«На площадке танцевальной нет свободных мест…»
Танцевальная площадка была устроена в западной части парка в середине 1960-х годов. Она была построена взамен сгоревшего танцевального павильона, который находился до начала 1960-х годов в начале нынешней аллеи аттракционов у входа со стороны ул. Стадионный проезд (ныне Жаворонкова).
Туляки с теплотой вспоминают танцплощадку в парке. Из воспоминаний Елены Рябиковой-Гуденчук:
«Летом в Центральном парке работала танцплощадка, которую из-за особенности конструкции называли «клетка». Поначалу она была огорожена только решеткой, и окружающие могли без труда наблюдать за всем, что происходило внутри. Однако со временем по всей окружности на решетке были закреплены большие щиты, так что снаружи были видны только ноги танцоров, да и то, если присесть на корточки.
Попасть внутрь «клетки» можно было несколькими способами. Легальный (и самый непопулярный) - с помощью купленного в кассе билета. Кто-то договаривался с контролерами и проходил, заплатив наличкой часть от реальной стоимости тикета (ticket - билет, англ.), кто-то ухитрялся перелезать через решетку, кого-то проводили играющие на танцах музыканты. Были неоднократные и отчасти успешные попытки прямого штурма: группа нетрезвых «дансеров» перла напролом, сметая на пути все, включая бесстрашных контролеров, пытавшихся перекрыть дорогу нетренированными немолодыми телами (работали в этой должности, как правило, пенсионерки). Рассказывали, что однажды во время такой схватки какая-то злобная и кусачая любительница ритмичных танцев впилась желтыми прокуренными зубами в руку героической контролерши! Вам смешно, а бедняга довольно долгое время пробыла на больничном, баюкая свою раздувшуюся и посиневшую от ядовитого укуса конечность.
Рядом с «клеткой», в березках, собирались шумные разношерстные компании со всего города, чтобы пообщаться, выпить винца, купить или «толкнуть» дефицитные шмотки. Здесь же, среди белоствольных, случались иногда шумные драки. Причем, учиняли их, как правило, дамы: сильная половина человечества, соблюдая негласное джентльменское соглашение, не оскверняла территорию разборками с применением грубой физической силы.
Большинство девиц, тусовавшихся в «березках», покуривали. Одни - открыто, другие - тайком, чтобы, не дай бог, не увидел кто-нибудь из взрослых. Например, родители. А они иногда здесь появлялись, отыскивая любимых чад. Бывало, что это им удавалось, и уж тогда - только держись! Сигареты летели в одну сторону, горе-курилка в другую, подгоняемый пинками и подзатыльниками орущих мамаш (отцы почему-то появлялись редко).
Одно время особым шиком среди определенной части гражданок считалось посещение танцплощадки без нижнего белья. Со всеми вытекающими из этого недвусмысленного предложения последствиями.
В самые лучшие времена на танцплощадке играли знаменитые «Фанты» - герои эротических сновидений многих и многих юных танцорок. Они исполняли песни советских композиторов, которые утверждались партийными функционерами. Но иногда музыканты мило хулиганили, вставляя в дозволенные песни-танцы отрывки из музыки «Битлз» или «Пинк Флойд». По осени господа музыканты перебирались во Дворец профсоюзов.»
