церковью. Тут же послали за специалистами – П. В. Нарциссовым и профессором А. П. Рудаковым. Они констатировали: да, действительно, это настоящая научная находка. Особенно отметили они тот факт, что на этом месте различимы следы нескольких городских мостовых – одна над другой. Причем первая, по мнению Рудакова, относилась чуть ли не ко временам строительства кремля.

Около церкви Сретения были извлечены и остатки человеческих скелетов и дубовых гробов – следы бывшего здесь в восемнадцатом веке кладбища. Причем, гробы были зарыты в землю очень неглубоко – всего на полтора аршина, то есть около метра. Рядом с костями нашли медные монеты 1776 года. А ниже гробов – остатки жилья и куски посуды. Почва в этом месте вообще оказалась богата мусором и обуглившимся деревом вплоть до четырех аршин, то есть трех метров глубины.

Сретенская церковь стояла примерно на месте нынешнего памятника Мосину. Освящена она была в 1784 году. Первой в новые времена разобрали на кирпичи колокольню в 1928 году. По мнению горсовета она мешала движению в этих местах. Позже снесли и саму церковь.

О кладбище, само собой, со временем забылось. И вновь оно о себе напомнило, когда начали строить переход. Правда, за исключением останков наших предков и все тех же дубовых гробов ничего ценного не обнаружилось. Клады с драгоценностями, конечно, выплывали на поверхность во время сноса старых тульских кварталов, но не в этот раз и не в этом месте.

Восьмого сентября 1983 года началось движение по новому мосту через Упу. Проект подготовил московский институт «Гипрокоммундортранс». Вместе с мостом приняли в эксплуатацию и подземный переход на улице Советской с пятью входами. Впервые в Туле в переходе было расположено несколько торговых точек.

Само собой, и этот переход сразу же после постройки сопровождала непрекращающаяся борьба с пешеходами-нарушителями. Тем более, что делать крюк через достаточно длинный вход под землю и выход на поверхность не всем хотелось. На дороге обосновался постоянный пост инспектора ГАИ. Выход же, в конце концов, нашелся достаточно простой – участок посреди проезжей части перегородили забором, и число охотников через него перелезать немедленно уменьшилось. 

 

1986 год. Открытие обновленного трека с туннелем для спортсменовНесостоявшиеся проекты

В 1986 году туннель сделали на тульском треке, который открылся после реконструкции в 1986 году. Подземный переход для спортсменов и тренеров устроили с восточной трибуны в центр арены, чтобы не мешать гонкам. Это было новинкой – прежде, да и сейчас, внутрь трека проходили через открывающуюся калиточку в центральной восточной части.

В ближайших планах было и строительство подземного перехода на остановка «Стадион». Тогда еще это был Центральный стадион им. 50-летия Ленинского комсомола, а не «Арсенал». Опять же по причине того, что в дни больших спортивных мероприятий здесь неизменно переходили дорогу огромные толпы нарда. Хотя, как показывает нынешняя практика, даже при современном движении перетерпеть эти временные неудобства не такая большая проблема.

Все остальные задумки так и остались нереализованными. Среди них были и такие экзотические, как соединить подземным тоннелем две части оружейного завода, в смысле оружейный и машиностроительный.

А наиболее резонансной была, конечно, идея якобы сноса части Всехсвятского кладбища для новой автомагистрали. Правда, сами авторы проекта в восьмидесятые годы настойчиво уверяли, что это их не так поняли. На самом деле предполагалось устроить подземный тоннель, а кладбище оставить в неприкосновенности.

Менее известная идея еще одного подземного тоннеля – в районе драмтеатра, для создания транспортной развязки в центре города. От нее отказались по той причине, что для этого скорее всего пришлось бы снести старинное здание присутственных мест на Пушкинской. После эпопеи с расчисткой площади под строительство Белого дома она, конечно, выглядела совсем уж перебором.

Сергей Гусев

Читать еще

Форма входа