Из воспоминаний Людмилы Семеновны (публикация в "МК" от 6 июля 2012 года): «Кто из нас не помнит те замечательные годы, когда летом, по пятницам, субботам и воскресеньям, все мы бежали в парк, на танцплощадку. А там парни с гитарами, барабанными установками и синтезаторами ублажали слух нам, молодым девчонкам и парням. Именно там мы и знакомились. Влюблялись, дружили, страдали, ревновали. Под музыку той эпохи кружилась голова от счастья. Летний воздух кружил голову, и вместе с вечерней прохладой, царящей вокруг, мы танцевали, танцевали, танцевали... У парней была привычка расположиться возле гремящих колонок и глазеть на танцующих. Как это считалось круто, если успел занять место поближе к сцене. Слышимость ноль, но зато какая значимость! Еще пытались разговаривать между собой в этом грохоте. И это удавалось! А когда какую-нибудь смазливую девчонку парни-музыканты приглашали на сцену, сколько зависти возникало у остальных! Сколько эмоций! Большинство девушек старались познакомиться с музыкантами и войти в число их подруг для того, чтобы занять место рядом с ними. Играла музыка, солисты исполняли «Олесю», «Там, где клен шумит», другие песни. Неподалеку всегда дежурили несколько милиционеров. Нежданно-негаданно появлялась подвыпившая компания, которой очень приятно было испортить отдыхающим вечер. Но все-таки самым прекрасным было то, что все молодые люди, оказавшиеся на танцплощадке вечером, знакомились друг с другом. На танцплощадке царила особая атмосфера, и большинство из нас до сих пор помнят те ни с чем ни сравнимые вечера пролетевшей молодости.»
Фрагмент мемуаров Георгия Готтесмана "Тульские тетради (Сочинение длиною в жизнь)": "Двигаюсь я часов в семь вечера к площадке. Уже на подходе к воротам в парк со стороны Стадионного проезда (ныне улица Жаворонкова) слышны манящие уханья бас-гитары. Звук низкой частоты, очевидно, распространяется далее прочих. Но торопиться ни к чему. Взять билет и торчать на почти пустой "сковородке" - дурной тон. Иду солидно, не спеша. Оставив за собой слева кафе "Елочка", продвигаюсь по асфальтовой дорожке меж рядов уже подросших сосен по обеим от нее сторонам. А поворачивать никуда и не надо, так как эта дорога почти что стратегическая: к нужному месту сама подведет... И вот начинается танцевальный вечер. Первым всегда звучит вальс "Под небом Парижа", на фоне которого идет анонс: - Дорогие друзья! Вас приветствует вокально-инструментальный ансамбль "Десять тысяч" под руководством Виктора Багдасаряна... "Бум-бум-бум, бум-бум-бум, бум" - вторит бас-гитара. А после тех "фирменных" позывных музыканты уже в произвольном порядке ведут свое выступление. Также мне запомнилась и их "дежурная" шутка: - Аплодисменты - лучшая награда для исполнителей! Ну, и, ясное дело, публика сразу же отзывалась. Иногда артист объявлял: - А сейчас белый танец! Вот тут инициатива вручалась "слабому полу": приглашали девушки."
К середине 1980-х годов танцплощадка в парке перестала пользоваться популярностью. Из статьи Андрея Дремизова «Звезды тульских дискотек 1980-х» в «Слободе»:
Танцполы в парках назывались "клетками": сцена танцплощадки была огорожена сеткой. Вместимость "клетки" - около 200 человек. Еще в конце 70-х на дискотеках негде было: пьяному упасть, а потом в филармонии (в их ведомстве находились дискотеки) решили это дело взять под контроль и назначили в каждый парк своих музыкантов, которые получали 90 рублей в месяц и творчеством заниматься склонны не были: играли то, что давно никто не слушал.
В итоге к середине 80-х танцплощадки вымерли: в Комсомольском парке удавалось продать около 15 билетов. Билеты, кстати, стоили 50 копеек. Чтобы быть рентабельной, площадка должна была продавать не менее 150 билетов, потому что в филармонию надо было платить 2000 рублей в месяц. Такая вот арифметика - парки работали в убыток.»
Существование танцплощадки в классическом виде продолжалось до начала 1990-х годов, после чего ее арендовал проект «Космозон», проводивший рейвы на территории танцплощадки летом 1994 года. В последующие годы там проводились обычные дискотеки. В 2003-2004 годах щиты, которыми была обшита танцплощадка, расписали граффити в стиле «техно». Окончательно «клетка» перестала работать к 2010 году. Долгое время она находилась в запущенном состоянии. В настоящее время здесь создан скейт-парк.